В рамках Дней Республики Ингушетия в Совете Федерации Комитет палаты по экономической политике, предпринимательству и собственности рассмотрел вопрос о программе социально-экономического развития региона на 2009–2020 и на период до 2030 года. Вел заседание председатель Комитета СФ Оганес Оганян.
В расширенном заседании Комитета СФ приняли участие представители Республики Ингушетия Министр экономики и промышленности В.Аушев, председатель комитета Народного собрания Республики по экономической политике С.Алероев, председатель ТПП Республики М.Хаматханов, руководители кредитно-финансовых и промышленных предприятий.
* * *
С докладом о состоянии и перспективах экономического развития Республики Ингушетия выступил республиканский Министр экономики и промышленности Висит Аушев. В его докладе акцент был сделан на создании для субъекта Федерации равнозначных экономических и правовых условий функционирования.
«Ингушетии удалось преодолеть тенденцию спада и начать поступательное движение вперед, выходя из того запущенного состояния, в котором республика находилась. В первую очередь, мы направили усилия на стабилизацию общественно-политической ситуации», — констатировал В.Аушев.
На сегодня в республике сформированы муниципальные образования, успешно проведены выборы в органы местного самоуправления, начал свою работу Конституционный Суд Республики Ингушетия, созданы Советы тейпов и союзы национально-культурных автономий национальных меньшинств, проживающих в республике. Активно ведется диалог по сближению позиций различных традиционных исламских течений и выработке согласованных мер противостояния распространению среди молодежи чуждой исламу и всем религиям идеологии насилия и экстремизма.
«Решая текущие задачи, мы прекрасно понимали, что серьезное развитие республики возможно только на основе хорошо продуманного долгосрочного стратегического плана. Поэтому такой документ был нами разработан и утвержден в 2009 году», — сообщил В.Аушев.
В рамках Стратегии были проведены исследования ключевых секторов экономики республики, что, по словам Министра, позволило оценить уровень конкурентоспособности и потенциал региона, а также определить стратегические приоритеты в деятельности руководства.
Первым шагом руководства республики стала федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 гг.», реализация которой позволит достичь значительного социального эффекта. «В первую очередь, это новые рабочие места и повышение качества условий для жизни. Ведь главная наша цель повысить уровень благосостояния населения», — подчеркнул В.Аушев.
Для решения накопившихся в республике проблем, рассказал он, предусматривается реализация основных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, миграционной политики, строительства объектов культуры; развития образования, физической культуры, спорта и молодежной политики, системы здравоохранения и обеспечения социальной защиты, преодоление технической отсталости, поддержка развития промышленности и агропромышленного комплекса; строительство объектов транспорта, связи и телерадиовещания.
«Вместе с тем, — констатировал докладчик, — у нас есть ряд серьезных проблем, не включенных в Программу, в силу ограниченности выделяемых республике средств. Мы не в состоянии самостоятельно справиться с такой задачей, как завершение строительства нашей столицы — города Магас, без которого развитие Ингушетии, как полноценного субъекта Российской Федерации, не представляется возможным», — отметил В.Аушев.
Строительство города Магаса, напомнил он, было начато на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, предусматривающих осуществление финансирования за счет средств федерального бюджета. Для активизации хода строительства столицы руководством республики прилагаются усилия по привлечению внебюджетных инвестиций. Однако, заметил В.Аушев, нестабильная общественно-политическая ситуация в северокавказском регионе значительно снижает эффективность проводимых мероприятий.
План развития города Магас, подготовленный в соответствии с поручением Правительства РФ, представлен в Минрегион России. Но механизм его исполнения не определен, и вопрос по‑прежнему остается открытым, обратил внимание докладчик.
Ключевой задачей для Ингушетии является восстановление природного ландшафта, нарушенного в результате длительной и бессистемной нефтедобычи на территории Малгобекского района. Теперь в регионе регулярно происходят оползни, разрушающие жилые дома и иные сооружения. Из‑за оползней, сообщил В.Аушев, сегодня 2293 семьи в Ингушетии нуждаются в безотлагательном отселении из опасной зоны.
Руководство республики предпринимает все возможные меры, сообщил В.Аушев. В рамках реализации мероприятий ФЦП «Жилище» разработана и утверждена республиканская целевая программа по переселению и обустройству жителей, проживающих в оползневой зоне. За счет средств выделенных по программе в текущем году построено жилье для 632 семей: 500 индивидуальных жилых домов и 4 многоэтажных дома на 132 квартиры. До конца года в республику должны поступить средства федерального бюджета на строительство еще 58 жилых домов. Остается проблема переселения 1603 семей, проживающих в аварийном жилье, для решения которой республике необходимо 6,3 млрд. руб.
