Все новости

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ИММУНИТЕТ: УТОЧНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

В Совете Федерации обсудили современные тенденции развития института парламентского иммунитета в России и за рубежом. Комиссия СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности провела «круглый стол» на тему «Роль и место парламентского иммунитета в российском законодательстве».

В дискуссии вместе с членами Совета Федерации приняли участие представители Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, ученые и специалисты в области парламентского права.

Открывая заседание, заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев, подчеркнул, что тема сегодняшней дискуссии является актуальной, многосложной и многоплановой. Поводом для вынесения ее на обсуждение послужили обращения Генпрокуратуры к Совету Федерации о закреплении в нормативных правовых актах исчерпывающих оснований для отказа в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности членов палаты парламента. Такое предложение основано на рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по результатам изучения ситуации с коррупцией в нашей стране. Юрий Воробьев напомнил, что Россия является членом этой группы с 1 февраля 2007 года.

«В ходе проверки оценивалось состояние национального законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. По результатам был подготовлен доклад, где были даны 26 рекомендаций по улучшению антикоррупционого законодательства. Среди изучаемых тем были содержание и пределы иммунитетов высших должностных лиц. ГРЕКО рекомендовало разработать конкретные критерии для их использования парламентом, конституционным судом или квалификационной коллегией судей при принятии решения по запросам о снятии иммунитета», — рассказал Юрий Воробьев.

По мнению председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова, необходимо совершенствовать процессуальные нормы, определяющие порядок привлечения парламентариев не только к уголовной, но и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. В настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит таких правовых установлений.

«В теории права определено, что парламентский или депутатский иммунитет – это особый правовой режим, позволяющий парламентарию эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. При этом неприкосновенность не нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом и судом», — отметил Анатолий Лысков.

Председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам считает необходимым развенчать культ неприкосновенности, а также усовершенствовать действующее законодательство. По его словам, должны быть четко определены основания, по которым Госдума и Совет Федерации вправе принять решение об отказе в даче согласия на снятие неприкосновенности.

Кроме того, Анатолий Лысков предложил проводить голосование по вопросам парламентской неприкосновенности по фракциям, а затем принимать решение по совокупности. С ним согласился глава Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев. По его мнению, с точки зрения ответственности партии за своего члена официальный документ, определяющий отношение фракции к вопросу иммунитета, был бы полезен.

Член Комитета СФ по конституционному законодательству Евгений Тарло отметил, что парламентский иммунитет необходим, но должны быть приняты все меры для того, чтобы избежать спекуляций с целью ухода от уголовной ответственности. Кроме того, он разделил юридический и фактический иммунитет. «Та или иная корпорация: будь то адвокаты, следователи или сотрудники МВД не хотят выносить из своего ведомства то, что там происходит. Поэтому мы выступаем за усиление прокурорского надзора. В свое время он был слишком усечен. Уверен, что прокуратура должна внимательно наблюдать, что происходит в других правоохранительных органах и пресекать любые нарушения закона», — заявил Егений Тарло.

Подводя итоги, Николай Тулаев отметил: «Бесспорно, надо признать нашу общую позицию, что парламентский иммунитет является важнейшим институтом демократии. Он призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану личности парламентария в связи с исполнением государственных функций, ограждать его от необоснованных преследований. При этом должен соблюдаться оптимальный баланс между интересами обеспечения неприкосновенности парламентария и неотвратимостью привлечения виновных к ответственности. Поэтому уточнения правовых норм, касающихся иммунитета, законодателям необходимо готовить совместно с Генпрокуратурой, Следственным комитетом и другими компетентными органами».

Обсудив проблемы законодательного регулирования конституционного института парламентской неприкосновенности, участники «круглого стола» приняли следующие рекомендации:

Продолжить практику изучения зарубежного опыта законодательного регулирования института парламентской неприкосновенности. В процессе совершенствования правового регулирования в области парламентского иммунитета учитывать общепризнанные принципы и нормы международного права. Особое внимание уделить совершенствованию процедуры имплементации международных обязательств Российской Федерации;

Профильным Комитетам Совета Федерации и Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности предложено разработать системные поправки в федеральные законы, регулирующие парламентский иммунитет. После урегулирования проблемных вопросов парламентского иммунитета на законодательном уровне будут разработаны соответствующие поправки в регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Публикация по теме: