Как сообщила Светлана Орлова, проект обсуждаемого Федерального закона внесли в Государственную Думу Председатель Совета Федерации Сергей Миронов и депутат Государственной Думы Виктор Шудегов.
Законопроект направлен на устранение социальной напряженности, возникающей у сельских жителей в связи с подготовкой к реализации норм Федерального закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Анализ показывает, что вводимый данным законом принцип подушевого финансирования делает экономически невозможным существование в деревнях, селах, поселках городского типа множества школ с небольшим 40–50 человек контингентом учащихся.
Авторы законопроекта отмечают, что в сельской местности работает 65,4% общеообразовательных учреждений страны, в которых обучается около 4 миллионов (почти 30%) российских школьников.
Надо сказать, что введение подушевого финансирования ставило благую цель — поощрить лучшие школы, исходя из принципа: «У хорошего учителя будет больше учеников». Однако, указано в пояснительной записке к законопроекту, в условиях сельской местности миграция учеников и учителей по школам невозможна. Это тем более актуально в условиях временного демографического кризиса в российских школах, хотя в настоящее время демографическая ситуация в стране и начинает выправляться.
Сегодня в России закрывается порядка тысячи школ ежегодно для экономии бюджетных средств. На практике это оборачивается тем, что детям ежедневно приходится преодолевать путь длиной в десятки километров в условиях сельского бездорожья и нехватки школьных автобусов эта дорога зачастую является настоящим испытанием и для самого ребенка, и для его родителей. Многие молодые семьи не выдерживают и уезжают в крупные райцентры. Села лишаются специалистов, подчеркивали участники совещания.
Практика оптимизации сети сельских школ показала, что при наличии более 24 учеников в школе ее закрытие сопровождается большими финансовыми и моральными издержками, о которых подробно сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Его авторы считают, что для оздоровления данной ситуации в Федеральный закон 83-ФЗ необходимо внести дополнение, определяющее, если фактическая численность учащихся малокомплектной сельской школы составляет менее 50% от проектной численности ученических мест, то для финансирования расходов на содержание данного учреждения, осуществляемых из местных бюджетов, используется не муниципальный заказ, а сохраняется механизм сметного финансирования, позволяющий обеспечивать содержание школьных зданий и их коммунальные расходы в полном объеме. Для этого вносятся соответствующие изменения в статью 6 названного закона.
Принявший участие в совещании один из авторов законопроекта депутат Государственной Думы В.Шудегов заявил, что закон, в который вносятся поправки, по аналогии с 122-м законом получил название «Монетизация школьного образования». Хотя, отметил депутат, он затрагивает не только систему образования, а захватывает всю бюджетную сферу 330 тысяч бюджетных учреждений. «И по своему влиянию он, конечно, окажет значение существенно большее, чем 122-й закон, который охватил только неработающую часть населения, а здесь вся бюджетная сфера», — считает В.Шудегов.
«Понятия «малокомплектные школы» в нашем законодательстве нет, как в старом, так и в проекте нового закона об образовании. Специальных нормативов, где бы были завышены тарифы содержания малокомплектных школ, также не существует, есть только рекомендации. Но, если это не прописано на федеральном уровне, то и субъекты не могут заложить межбюджетные отношения», — отметил парламентарий.
Правительство Российской Федерации не согласилось с законопроектом, считая, что он входит в противоречие с концепцией Федерального закона 83-ФЗ, информировала С. Орлова. Но проблема существует, и ее надо как‑то решать. Проблема эта не только не только в экономике. Речь идет о важности сохранения и развития села, что заявлено государством как приоритетная программа, напомнила сенатор.
В обсуждении приняли участие председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков, представители федеральных министерств финансов, образования и науки, сельского хозяйства, регионального развития, ученые.
Многие участники дискуссии сходились в предложении отменить вообще принцип применения подушевого финансирования к малокомплектным сельским школам. Указывалось, что этот принцип может вводиться только в тех случаях, когда есть конкурентная среда в сфере образования, когда несколько школ могут конкурировать между собой в качестве образовательных услуг. В сельской местности такая конкурентная среда отсутствует.
Говорилось также, что речь идет не только о сохранении сельских школ, проблема шире и касается всего сельского хозяйства, продовольственной безопасности страны и социального контроля над огромными территориями. А безопасность это обязанность Федерации. Поэтому федеральному центру отдать проблему на решение субъектов и совсем уйти из регулирования этого вопроса нельзя.
«С чисто финансовой стороны к этой проблеме, когда у нас ежегодно идет сокращение численности сельского населения нельзя, это просто катастрофа, — заявил, в частности, сенатор Г. Горбунов. — Мы проходили это даже в советское время, когда обозначали бесперспективные деревни. И, как только школа уходила, так эти деревни исчезали. И мы сейчас опять наступим на эти же грабли» .
Было решено консолидировать работу профильных министерств и парламента над решением этой проблемы.