Все новости

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП ДОЛЖНЫ УМЕТЬ И ВОДИТЕЛИ, И ПЕШЕХОДЫ

в Санкт-Петербурге в рамках третьего Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» состоялся «круглый стол» на тему «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и ликвидации их последствий».

ДНЕВНИК КОНГРЕССА

В Санкт-Петербурге в рамках Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» был проведен «круглый стол» «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и ликвидации их последствий», в работе которого приняли участие 52 человека: члены Совета Федерации, представители Минобрнауки России, МВД России, субъектов Российской Федерации, зарубежная делегация, представители Всемирной организации здравоохранения и Красного Креста, а также научные, общественные, коммерческие организаций, учебные заведения, средства массовой информации.

На «круглом столе» выступили представители медицинских, образовательных учреждений, научных организаций, региональных органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга. В числе выступающих был и заместитель Министра РФ по делам ГО и ЧС Александр Чуприян, замдиректора НИИ скорой помощи Санкт-Петербурга Вадим Стожаров, и координатор ВОЗ по вопросам случайного травматизма Марджи Педен.

Участники «круглого стола» отметили, что тема, вынесенная Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению и Комитетом Совета Федерации по образованию и науке на обсуждение, является своевременной и имеет важное значение не только для Российской Федерации, но и для всех без исключения стран. Актуальность обсуждаемой темы несомненна, ведь дорожно-транспортные травмы – одни из трех основных причин смертности людей во всем мире от 5 до 44 лет. Количество людей, гибнущих во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях, оценивается почти в 1,2 миллиона человек в год, а получивших увечья – приближается к 50 миллионам.

Свыше 90% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним доходом населения. В 2009 году в России произошло более двухсот тысяч ДТП, в результате которых погибли 26 тысяч 84 человек. В этом году наблюдается определенная положительная динамика. За 9 месяцев 2010 года произошло на 2,5% меньше ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. А по вине пьяных водителей снижение числа ДТП составило 6,3%. Сохраняется тенденция к снижению количества ДТП с участием детей и подростков.

Дорожно-транспортные происшествия наносят значительный ущерб и экономике России, отмечали участники «круглого стола». Это около 2 % от валового внутреннего продукта.

Особое внимание участники «круглого стола» уделили вопросам организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим, В нашей стране пока эта система недостаточно эффективна. В работе по оказанию помощи пострадавшим сами участники дорожного движения занимают, как правило, пассивную роль. Почти в 20% случаев можно избежать смертельных исходов в дорожно-транспортных происшествиях при минимальной соответствующей подготовке участников дорожного движения по оказанию первичной медицинской помощи пострадавшим. Но у нас водители, пешеходы, работники коммунальных и дорожных служб практически не имеют знаний и практики оказания первой помощи.

Смертность при дорожно-транспортных происшествиях обусловлена тяжестью получаемых травм, а также несвоевременной доставкой пострадавших в больницу. В результате летальность на догоспитальном этапе составляет более десяти процентов.

Только 6% пострадавших на автотрассах федерального значения доставляются в лечебные учреждения бригадами скорой медицинской помощи в санитарном автотранспорте, тогда как нуждаются в оказании неотложной помощи с первой минуты в условиях реанимобиля от 30% до 60%. При транспортировке попутным транспортом погибают более 80% пострадавших. Показатели смертности пострадавших при ДТП в странах Европы значительно ниже, чем в Российской Федерации.

Доля тяжелых травм при ДТП в России несоизмеримо выше, чем в странах Европы, где автотранспорт обеспечивает надежную защиту водителя и пассажиров. Выступающие обращали внимание на то, что автомобили отечественного производства не оснащены подушками безопасности. Кроме того, характерной особенностью автомобильного парка страны является значительная доля автомобилей устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации («ВАЗ», «Москвич», «ГАЗ», «ЗАЗ», и «УАЗ»). Около 50% легковых автомобилей, 61% грузовых автомобилей, 46% автобусов и 83% мототранспорта эксплуатируются свыше 10 лет. Эксплуатация данного автомобильного транспорта особенно опасна на автодорогах, длительно не подвергавшихся ремонту.

Опыт зарубежных стран по организации помощи пострадавшим в ДТП показывает, что важнейшее значение имеют три взаимосвязанных фактора:

1) Своевременная информация о дорожно-транспортном происшествии (связь).

2) Время начала оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Для этого во многих странах задействуются вертолеты и реанимобили.

 3) Постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс, к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи.

Считается, что использование реанимобиля оптимально в радиусе 6–8 км от подстанции, а вертолета — в радиусе до 50 км от базы. Во многих странах (Великобритания, Норвегия, Франция, Канада, США, Германия и др.) крупные больницы имеют вертолетные площадки либо на крыше, либо — вблизи приемного отделения, в котором в обязательном порядке оборудуется реанимационный зал, где с первых минут начинается оказание реанимационной помощи при поступлении больного.

В 2009 году был принят Федеральный закон, уточнивший понятие «первой помощи», порядок ее оказания, и определила круг лиц, обязанных её оказывать. В перечень лиц, обязанных оказывать «первую помощь», вошли сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, пожарные, спасатели, водители транспортных средств и другие лица, имеющие соответствующую подготовку.

* * *

Подвел итоги «круглого стола» заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Евгений Трофимов. «Во всем мире, — подчеркнул он, — транспортный травматизм является второй по значению причиной смертности среди детей и молодежи. Каждый тринадцатый пострадавший в дорожной аварии – ребенок или подросток. Свыше половины смертей в результате ДТП приходится на долю социально-активной части населения, чей потенциал остался для общества нереализованным».

В этой связи на «круглом столе», рассказал Евгений Трофимов, были рассмотрены проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма, практические вопросы совершенствования оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП, особенно в части оперативности и своевременности оказания помощи на основе высокой мобильности, оснащения соответствующих лечебных центров современным высокотехнологичным оборудованием, в том числе отечественного производства с высококвалифицированным персоналом.

Как показывает практика, отметил Евгений Трофимов, по вине водителей происходит более 80 процентов всех ДТП. Поэтому особое внимание на круглом столе было уделено совершенствованию подготовки водителей транспортных средств, в том числе по вопросам оказания первой помощи.

Участники заседания особо отметили, что сегодня необходима система непрерывного обучения и воспитания законопослушного участника дорожного движения. «Это должно занять самое прочное место в дошкольном воспитании, в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях, во внешкольной и дополнительной системах образования и далее через средства массовой информации путем проведения различных пропагандистских акций, брифингов, общественных конференций, форумов», — считает сенатор Евгений Трофимов.

На круглом столе, сообщил он, были заслушаны доклады по вопросам формирования навыков безопасности дорожного движения у учащихся общеобразовательных и средних учебных заведений, роли детских общественных организаций в системе обучения и воспитания основам безопасного поведения на дорогах.

Резюмируя прозвучавшие выступления, Евгений Трофимов подчеркнул: «Дорожно-транспортные происшествия предсказуемы, а значит, могут быть предотвращены».

Многие страны, рассказал он, достигли значительного сокращения числа аварий и тяжести последствий путем реализации комплексного подхода в профилактике и ликвидации дорожно-транспортного травматизма, объединения усилий и согласованности действий семьи, государства, общественных организаций и гражданского общества.

«От того, как мы будем решать вопросы безопасности дорожного движения, какие условия создадим для этого сейчас, будет зависеть судьба новых поколений, судьба России», — завершил свое выступление на заключительном пленарном заседании Евгений Трофимов.

* * *

По итогам «круглого стола» были сформулированы рекомендации в адрес Правительства РФ, профильных министерств и региональных органов власти, направленные на сокращение дорожно-транспортного травматизма.

Правительству РФ предложено сформировать единую базу данных о пострадавших в ДТП, рассмотреть вопрос о более широком применении спасательной авиации, а также продолжить реализацию ряда профилактических мероприятий и целевых программ.

Ряд рекомендаций связан с повышением качества обучению водителей правилам оказания первой медпомощи и формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

Министерству внутренних дел рекомендовано разработать проект ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2017 годах». Региональным органам власти участники «круглого стола» рекомендуют разрабатывать свои региональные программы по повышению безопасности дорожного движения, модернизировать технологии оказания медпомощи пострадавшим в ДТП, осуществлять профилактические и обучающие мероприятия.

 

Публикации по теме: