Все новости

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЭКОСИСТЕМЫ БАЙКАЛА И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОБСУДИЛИ УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

в Иркутске в рамках VI БЭФ Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды под председательством Виктора Орлова провел «круглый стол» на тему «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование».

«Круглый стол» на тему «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование» прошел под председательством главы Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктора Орлова.

Участниками дискуссии стали члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, занимающиеся проблемами экологии, и представители научно-исследовательских, коммерческих и общественных организаций.

Как подчеркнул Виктор Орлов, экосистемы озера Байкал и его бассейна отличаются уникальными природными свойствами и своеобразием культурных традиций населяющих его народов. И это накладывает особые обязательства по сохранению для нынешнего и будущих поколений уникального водного объекта с обитающими в нем биологическими видами, многообразия прибрежных экосистем и природных ландшафтов.

Если обратиться к истории, напомнил Виктор Орлов, то надо констатировать — создание в 1916 году первого в России Баргузинского государственного заповедника было признанием особого места Байкальского региона для формирования российских традиций охраны окружающей среды.

В условиях интенсификации инновационного развития экономики России с внедрением энерго- и ресурсосберегающих технологий приоритетное значение приобретают меры, по безусловному сохранению природных экосистем Байкальского региона.

Совершенствование природоохранного законодательства должно обеспечить гармоничное сочетание охраны окружающей природной среды с интересами экономики страны, регионов и хозяйственной деятельности местного населения, отмечали участники обсуждения. В числе затронутых тем – состояние водных, лесных, минеральных ресурсов Байкальского региона, накопленный экологический ущерб.

Основным загрязнителем озера Байкал остается Целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), ликвидация или перепрофилирование которого остается не только экологической, но и политической проблемой.

Вторым крупнейшим загрязнителем является река Селенга, несущая в озеро Байкал неочищенные сточные воды г. Улан-Удэ. Аналогичный вклад привносят и другие прибрежные населенные пункты. Кроме того, значительные загрязнения привносятся водным транспортом и неорганизованной туристско-рекреационной деятельности.

Площадь Байкальской природной территории превышает 24 млн. гектаров, большая часть которой занята хвойными лесами с большими ресурсными запасами древесины, обладающими высокой экономической ценностью.

Имеющиеся в наличии лесные ресурсы используются, по мнению участников дискуссии, недостаточно эффективно, что негативно отражается на экологии Байкальской природной территории. Выявленные недостатки и проблемы при осуществлении лесопользования в этой зоне имеют общие корни и черты, характерные для деятельности лесной промышленности Сибири и Дальнего Востока.

Значительная часть полезных ископаемых находится в пределах Байкальской природной территории. Законодательный запрет на их разработку препятствует экономическому развитию регионов. Из сферы общегеологического и специализированного геологического изучения (съемки, поисков и разведки) фактически выведено значительное количество площадей, перспективных на выявление новых месторождений полезных ископаемых.

Одной из актуальных проблем Байкальского региона, как и всей страны является проблема накопленного экологического ущерба, выражающаяся в отсутствии какой‑либо ответственности за него и механизмов его ликвидации, включая создание источников необходимого финансового обеспечения этих работ и мер, стимулирующих его гарантированную ликвидацию.

Как отмечали выступающие, аналогичные проблемы природопользования достаточно успешно решаются в промышленно развитых странах с помощью соответствующего законодательства. Международный опыт показывает, что наиболее совершенным инструментом установления баланса между производственными потребностями и общественными интересами является выдача промышленным предприятиям комплексных природоохранных разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов на основе технологического нормирования с использованием НДТ (наилучшей доступной технологии).

Одним из основных изъянов действующей в России системы экологического нормирования является отсутствие действенных стимулов по реализации природоохранных мероприятий и внедрению НДТ.

Отмечая широкие перспективы развития Байкальского региона и актуальность поручений Президента РФ в этой части, участники «круглого стола» приняли рекомендации Правительству Российской Федерации разработать проекты федеральных законов и необходимые для их реализации нормативные правовые акты.

Новые законодательные акты (и эти предложения вносились участниками дискуссии) должны быть направлены на достижение следующих целей:

— повышение эффективности государственного экологического мониторинга; — совершенствование системы нормирования и оценки негативного воздействия на окружающую среду;

— выдачу комплексных природоохранных разрешений на основе НДТ;

— разработку правовых и экономических механизмов, в том числе налоговых, стимулирующих хозяйствующие субъекты к применению НДТ и снижению негативного воздействия на окружающую среду, включая экологическое страхование;

— экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот,

— повышение эффективности государственного экологического контроля на региональном уровне.

Рекомендации также приняты в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных общественных организаций.

 

Публикации по теме: