Все новости

ДНЕВНИК СЕССИИ

НИКОЛАЙ ТОНКОВ: РОССИЯ ПРИДАЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

26 января 2011 года на 19-й сессии АТПФ на третьем пленарном заседании «Региональное сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе» выступил член российской делегации – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Николай Тонков.

На третьем пленарном заседании в рамках 19-й сессии АТПФ член российской делегации – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Николай Тонков выступил по вопросу «Сотрудничество в ликвидации последствий стихийных бедствий и реагировании на чрезвычайные ситуации».

«Россия придает большое значение международному сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных разрушительными стихийными бедствиями – цунами, землетрясениями, лесными пожарами», — подчеркнул российский законодатель.

По мнению Н.Тонкова, первостепенное внимание необходимо уделять укреплению национальных возможностей по смягчению последствий стихийных бедствий, развитию систем их раннего предупреждения, включая совершенствование средств оценки и прогноза, разработке документов и стратегий уменьшения опасности стихийных бедствий на основе имеющихся научно-технических знаний и с учетом экономических, культурных и национальных особенностей стран.

«Мы считает важным расширять содействие научным и прикладным исследованиям, направленным на снижение людских потерь и материального ущерба в случае стихийных бедствий», — отметил сенатор.

Как рассказал в своем выступлении Н.Тонков, Россия последовательно поддерживает усилия, в том числе и в рамках ООН, по развитию сотрудничества в предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий, важным инструментом которого является Международная стратегия уменьшения опасности бедствий (МСУОБ). И добавил, что наша страна поддерживает участие государств в работе Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий (ГПУОБ).

Все возрастающее значение, по мнению российского сенатора, в работе международного сообщества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций играет технологический фактор. «Мы готовы как в рамках ООН, так и на региональном и двустороннем уровнях к рассмотрению вопросов сотрудничества в данной сфере», — заметил Н.Тонков.

По словам российского парламентария, в совместной работе следует сделать упор на прогнозировании чрезвычайных ситуаций и быстром реагировании со стороны как национальных, так и международных гуманитарных агентств.

Н.Тонков отметил необходимость укрепления систем раннего предупреждения, оценки ущерба и смягчения последствий стихийных бедствий. «Мы должны наращивать международное сотрудничество в этой сфере, обмениваться опытом и информацией», — считает российский законодатель.

ВИКТОР ОРЛОВ О ПРОБЛЕМАХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ АТР

26 января 2011 года в Улан-Баторе на 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) при обсуждении резолюции по продовольственной безопасности выступил член российской делегации — председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.

Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, выступая на XIX сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), в решении вопросов продовольственной безопасности значительная роль принадлежит рыболовству, вылову морских биологических ресурсов, а также аквакультуре — развитию промышленного производства рыбы в водоёмах суши и моря при участии и под контролем человека.

Для большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), отметил российский сенатор, рыболовство входит в основную сферу занятости населения. «Население стран АТР растёт, а вылов рыбы в морских условиях падает. Например, в 2000 году в наших странах выловлено 61,3 млн.тонн рыбы и других морепродуктов, а в 2009 году — 57,6 млн.тонн. Падение произошло в основном за счёт снижения вылова в таких странах как Перу, Эквадор, Таиланд, Россия, Новая Зеландия», — пояснил В.Орлов.

В то же время, подчеркнул законодатель, значительное увеличение вылова за 9 лет продемонстрировали Филиппины, Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, хотя и не смогли компенсировать общее снижение вылова.

В.Орлов призвал участников сессии использовать опыт стран, где широко используются внутренние водоёмы и развитие воспроизводства рыбы под контролем человека. «В странах региона за счёт аквакультуры и принимаемых мер производство рыбы, разводимой с участием человека, превышает объёмы её вылова в естественных морских условиях. Это, в основном, КНР, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, которые мы должны поблагодарить за снятие напряжённости в обеспечении населения рыбой и рыбной продукцией, и призвать правительства других стран следовать их примеру», — подчеркнул глава Комитета Совета Федерации.

Если же говорить в целом о рыболовстве в мире, отметил российский законодатель, то в этой важнейшей сфере занятости и обеспечения продовольствием населения наблюдаются практически необратимые тенденции уменьшения объёмов морских водных биологических ресурсов и увеличение объёмов производства за счёт аквакультуры.

Как считает В.Орлов, в акваториях морей, прилегающим к странам АТР, накопилось много проблем в области регулирования вылова (добычи) рыбы, сокращения её запасов, воспроизводства, торговли и рационального использования. По мнению российского сенатора, этот вопрос необходимо обсудить на будущих сессиях АТПФ.

ВИКТОР ОРЛОВ ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ МОНГОЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ

26 января 2011 года находясь в Улан-Баторе в составе российской делегации на 19-ой сессии АТПФ, председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов выступил перед преподавателями и студентами Монгольского Государственного университета технологий и инноваций.

«В рамках 19-го Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума мне посчастливилось снова посетить Вашу страну, что с учётом более чем 70- летнего сотрудничества России и Монголии в сфере геологии предопределило тему и формат не столько официальной, сколько профессиональной встречи, в ходе которой я бы хотел сделать небольшое выступление (минут на 20), а потом обменяться вопросами и ответами, причём не только в области геологии, но и в других сферах экономики», — начал свое выступление перед студентами и преподавателями Монгольского Государственного университета технологий и инноваций Виктор Орлов.

Говоря о модернизации экономики, российский законодатель подчеркнул, что не факт, что постиндустриальная экономика знаний, науки, информатики, инноваций достижима в ближайшие 30- 40 лет для каждой страны и является единственной возможностью поднять уровень жизни граждан до уровня самых передовых стран.

В конце концов, заметил он, у каждой страны есть своя история, многовековые традиции, культура, общий менталитет, которые определяют готовность народа к восприятию новшеств, с одной стороны, в привычных, традиционных сферах жизни и деятельности, а с другой стороны – в незнакомых, но популярных и продвинутых в развитых странах, уже перешагнувших рубеж индустриализации, поскольку они начали её более 150 лет назад. По словам В.Орлова, в этом отношении Россия и Монголия находятся в числе стран, так называемой «поздней индустриализации», то есть стран, которые в силу истории своего развития приступили к диверсификации бывшей аграрной экономики значительно позднее. «Правда, Россия этим занимается более 100 лет, в то время как Монголия около 40 лет. Сегодня индустриальная составляющая в экономике наших стран даёт более 25 % ВВП и имеет тенденции и возможности дальнейшего увеличения», — добавил глава Комитета Совета Федерации.

Далее российский парламентарий проанализировал, хорошо это или плохо. Согласно экономической теории, пояснил он, перескочить через стадию развития общества, например, из аграрной стадии сразу перейти к постиндустриальному развитию невозможно. По мнению В.Орлова, надо сначала подготовить производственную, научную, кадровую, и социальную базу, и в то же время сохранить исторические традиции, культуру и привязанность населения к определённым сферам деятельности.

Отказываться от своих конкурентных преимуществ, обусловленных территорией, природными ресурсами, рекреационным экологическим потенциалом, а тем более от умения людей высокоэффективно заниматься, например, сельским хозяйством, геологией и добычей полезных ископаемых, было бы, по меньшей мере, неразумно.

«Поэтому наш взгляд на модернизацию экономики России, вектор которой определил Президент РФ Дмитрий Медведев в 2009 году, содержит общегосударственную и региональную составляющую. Север, Сибирь и Восток России могут и будут развиваться за счёт освоения и переработки природных ресурсов, Урал и Запад — за счёт развития новых отраслей и производств, в основе которых лежат созданные ранее индустриальные мощности и возможности», — пояснил В.Орлов.

Таким образом, продолжил председатель Комитета Совета Федерации, в силу неравномерности экономического развития регионов России предусматриваются и различные подходы к модернизации экономики. «На Севере и в Сибири она будет заключаться в продолжение индустриализации и создании транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры в процессе освоения природных ресурсов. А в европейской части, правда не во всей, будут создаваться условия для технологических прорывов в самых перспективных отраслях, прежде всего в космосе, атомной промышленности, связи и коммуникациях, энергетике, медицине и в оборонной промышленности», — отметил В.Орлов.

По мнению российского законодателя, минерально-сырьевой комплекс для России и других стран, располагающих крупным сырьевым потенциалом, может стать ядром инновационно-технологического развития. Конечно, заметил сенатор, при условии, что страна сама может разведывать, добывать, перерабатывать и транспортировать продукцию недр. «Именно минерально-сырьевой комплекс на начальном этапе позволяет создать транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру, высокообразованные кадры, науку, в совокупности дающие весомые доходы государству, хорошо оплачиваемые рабочие места и создающие базу для постиндустриального развития государства.», — уверен В.Орлов.

По словам председателя Комитета СФ, в этом плане у Монголии много общего с северными и восточными регионами России. «Для сведения сообщаю, что в России наиболее успешны в экономическом плане регионы, где доля промышленности в ВРП превышает 40%, а в составе промышленности преобладают добывающие отрасли и отрасли перерабатывающие добываемое сырьё», — пояснил он.

Далее российский парламентарий рассказал об общих особенностях и тенденциях современного развития минерально-сырьевой базы (МСБ). «Не смотря на неоднократные предсказания скорого истощения невоспроизводимых ресурсов, МСБ мира растёт более высокими темпами, чем добыча полезных ископаемых, и одновременно она пополняется новыми нетрадиционными видами полезных ископаемых. В частности, за 15 докризисных лет доказанные запасы традиционной нефти в мире увеличились на 35 млрд.тонн и достигли 171 млрд.тонн», — сообщил В.Орлов.

Анализируя место Монголии в мире с позиции геолога, В.Орлов отметил недостаточную геологическую изученность этой страны, хотя то, что уже выявлено и по международным стандартам учтено в виде разведанных запасов полезных ископаемых, позволяет прогнозировать и предлагать дальнейшее развитие вашего минерально-сырьевого комплекса.

По словам российского парламентария, в Монголии выявлены промышленные запасы 15 основных видов полезных ископаемых. Речь идёт о промышленных запасах, учтённых в мировой справочной литературе, а не о прогнозных ресурсах или экономически неэффективных запасах, а освоение их по экономическим и иным причинам не имеет перспектив, заметил он.

Как считает В.Орлов, заметное место в МСБ мира Монголии принадлежит по запасам урана, меди, молибдена, серебра, фосфоритов, флюориту, доля запасов которых превышает 1% в мировых запасах. Однако, отметил он, интенсивность использования МСБ недостаточная, за исключением сырьевой базы плавикового шпата. «На Монголию приходится 6,5% мировой добычи плавика (флюорита), объёмы добычи меди составляют 0,8 добычи Мира, золота 0,7%, молибдена 0,9%, цинка- 0,6%, вольфрама, серебра и угля от 0,1 до 0,3%. По моей оценке, у Вас есть резервы по увеличению добычи угля (примерно на 30–40 млн.т.), урана-до 1, −1,5 тыс. т., меди, молибдена, серебра, а также по освоению месторождений железных и фосфатных руд. Интенсификация использования имеющейся МСБ может позволить увеличить ВВП страны примерно в два раза. Конечно же, самый сложный вопрос- это создание транспортной сети и привлечение инвестиций. Поэтому геология и горное дело в Монголии являются жизненно необходимыми профессиями», — сказал российский законодатель.

Говоря о геологических связях, которые развиваются уже более 70 лет между Россией и Монголией, сенатор отметил, что их результатом стало создание комплекта геологических карт Монголии, подготовка основы МСБ, создание крупных горнодобывающих предприятий «Эрденет» и «МонголРосцветмет». В.Орлов напомнил о том, что ведутся переговоры по созданию совместного предприятия по добыче урана и угля. В последние два десятилетия, по мнению сенатора, формат отношений значительно изменился, изменилась и организационная структура геологоразведки. «В России геологическая служба представлена сегодня тремя секторами: государственным, корпоративным и сервисным», — заметил В.Орлов.

По его словам, контакты с монгольскими геологами поддерживаются на уровне учёных и общественных организаций. «Мы участвовали в юбилейной геологической конференции ассоциации монгольских геологов в 2006 году, посвящённой 75-летию создания геологической службы в Монголии. По линии детско-юношеского геологического движения мы регулярно приглашаем команду юных геологов Монголии участвовать в традиционных всероссийских олимпиадах (слётах) юных геологов России. Однажды ребята из Монголии уже участвовали в слёте, который проходил в г. Красноярске. В этом году очередной VIII слёт состоится в сибирском г. Томске, где, как известно, находится известная в Сибири геологическая школа и два крупных ВУЗа, готовящих горных инженеров-геологов всех специальностей и горняков», — рассказал глава Комитета Совета Федерации.

Как сообщил В.Орлов, на слёте юных геологов России ожидается участие 45 команд из регионов России, а также команд Казахстана, Украины, Белоруссии, и возможно других стран. «Для детей это будет неделя общения, соревнований, посвящение себя геологии и дружбе. Мы пригласили и команду юных геологов Монголии», — сказал российский законодатель.

ВИКТОР ОРЛОВ О СОВМЕСТНЫХ УСИЛИЯХ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ АТР

26 января 2011 года в Улан-Баторе на втором пленарном заседании 19-й сессии АТПФ «Вопросы экономики и торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе» выступил член российской парламентской делегации — председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.


На втором пленарном заседании 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, посвященном обсуждению вопросов экономики и торговли АТР, председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов остановился на проблемах энергетической безопасности.

Российский законодатель обратил внимание участников форума на усиливающиеся проблемы глобальной и региональной энергетики, которые не позволяют расслабляться ни правительствам, ни парламентам государств, поскольку достаточно много, в том числе и неожиданных факторов оказывают прямое или косвенное влияние на состояние энергетической безопасности как в мире в целом, так и в АТР. «На 4-х предыдущих сессиях мы принимали резолюции по совместным мерам в сфере энергетической безопасности. На 19-й сессии делегация Монголии снова предложила резолюцию по данной проблеме, с которой полностью солидарна делегация России и предлагает ее поддержать», — подчеркнул В.Орлов.

По словам сенатора, российская сторона исходит из того, что энергетика – это базовый сектор мировой экономики. И добавил, что в последнем десятилетии совокупный ВВП вырос на 42%, а потребление энергоресурсов на 25%. «В нашем регионе расположены государства с наиболее энергоемкой экономикой, такие как США, Китай, Россия, Япония, Корея, Канада, которые, несмотря на активное продвижение развития альтернативной «зеленой» энергетики, демонстрируют высокие темпы роста традиционной энергетики, основанной на потреблении нефти, газа и угля», — отметил В.Орлов.

В минувшем первом десятилетии XXI века, привел данные российский парламентарий, среднегодовые темпы роста потребления энергоресурсов составили по нефти – 1.5%, газу – 3.3%, углю – 5.1%, гидроэнергетики – 2.6%, атомной энергии – 0.9%, а совокупная доля биотоплива, энергии солнца, ветра, геотермальных источников не на много превысила 10%. «Экономический кризис способствовал оживлению усилий по энергосбережению, повышению энергоэффективности экономики, вовлечению в использование сланцевого газа, расширению использования альтернативных источников энергии, что необходимо поддерживать и усиливать правительствам всех стран», — уверен В.Орлов.

Тем не менее, заметил член российской делегации, доля нефти в структуре мирового энергопотребления за прошедшее десятилетие, хотя и снизилась с 39% до 35%, по‑прежнему остается высокой, а доля природного газа сохраняется на уровне 24%. «Очевидно, углеводородное сырье еще длительное время будет преобладать в мировом энергетическом балансе, хотя экономика таких стран как ЮАР, КНР, Индия уже перешагнули 50% рубеж энергетического обеспечения за счет преимущественного использования угля», — подчеркнул сенатор.

Как напомнил В.Орлов, в 2009 году произошло ослабление мирового рынка энергоносителей, что обострило вопросы глобальной энергетической безопасности, так как она определяется, прежде всего, обеспеченностью запасами энергетического сырья. В глобальном же формате зоны производства энергоресурсов и регионы их преимущественного потребления не совпадают, заметил он.

Поэтому, продолжил российский парламентарий, энергетическая безопасность для конкретных государств зависит от сферы международной торговли. Так, на сегмент топливных товаров в мировой торговле в 2008 году приходилось 18% объемов.

По мнению В.Орлова, в странах АТПФ роль рынка энергоресурсов особенно чувствительна. «В наших странах производится 1.5 млрд. тонн нефти, 1.7 трлн. куб. м. газа, 4.7 млрд. тонн угля и 23 тыс. тонн урана. Ежегодное их потребление превышает собственное производство по нефти на 700 млн. тонн, по газу на 100 млрд. куб.м. Дефицит углеводородного сырья обусловил резкую несбалансированность в разведанных запасах и добыче. Например, запасы нефти от мировых запасов составляют 14%, а добыча – 39%, газа – 36% и 60% соответственно. Более или менее надежная соотношение запасов и добычи сохраняется по углю (запасы 75% от мировых, добыча — 73%), по урану (запасы 56%, добыча – 54%)», — привел данные российский законодатель.

И подчеркнул, что ситуация с нефтью и газом ежегодно обостряется все больше. В.Орлов сообщил участникам форума, что Россия призывает к рациональному и сбалансированному использованию природного потенциала. Наша страна занимает второе место по экспорту нефти и первое по экспорту газа. Тем не менее, отметил сенатор, в 2006 году именно Россия, председательствующая в «большой восьмерке» — G8, подняла вопрос о глобальной энергетической безопасности. «В результате чего «восьмеркой» была одобрена совместная политическая декларация, сформулированы цели и задачи, а также план по их реализации. И в 2007 году G8 под председательством Германии и с участием Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР продолжила многосторонний диалог по энергобезопасности, а в 2008 году на саммите в Японии с участием Китая, Индии и Республики Корея был сделан акцент на энергосбережении, энергоэффективности и на альтернативных источниках энергии», — напомнил член российской делегации.

По словам В.Орлова, результатом реализации инициатив «восьмерки», поддержанных резолюциями четырех предыдущих форумов АТПФ, должны стать более сбалансированные и прозрачные рынки энергоресурсов, привлечение масштабных инвестиций в развитие энергетического комплекса, широкий обмен современными технологиями, внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий, диверсификация источников энергии, включая развитие новых и возобновляемых ее видов, искоренение энергетической бедности в развивающихся странах, повышение физической безопасности объектов инфраструктуры.

«В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев в Хельсинки выступил с инициативой выработки международного юридически обязывающего документа, который охватывал бы все аспекты глобального энергетического сотрудничества и сбалансировано отражал интересы сторон. Россия подготовила проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности и в конце 2010 году направила его в адрес основных партнеров. Надеемся, что проект этого документа будет поддержан странами АТПФ, что станет практическим шагом по реализации, в том числе, и наших резолюций», — сказал в заключение своего выступления В.Орлов.

 

* * *

СЕРГЕЙ МИРОНОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ МОНГОЛИИ

25 января 2011 года в рамках 19-й сессии АТПФ, проходящей в столице Монголии Улан-Баторе, Председатель Совета Федерации, глава российской делегации на сессии АТПФ Сергей Миронов встретился с Премьер-министром Монголии Сухбатарыном Батболдом.

Премьер-министр Монголии Сухбатарын Батболд выразил глубокие соболезнования народу России в связи с террористическим актом в московском аэропорту «Домодедово».

Сергей Миронов отметил, что борьба с терроризмом – одна из важнейших задач человечества на современном этапе, и не случайно вопросы безопасности – одна из главных тем проходящей в Улан-Баторе сессии АТПФ. Глава российской делегации поблагодарил монгольских коллег за отличную организацию форума.

Стороны подтвердили взаимную заинтересованность поддерживать между двумя странами активный политический диалог и всестороннее сотрудничество в духе стратегического партнерства.

Говоря о межпарламентском сотрудничестве, Сергей Миронов отметил, что Федеральное Собрание Российской Федерации выступает за продолжение и развитие тесного взаимодействия с Великим Государственным Хуралом Монголии. Мы заинтересованы также, продолжил Председатель Совета Федерации, координировать наши действия на международных и региональных межпарламентских площадках, в том числе в рамках нынешней сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума.

Председатель Совета Федерации пригласил г-на Батболда возглавить делегацию Монголии на Байкальском экономическом форуме – одном из крупнейших деловых форумов России. Этот форум, напомнил Сергей Миронов, проводится в сибирском городе Иркутске с 2000 года. Теперь он стал ежегодным, продолжил Председатель Совета Федерации, и очередной, VII Байкальский экономический форум состоится в сентябре.

Премьер-министр Монголии отметил важность такого рода экономических форумов, поскольку примерно семьдесят процентов торгового оборота между Россией и Монголией, по его словам, приходится именно на региональную приграничную торговлю.

Сергей Миронов проинформировал монгольского руководителя о проведенных в рамках сессии АТПФ двусторонних встречах с парламентариями Японии, Китая, Малайзии и Австралии.

* * *

СЕРГЕЙ МИРОНОВ ПРИГЛАСИЛ МОНГОЛИЮ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К МПА СНГ В КАЧЕСТВЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ

25 января 2011 года в рамках 19-й сессии АТПФ, проходящей в столице Монголии Улан-Баторе, состоялась встреча Председателя Совета Федерации, главы российской делегации на сессии АТПФ Сергея Миронова с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дамдины Дэмбрэлом.

Открывая встречу, г-н Дэмбэрэл принёс искренние соболезнования народу России в связи с террористическим актом в московском аэропорту «Домодедово».

Сергей Миронов проинформировал монгольскую сторону об обстоятельствах теракта, о реакции на него руководства страны, о том, какая помощь оказывается пострадавшим.

Говоря о сессии АТПФ, Председатель Совета Федерации поблагодарил руководство Монголии за отличную организацию форума, выразил мнение, что сессия будет результативной и её участники увезут с собой самый теплые чувства и воспоминания о Монголии, несмотря на суровую зиму в Улан-Баторе.

Сергей Миронов поблагодарил г-на Дэмбэрэла за принципиальную поддержку российской инициативы проведения сессии АТПФ во Владивостоке в январе 2013 года и выразил уверенность, что сессия АТПФ во Владивостоке пройдет не менее успешно, чем в 2007 году в Москве.

Председатель Великого Государственного Хурала Монголии напомнил, что нынешний год включает ряд знаменательных дат для Монголии. Это год 90-летия народной революции, 100-летия независимости Монголии, 90-летия установления дипломатических отношений между двумя странами, 30-летия совместного полета в космос.

Сергей Миронов и Дамдины Дэмбэрэл высказались за активный политический диалог и всестороннее сотрудничество в духе стратегического партнерства. Глава монгольского парламента призвал российских коллег развивать межпарламентские связи, а также взаимодействие в сфере культуры, образования и науки. Он напомнил, что Монголия многим обязана российским специалистам, долгие годы работавшим в его стране. «А сегодня, — продолжил г-н Дэмбэрэл, — моя дочь работает и учится в России, а внук ходит в российскую школу». Сергей Миронов подтвердил, что Россия считает Монголию дружественной страной, а народ России относится с большой симпатии к народу Монголии.

Сергей Миронов отметил важное значение договоренностей в области торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, достигнутых по итогам состоявшегося 13–16 декабря 2010 года официального визита в Россию Премьер-министра Монголии С.Батболда.

Стороны согласились, что создаются условия для реализации масштабных инвестиционных проектов. Речь идет о совместных проектах в области железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в урановой области.

Сергей Миронов напомнил, что обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации уже ратифицировали межправительственное соглашение о создании компании, которая будет заниматься добычей урана.

Председатель Совета Федерации подтвердил, что Федеральное Собрание Российской Федерации выступает за продолжение и развитие сотрудничества с Великим Государственным Хуралом Монголии. Как Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Сергей Миронов пригласил Монголию стать наблюдателем в этой международной организации. Глава Совета Федерации отметил высокое качество модельных законов, разрабатываемых в МПА СНГ, и выразил уверенность, что опыт стран СНГ в законодательстве будет очень интересен и полезен для Монголии.

Г-н Дэмбэрэл ответил, что обязательно обсудит этот вопрос со своими коллегами. Он также пригласил Сергея Миронова посетить Монголию в этом году с официальным визитом.

Приглашение было с благодарностью принято.

* * *

ВЛАДИМИР ЯКУБОВСКИЙ: «ПЕРСПЕКТИВЫ СВОЕГО РАЗВИТИЯ РОССИЯ ПРОЧНО СВЯЗЫВАЕТ С БУДУЩИМ АТР»

25 января 2011 года в Улан-Баторе в рамках 19-й сессии АТПФ на втором пленарном заседании по теме «Вопросы экономики и торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе» выступил член российской делегации – заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Якубовский.

На 19-й сессии АТПФ заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Якубовский выступил по теме «Развитие экономического сотрудничества и свободной торговли».

По мнению российского сенатора, в настоящее время мировая экономика уже восстанавливается после кризиса. Однако, заметил он, потребительский и инвестиционный спрос остаются на низком уровне. Процесс восстановления идет медленно, считает В.Якубовский, и говорить об устойчивой тенденции роста базовых показателей преждевременно. «Кризис в разной степени затронул различные государства, поэтому выходить из него страны будут каждая по‑своему и в разное время. Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) восстанавливается, но неопределенность еще сохраняется», — отметил российский парламентарий.

Как подчеркнул В.Якубовский, АТР один из очевидных приоритетов внешней политики России. «Этим обусловлено наше активное участие в региональных делах, нацеленность на развитие дружественных отношений с государствами АТР, энергичную работу в многосторонних объединениях и подключение к интеграционным процессам. Наши усилия по достоинству оцениваются нашими партнерами по региону, которые видят в России фактор стабильности и устойчивого развития», — отметил член российской парламентской делегации.

Уверенность в этом нашим партнерам, по мнению В.Якубовского, придают взятый российским руководством курс на модернизацию экономики и инновационное развитие, акцент на расширение экономического сотрудничества с соседями по региону, ответственная внешняя политика – открытая и предсказуемая, активная и прагматичная.

Как считает сенатор, неотъемлемая часть обширного пространства Азии и Тихого океана – российские регионы Сибири и Дальнего Востока, которые стремятся к более глубокому вовлечению в систему региональных хозяйственных связей. «В другой стороны, они рассчитывают использовать огромные финансово-экономические и технологические возможности АТР для решения задачи собственного социально-экономического подъема», — заметил В.Якубовский.

Российский сенатор рассказал о том, что для повышения конкурентоспособность региона и уровня жизни людей, в настоящее время реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. «С началом работы по этой стратегии началась реализация комплексных проектов территориального развития, включая развитие инфраструктуры к саммиту АТЭС, который состоится во Владивостоке в 2012 году», — отметил В.Якубовский.

Россия, сказал парламентарий в своем выступлении, с ее богатейшими энергоресурсами и передовыми технологиями в области нефтегазовой промышленности, электроэнергетики и мирного атома, готова вносить свой конструктивный вклад в обеспечение энергетической безопасности АТР. В.Якубовский привел несколько примеров этому: прокладка магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», ввод новых генерирующих мощностей Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС, Якутской ГРЭС.

По словам сенатора, Россия – естественный транспортный мост между Европой и АТР. «Планы развития нашей внутренней транзитной инфраструктуры выстраиваются в привязке к потребностям развития региональной экономики. Например, транспортный коридор Китай-Европа как катализатор роста грузопотоков. Или развитие зоны Байкальско-Амурской магистрали, предусматривающей, в том числе, освоение природных ресурсов и строительства автодорог, в частности, «Амур» (Чита-Хабаровск)», — пояснил В.Якубовский. По его мнению, все это в совокупности с мерами по развитию наземных путей сообщения и малой авиации даст мощный эффект качественного улучшения транспортной доступности, снижения стоимости перевозок и интеграцию в систему АТР.

Сенатор уверен в том, что создание единой информационной системы, объединяющей инновационные разработки регионов Дальнего Востока, будет способствовать созданию условий для модернизации машиностроения, включая судостроение. В свою очередь, развитие судостроения, заметил российский законодатель, тесно связано с перспективами рыболовства, развитием его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. «Это позволит увеличить объем вылова водных ресурсов на Дальнем Востоке в 1,6 раза по сравнению с сегодняшним днем – до 3,45 миллионов тонн в год к 2020 году», — пояснил В.Якубовский.

Как подчеркнул парламентарий, для реализации программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона привлечены не только российские средства. Например, заметил он, в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая на 2009–2018 годы предусматривается реализация 205 ключевых проектов регионального сотрудничества. «Только строительство железнодорожного моста через реку Амур на участке российско-китайской границы сократит путь в Китай для местных предпринимателей и предприятий на 1700 километров. Это один из первых интеграционных проектов, который непосредственно подключает Россию к рынкам АТР», — сообщил В.Якубовский.

Российский сенатор также рассказал о том, что ведется формирование перечня региональных инвестпроектов с участием южнокорейских компаний. В октябре 2009 года, сообщил он, акционерным обществом «Объединенная судостроительная корпорация» и южнокорейской компанией подписано соглашение о строительстве в Приморье верфи с инвестициями с корейской стороны в 200 миллионов долларов.

Также, заметил сенатор, ведется работа по инвестиционным проектам, заинтересовавшим японскую сторону. Это строительство завода по производству листового стекла с объемом инвестиций в 240 миллионов долларов, комплекса по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков стоимостью в 41,6 миллиарда рублей.

«Активно занимаясь развитием Дальнего Востока и Байкальского региона, мы понимаем, что это делается не только для населения нашей страны, но и дальнейшего развития интеграции в АТР в свете «Богорской декларации» стран АТЭС от 1994 года. Другими словами, перспективы своего развития Россия прочно связывает с будущим Азиатско-Тихоокеанского региона», — подчеркнул В.Якубовский.

* * *

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ СЕРГЕЙ МИРОНОВ ВЫСТУПИЛ НА ОТКРЫТИИ ПЕРВОГО ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ СЕССИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРЛАМЕНТСКОГО ФОРУМА

24 января 2011 года на проходящей в столице Монголии 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

В первом пленарном заседании 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В своем докладе он остановился на вопросах политики и обеспечения безопасности в АТР.

За прошедший год со времени предыдущей сессии форума, сказал глава российской парламентской делегации, в мире и в регионе произошло много важных событий. Их анализ показывает, подчеркнул С.Миронов, что благодаря многосторонним усилиям международное сообщество начинает шаг за шагом преодолевать негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Такие выводы, по его словам, содержатся в итоговых документах саммита «Группы двадцати» в Сеуле и саммита форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Иокогаме. Как отметил Председатель СФ, применительно к ситуации в АТР на ноябрьском саммите АТЭС прозвучал тезис о том, что хотя «экономика региона восстанавливается после недавнего экономического и финансового кризиса, но неопределённость сохраняется». «Всё это позволяет рассматривать нынешнюю экономическую ситуацию в мире и в регионе с позиций сдержанного оптимизма, — подчеркнул он. — Как верно заметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, хотелось бы, чтобы саммит «двадцатки» в Сеуле был «последним кризисным саммитом», а следующий стал уже «посткризисным».

Одним из последствий глобального кризиса, продолжал С.Миронов, стало ускорение формирования полицентричной модели мироустройства. По его словам, на региональном уровне набирают обороты центростремительные тенденции. Азиатско-Тихоокеанский регион занимает по этому показателю ведущие позиции, констатировал глава палаты российского парламента.

Кризис ясно показал, что АТР выступает в роли генератора глобального роста, заявил он. В регионе, подчеркнул С.Миронов, сосредоточен мощный потенциал в сфере природных и человеческих ресурсов, финансов, производства и технологий.

Глава Совета Федерации отметил показательность того, что в связи с созданием зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН её совокупные параметры составляют: 1,9 млрд человек населения, 6 трлн. американских долларов ВВП, 4,5 трлн. долларов США общий товарооборот. Вслед за экономическими интересами, добавил он, в сторону АТР смещается и центр притяжения политической активности. Именно здесь, по его словам, сохраняются серьёзные геополитические противоречия, происходит столкновение интересов многих влиятельных членов международного сообщества; тлеют очаги локальных конфликтов, некоторые из которых рискуют выйти на глобальный уровень. Поэтому в случае развития событий по неблагоприятному сценарию, указал С.Миронов, все усилия стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экономической и социальной сферах будут серьёзно подорваны.

«Такая постановка вопроса подводит нас к выводу о тесной взаимосвязи проблем социально-экономического развития региона с вопросами политики и безопасности. Без учёта военно-политических факторов невозможно выстраивать долговременную стратегию роста», — заявил глава российской парламентской делегации. Он подчеркнул, что к настоящему времени в АТР не сложилось целостной и стройной архитектуры безопасности и сотрудничества. Вместе с тем, заметил С.Миронов, в последнее время страны Азиатско-Тихоокеанского региона всё больше подходят к пониманию, что мир и стабильность на этом обширном пространстве можно обеспечить только коллективными усилиями, причём исключительно на внеблоковой основе.

«По сути дела, сама многополярная природа современных международных отношений даёт нам уникальную возможность сформировать в АТР сбалансированную модель экономической и политической интеграции. Убеждён, что в этой работе найдётся достойное место для каждой страны, для каждой региональной организации», — сказал Председатель палаты российского парламента.

Важную роль, заметил он, могут и должны сыграть и национальные парламенты.

Пути формирования системы коллективной безопасности в регионе могут быть самыми различными, продолжал С.Миронов. По его словам, необходимо внимательно и с должным уважением рассматривать все предложения и инициативы. Вместе с тем, добавил он, уже сейчас можно говорить о ряде общих, фундаментальных принципах такой системы. «Думается, что на первый план выходит необходимость укрепления договорно-правовых основ и механизмов коллективной безопасности. Представляется чрезвычайно важным подтвердить общую приверженность всех стран АТР принципу неделимости безопасности, а также другим основополагающим принципам международного права», — заявил докладчик. Большое значение, добавил он, имела бы и практическая реализация в отношениях друг с другом мер доверия в военной области. Важным направлением сотрудничества, по его словам, может стать развитие и совершенствование механизмов урегулирования споров и превентивной дипломатии.

В работе по созданию новой архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе следует учитывать опыт всех организаций и объединений, действующих на его пространстве, в частности Регионального форума АСЕАН по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и многих других, указал С.Миронов. Важно также внимательно изучать и творчески учитывать опыт в этой области других регионов планеты, отметил он: «Речь может идти, например, об использовании опыта ОБСЕ в Евро-Атлантике. Но, конечно, с учётом специфики АТР».

Большое значение в усилиях по созданию новой архитектуры безопасности, продолжал Председатель Совета Федерации, Россия придаёт развитию двусторонних отношений со странами региона. С удовлетворением С.Миронов констатировал складывающуюся в последние годы позитивную динамику сотрудничества с Китаем, Индией, Монголией и Вьетнамом. Отношения с ними, по его словам, приобрели характер стратегического партнёрства. Большое значение, добавил он, наша страна придает партнёрскому взаимодействию с Японией, Республикой Корея, Сингапуром, США и другими странами. Азиатская часть России – Сибирь и Дальний Восток обладают огромным неиспользованным пока в полной мере природно-ресурсным потенциалом, и это открывает самые широкие возможности для участия стран АТР в освоении этих богатств, сказал глава российской парламентской делегации.

«Хотел бы подчеркнуть, что работа по формированию системы безопасности в АТР не должна стать абстрактным теоретизированием. Она может быть востребована самой жизнью уже сейчас, в том числе при урегулировании целого ряда острых конфликтов на пространстве региона. При этом главная роль в вопросах такого урегулирования должна отводиться Организации Объединённых Наций», — заявил С.Миронов.

Одной из наиболее острых проблем, которая вызывает серьёзную озабоченность не только близлежащих стран, но и всего международного сообщества на протяжении многих лет, глава палаты российского парламента назвал конфликтную ситуацию на Корейском полуострове. Наша страна, по его словам, последовательно предлагает конкретные инициативы в Совете Безопасности ООН с целью выработки срочных и согласованных мер для устранения существующей здесь угрозы вооружённого конфликта. «Россия выступает за недопущение рецидивов военных действий, за решение проблем между двумя корейскими государствами исключительно политико-дипломатическими средствами, — подчеркнул С.Миронов. — Мы также рассчитываем, что в результате скоординированных усилий КНР, КНДР, Республики Корея, России, США и Японии удастся перезапустить переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова. Важно, чтобы в рамках этих переговоров были найдены взаимоприемлемые для соответствующих государств пути, ведущие к нормализации двусторонних отношений и формированию механизмов обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии в целом».

Все более широкая вовлеченность России в процессы региональной интеграции в АТР «является нашим национальным мегапроектом», заявил докладчик. Это, по его словам, – не дань конъюнктуре, а делается всерьёз и основательно. «Это – стратегический курс нашего государства на длительную перспективу». В связи с этим он заметил, что Россия многого ожидает от саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке и со всей ответственностью подходит к его подготовке.

Он напомнил участникам пленарного заседания о предложении России провести очередную сессию АТПФ в этом дальневосточном городе в начале 2013 года. «Рассчитываем на вашу поддержку в этом вопросе», — добавил он. Участники этой встречи, по его словам, смогут воочию увидеть реальные возможности сотрудничества с Россией для своих стран.

С.Миронов подчеркнул, что серьёзные экономические выгоды азиатско-тихоокеанской интеграции могут быть гарантированы только политической стабильностью и безопасностью в регионе. Именно поэтому предложенная на обсуждение заседания тема должна являться одной из приоритетных в повестке дня сессии. Исходя из этого, по его словам, российская делегация предложила на рассмотрение 19-й сессии АТПФ проекты двух резолюции по представленной теме. Первая из них – «Политика и безопасность в АТР», где даётся общая характеристика состояния дел на этом направлении и предлагаются пути укрепления регионального мира и стабильности. Второй проект резолюции – «О борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью». Вполне очевидно, отметил глава российской парламентской делегации, что решение этой проблемы также имеет важное значение для стран региона. Он выразил надежду, что наряду с проектом резолюции «Экономическое сотрудничество и интеграция в АТР» эти инициативы найдут понимание и получат одобрение участников сессии.

* * *

СЕРГЕЙ МИРОНОВ ВСТРЕТИЛСЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ НА СЕССИИ АТПФ

24 января 2011 года в рамках 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского форума состоялись двусторонние встречи Председателя Совета Федерации Сергея Миронова с главами иностранных делегаций.

Вопросы межпарламентского сотрудничества были в центре внимания участников двусторонних встреч Председателя Совета Федерации Сергея Миронова с главами иностранных делегаций, принимающих участие в работе 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского форума /АТПФ/. Форум предоставляет возможность широкого диалога, а это является основой для принятия взвешенных решений – таков лейтмотив состоявшихся бесед. Глава палаты российского парламента и его собеседники обменялись мнениями по актуальным темам повестки.

О взаимодействии России и Китая в международных парламентских организациях шла речь на встрече Председателя СФ с заместителем Председателя Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей Китайской Народной Республики Янь Цзючи. Глава палаты российского парламента передал приглашение китайской стороне принять участие в работе Байкальского экономического форума, который пройдет в Иркутске в сентябре.

Общность позиций о необходимости внесения изменений в Регламент Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, что позволило бы повысить его международный авторитет и статус, подтверждена на встрече С.Миронова с главой японской делегации — заместителем председателя Комитета по международным делам Палаты Представителей Парламента Японии Акихисой Нагасимой. Председатель СФ выразил уверенность, что предстоящая в следующем году очередная, 20-я сессия АТПФ в Токио пройдет на высоком уровне и просил поддержать инициативу России о проведении 21-й сессии АТПФ во Владивостоке.

Важность вопросов поддержания межнационального и межконфессионального мира подчеркнули в своей беседе Председатель Совета Федерации С.Миронов и Председатель Сената Малайзии Абу Захар Уджант. Стороны констатировали взаимную пользу от сотрудничества двух государств в сфере высоких технологий.

Конструктивность сложившихся отношений между Россией и Австралией была отмечена в ходе беседы с Председателем Палаты представителей Федерального Парламента Австралии Гарри Дженкинсом. С.Миронов передал Г.Дженкинсу приглашение посетить Россию с официальным визитом.

* * *

ПОВЕСТКА СЕССИИ: ОТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ ДО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПРИРОДНЫМ КАТАКЛИЗМАМ

24 января 2011 года в Улан-Баторе открылась 19-я сессия АТПФ, в работе которой участвует делегация Совета Федерации во главе с Председателем СФ Сергеем Мироновым.

В повестке сессии четыре основных блока вопросов, которые обсудят парламентарии.

Первый из них отведен политике и безопасности в регионе. В частности, особое внимание участники форума уделят усилению мер безопасности в Азиатско-Тихоокенском регионе, направленных против терроризма, распространения наркотиков и организованной преступности. Будут также обсуждаться задачи мирного урегулирования на Корейском полуострове и на Ближнем Востоке.

Второй блок вопросов посвящен экономике и торговле. Парламентарии обсудят итоги экономического сотрудничества в АТР в 2010 году, рассмотрят влияние политики на экономическую и финансовую ситуацию в современном мире, вопросы развития экономического партнерства и свободной торговли в регионе, энергетической и продовольственной безопасности.

Региональному сотрудничеству в АТР отведен третий блок вопросов. В их рамках будут рассмотрены проблемы изменения климата, меры по совместному противодействию природным катастрофам, развитие культурного и образовательного обмена, защита прав рабочих-мигрантов.

И, наконец, собственно деятельности АТПФ посвящен четвертый блок вопросов. Они касаются регулирования деятельности организации и подготовки к 20-й, юбилейной, сессии АТПФ, которая пройдет в Японии.

 

 

Публикации по теме: