председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев поделился с журналистами планами проведения дискуссий о формировании международного финансового центра в России на Байкальском экономическом форуме в сентябре этого года.
На предстоящем в сентябре Байкальском экономическом форуме планируется продолжить разговор, начатый на форуме в Санкт-Петербурге о формировании международного финансового центра в России (МФЦ). Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев поделился с журналистами своими ожиданиями от предстоящего разговора.
«Прежде всего, то, что отдельный круглый стол на одной из самых авторитетных дискуссионных площадок, какой по праву считается БЭФ, будет посвящен этой, действительно, стратегической задаче – формированию в России самостоятельного международного финансового центра (МФЦ) — очень правильно. Достигнутый уровень развития российского финансового рынка и текущая рыночная конъюнктура позволяют говорить о реализации этой задачи со всей серьезностью. Новые возможности осуществления столь амбициозного проекта появились у России, в том числе, в связи с поиском крупными инвесторами новых площадок на фоне происходящего ужесточения финансового законодательства в странах Евросоюза и США.
Принципиальным вопросом в реализации этого проекта является формирование законодательной базы. На сегодняшний день план по созданию МФЦ, утвержденный Правительством РФ два года назад, выполнен менее чем на 10%, что не может способствовать достижению намеченной цели. Понятно, что для решения такого комплекса задач необходима скоординированная и интенсивная работа всех ведомств, подкрепленная высшей политической волей. Оптимизм вселяет тот факт, что руководство страны настроено серьезно, чему свидетельство — инициатива Президента РФ Дмитрия Медведева о создании специальной группы, которая будет заниматься координацией проекта по созданию МФЦ.
При этом, безусловно, необходимо учитывать, что поспешное принятие недостаточно проработанных законов может негативно сказаться на российском финансовом рынке, дополнительно дестабилизировав его. Поэтому крайне важно обеспечить как скорость работы законодателей, так и качество принимаемых законопроектов.
К сожалению, российское финансовое законодательство является недостаточно гибким, чрезмерно императивным, и инвесторам сложно на его основе конструировать удобные формы ведения бизнеса, поскольку недостаточно эффективно защищены права собственности, недостаточна информационная прозрачность. Регулирование финансового рынка является сложным и сегментированным. Все это создает дополнительные риски при ведении бизнеса в России и не добавляет нашему рынку привлекательности в глазах долгосрочных инвесторов.
В приоритетном порядке должны быть приняты законы о развитии финансовой инфраструктуры: законы о биржах, об инсайде, о секъюритизации, о клиринге, о расчетных депозитариях. Недостаточное развитие инфраструктуры сегодня является одной из ключевых причин низкой конкурентоспособности нашего рынка. При этом следует отметить, что по уровню технологического и организационного развития наши биржи не только не уступают, но и в чем‑то превосходят западные площадки. Примером этому может послужить эффективная и бесперебойная работа наших ведущих биржевых операторов в крайне тяжелых условиях кризиса, тогда как недавнее резкое падение на американском рынке чуть не привело к коллапсу всей финансовой системы США.
Так что, круглый стол, посвященный вопросам формирования международного финансового центра, будет, вне всяких сомнений, серьезным шагом на пути реализации этой значимой задачи».