«Системным фактором, массово воспроизводящим бедность» в республике назвал В.Аушев низкий уровень образования и здравоохранения. Несмотря на все принимаемые руководством республики меры, Ингушетия испытывает нехватку ученических мест — дефицит составляет около 20 тысяч мест. На ближайшие пять лет запланировано строительство 12 школ, а надо еще 28 школ.
«В условиях высокой дотационности республики решить данную задачу самостоятельно не представляется возможным. Достижение высокого образовательного уровня населения невозможно без признания абсолютной приоритетности среднего общего образования», — подчеркнул В.Аушев.
Говоря о здравоохранении в республике, В.Аушев отметил недостаточность существующей материально-технической базы, проблему медицинских кадров, отсутствие медицинского обслуживания во многих населенных пунктах. Налицо неравенство доступа жителей к медицинским услугам, рост числа запущенных заболеваний, самый высокий в РФ коэффициент младенческой смертности (в 1,8 раз превышает среднероссийский уровень). «Тяжелая ситуация сложилась в службе родовспоможения и детства в связи с отсутствием в республике специализированной перинатальной службы. Несмотря на то, что нами была представлена вся необходимая документация для включения объекта в проект ФЦП «Дети России» в подпрограмму «Здоровое поколение», строительство Перинатального центра в г. Магас в программе не предусмотрено», — обратил внимание членов Комитета СФ на существующую проблему.
Одна из важнейших проблем Республики Ингушетия — низкое качество питьевой воды, изношенность существующей системы водоснабжения. Как сообщил В.Аушев, в республике разработан проект программы «Чистая вода», направленный на улучшение качества питьевой воды в дошкольных, общеобразовательных учреждения и учреждениях здравоохранения республики, строительство и реорганизацию заводов по разливу воды. В рамках программы также предусмотрено строительство подземных хранилищ для воды.
В заключение доклада В.Аушев отметил: республике предстоит сделать главное — превратить планы в реальность и решить существующие острые проблемы. «Мы рассчитываем на поддержку Совета Федерации и уверены, что Дни субъекта в стенах верхней палаты парламента — еще одна возможность для республики выработать совместно с законодательной властью дополнительные механизмы и инструменты для оказания реальной помощи Ингушетии в реализации поставленных задач», — подчеркнул В.Аушев.
В ходе дискуссии на заседании Комитета были обсуждены вопросы инвестирования и кредитования региональных проектов в Ингушетии, взаимодействия руководства республики с финансово-кредитными учреждениями. Также был поднят вопрос о неудовлетворительном состоянии автодорог в республике, в частности, магистрали «Кавказ» (Ростов-Баку). Определенные подвижки в дорожном строительстве должны произойти с восстановлением в субъектах Федерации дорожных фондов, считают сенаторы.
Подводя итог состоявшемуся обсуждению, председатель Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян подчеркнул необходимость уделять повышенное внимание экономическому развитию региона, особенно малому и среднему бизнесу, как ключевому фактору для решения проблем занятости и других экономических проблем. Он предложил провести анализ положения дел в банковской сфере, с дефицитом кредитных ресурсов в республике с тем, чтобы «понять, как можно повлиять на ситуацию».
Комитет поддержал предложенный проект постановления Совета Федерации.
В проекте постановления социально-экономическое развитие Республики Ингушетия характеризуется как «неоднозначное, достаточно сложное и сопряженное с рядом трудностей». Основными проблемами республики названы высокий уровень безработицы, спад в промышленности и сельском хозяйстве, слабая производственная база, низкая обеспеченность объектами социальной сферы, неразвитость инженерной инфраструктуры, сложная миграционная ситуация. В результате Ингушетия по основным макроэкономическим показателям значительно отстает от среднероссийского уровня.
В проекте постановления палаты изложен ряд мер по оказанию государственной поддержки Республики Ингушетия. Глава Комитета СФ О.Оганян отметил возможность существенной корректировки данного постановления в процессе его обсуждения в палате.
Публикации по теме:
- Республика Ингушетия в гостях у Совета Федерации! >>>
- Владимир Свинарев: У федерального и регионального парламентов широкое поле для сотрудничества >>>
- Сенаторы обсудили проблемы сельского хозяйства Ингушетии >>>
- Сенаторы обсудили демографическую ситуацию в Ингушетии >>>
- Ингушетия: Для развития туристического потенциала необходима федеральная поддержка >>>
- Сенаторы рассмотрели проблемы ЖКХ Ингушетии >>> В Совете Федерации обсудили проблемы образовательных учреждений Ингушетии >>>