Все новости

В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНГУШЕТИИ

в рамках Дней Республики Ингушетия в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета СФ по образованию и науке на тему «Совершенствование системы профессионального образования в Республике Ингушетия». Вел заседание первый заместитель председателя комитета Игорь Брынцалов.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств является уровень образованности нации, ее способность реализовать и развивать прогрессивные технологии, отмечали участники расширенного заседания Комитета Совета Федерации по образованию и науке, которое состоялось в рамках Дней Республики Ингушетия.

По мнению выступающих, опережающее развитие образования в современном мире имеет решающее значение не только для развития общества, но и для жизненной судьбы каждого человека.

Как подчеркивалось на заседании, Республика Ингушетия, один из молодых субъектов Российской Федерации, обладает значительным потенциалом для развития профессионального образования. За относительно небольшой период времени с 1992 года в Ингушетии созданы условия для организации занятости молодежи, подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров, необходимых для успешного социально-экономического развития республики.

С основным докладом на тему «Совершенствование системы профессионального образования в Республике Ингушетия» на заседании выступила министр образования региона Лемка Измайлова. Она проинформировала, что в республике функционируют 2 учреждения начального профессионального образования, 6 учреждений среднего профессионального образования и 5 учреждений высшего профессионального образования.

Как подчеркнула министр, необходимость рассмотрения проблемы совершенствования системы профессионального образования Республики Ингушетия обусловлена тем, что сегодня невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие республики без высоко развитого профессионального образования.

Л.Измайлова отметила, что анализ официальной статистики и данные опросов руководителей предприятий реального сектора экономики в целом по стране позволил выделить ряд болевых проблем в сфере профессионального образования, которые сказываются уже сегодня или скажутся в ближайшем будущем на дальнейшем развитии отечественной экономики. Прежде всего, это трудности с обеспечением реального производства квалифицированными рабочими и специалистами в силу дефицита их на рынке труда, а также несоответствие профессиональной подготовки молодых специалистов потребностям нынешнего рынка труда, отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и осуществлении непрерывного образования, которая охватила бы все формы и методы образования и обучения и снижение качества образовательных услуг в учреждениях профессионального образования.

В своем выступлении министр остановилась подробно на самом проблемном для республики направлении – функционирование начального и среднего профессионального образования. На сегодняшний день, по словам Л.Измайловой, в Ингушетии функционируют 2 учреждения начального профессионального образования и 6 учреждений среднего профессионального образования. Общая численность студентов всех учебных заведений НПО и СПО составляет 3500 человек.

По мнению Л.Измайловой, незамедлительного решения требует вопрос создания нормальных условий для обучающихся как в начальных, так и в средних профессиональных учебных заведений. Она сообщила, что из всех учреждений НПО и СПО республики только лишь Назрановский аграрный техникум расположен в типовом учебном здании. «Ни в одном из профессиональных учебных заведений нет условий для физического воспитания и развития учащихся, нет стоматологических кабинетов, не созданы условия для питания студентов, в библиотеках – минимум учебно-методической литературы», — с горечью отметила министр. Однако, уточнила она, несмотря на недостаточную материально-техническую базу и слабое учебно-методическое обеспечение, руководители учреждений СПО и НПО стараются организовать учебно-воспитательный процесс в необходимом режиме. Например, Политехнический колледж Республики Ингушетия, организованный в 2001 году на базе полуразрушенных коровников, с 2005 г работает по плану «Стратегическое развитие на период до 2030 года».

Говоря о проблемах учебных заведений, Л.Измайлова напомнила, что до передачи учреждений начального профессионального образования из федерального подчинения в ведение республики финансирование этих учебных заведений с каждым годом стабильно увеличивалось. «Каждым училищем были защищены проекты на строительство учебных корпусов и спортивно-оздоровительных комплексов, на что планировалось выделить из федерального бюджета 800 млн. руб. Все учреждения были переведены на новую систему оплаты труда, повысилась заработная плата педагогических работников и мастеров производственного обучения, что значительно повлияло на заинтересованность их в работе. Увеличивались цифры приема в учреждения НПО, что особенно важно на фоне высокой безработицы и непростой общественно-политической ситуации в республиках СКФО», — сообщила министр.

Региональный министр сообщила, что основными проблемами для всех учреждений начального и среднего профессионального образования республики являются обучение по старым образовательным стандартам на основе устаревшей учебно-материальной базы, недостаточный потенциал преподавательского состава и мастеров производственного обучения, для соответствия производственным требованиям которых необходима организация стажировки в образовательных учреждениях России, перешедших на новые инновационные технологии. Также серьезной проблемой учреждений НПО и СПО является отсутствие общежитий для студентов. Все эти проблемы, по мнению Л.Измайловой, можно будет решить, если учреждения среднего профессионального образования будут не республиканского, а федерального подчинения.

Одним из путей решения проблем НПО и СПО в республике министр назвала создание образовательных кластеров. Она напомнила, что образовательный кластер по отраслевому признаку представляет собой совокупность следующих компонентов: общеобразовательные школы определенного профиля, учреждения НПО, СПО и ВПО, соответствующие ведомства и Министерства и отраслевые предприятия. Некоторые регионы, по словам Л.Измайловой, уже имеют опыт в создании и внедрении на своей территории данных образований. «Внедрение на территории республики образовательных отраслевых кластеров будет являться основополагающим фактором усовершенствования системы профессионального образования республики», — заметила министр.

Полный текст доклада Министра образования Республики Ингушетия Лемки Измайловой на тему «Совершенствование системы профессионального образования в Республике Ингушетия» >>>

О состоянии и перспективах развития науки в Республике рассказал председатель Комитета по образованию и науке Народного Собрания Ингушетии Исмаил Танкиев. По его мнению, наука и образование – это основа инновационного развития региона. И подчеркнул, что в республике остро стоит проблема создания научно-исследовательского центра.

По мнению члена Комитета СФ по образованию и науке Валерия Сударенкова, при передаче федеральных полномочий субъектам необходимо учитывать особенности небольших регионов. «Особенно это касается образования. В России каждый ребенок должен иметь право получить начальное профессиональное образование по той специальности, которую он выбрал. И не только на территории своего региона», — подчеркнул сенатор.

Как отметил первый заместитель председателя комитета Игорь Брынцалов, Совет Федерации, как палата регионов, ведет постоянный диалог с субъектами Федерации, и будет продолжать это и впредь. «Мы должны вместе обсуждать существующие проблемы и находить конструктивные решения», — подчеркнул сенатор.

По итогам обсуждения принято решение выработать рекомендации в адрес Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства России. В выступлениях, в частности, предлагалось рассмотреть проблемы совершенствования нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования Республики Ингушетия.

Участники встречи намерены обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением обсудить вопрос о выделении средств из федерального бюджета на укрепление материально-технической и учебно-материальной базы учреждений профессионального образования Республики Ингушетия, при разработке комплексной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа предусмотреть разделы, включающие государственные программы и проекты поддержки системы профессионального образования в округе на период до 2020 года.

 

Публикации по теме: