ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
В повестке открывшегося заседания палаты российского парламента более 20 вопросов. Совет Федерации рассмотрит конституционные законы «О судах общей юрисдикции в РФ», «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», а также законы «О полиции», «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», «О клиринге и клиринговой деятельности». На обсуждение заседания представлены законы о ратификации международных договоренностей Российской Федерации, поправки к действующему законодательству. Отчет о деятельности Счетной палаты России в минувшем году пленарному заседанию палаты Федерального Собрания РФ представит ее председатель Сергей Степашин.
В рамках «правительственного часа» члены Совета Федерации заслушают информацию Министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко «О реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности в научно-технической сфере».
НАЗНАЧЕН СУДЬЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации на должность судьи Верховного Суда назначен Николай Бирюков.
Совет Федерации назначил на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации Бирюкова Николая Ивановича.
Представившие кандидатуру судьи полномочный представитель Президента РФ А.Котенков, Председатель Верховного Суда РФ А.Лебедев и председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам А.Лысков рассказали о профессиональных качествах кандидата и предложили поддержать назначение. Стаж работы Н.Бирюкова по юридической профессии 29 лет. До настоящего времени он являлся судьей Пензенского областного суда.
ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ МЕЖДУ РФ И АРЕ УПРОЩЕН
2 февраля 2011 года Совет Федерации одобрил на 288-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Арабской Республики Египет».
Визовый режим между Россией и Египтом будет отныне упрощен. Совет Федерации ратифицировал 2 февраля 2011 года на 288-м пленарном заседании двустороннее межправительственное Соглашение, которое создаст на основе взаимности более благоприятные условия для поездок граждан РФ и АРЕ.
В первую очередь изменения коснулись выдачи однократных и двукратных виз сроком действия до 3 месяцев по письменным обращениям принимающих организаций участникам межправительственных программ культурных обменов, деятелям науки, культуры и образования, преподавателям русского или арабского языков, представителям средств массовой информации, следующим для освещения разовых мероприятий, участникам обменов между породненными городами и участникам международных спортивных мероприятий.
Кроме того, в Соглашении определены условия и порядок оформления многократных виз на срок до 1 года, которые выдаются членам национальных объединений промышленников и предпринимателей, для совершения ими деловых поездок без предъявления приглашений по прямым письменным обращениям руководящих органов соответствующих объединений.
Египетская Сторона уже выполнила внутригосударственные процедуры, необходимых для вступления Соглашения в силу.
По мнению заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Зияда Сабсаби, Соглашение будет способствовать развитию двусторонних экономических, гуманитарных, культурных, научных и иных связей, а также расширению контактов между гражданами обоих государств, что отвечает интересам Российской Федерации.
УПОРЯДОЧЕНО ВОЗДУШНОЕ СООБЩЕНИЕ МЕЖДУ РФ И ОАЭ
2 февраля 2011 года Совет Федерации одобрил на 288-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о воздушном сообщении».
Урегулировать воздушное сообщение между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами призвано двустороннее межправительственное Соглашение, ратифицированное 2 февраля 2011 года Советом Федерации на 288-м пленарном заседании.
Документ определяет права Сторон при осуществлении воздушного сообщения, порядок назначения и предоставления разрешений для работы авиапредприятий, а также принципы, регулирующие эксплуатацию договорных линий по установленным маршрутам.
Соглашение исключает также двойное налогообложение доходов, получаемых авиаперевозчиками, а также принадлежащего им имущества.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РФ»
Совет Федерации одобрил Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ». Правовой акт систематизирует нормы федерального законодательства о судоустройстве. Им устанавливаются порядок формирования и упразднения, состав и компетенция судов общей юрисдикции, принципы и механизмы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности.
Актуальность представленного закона, отмечалось в ходе обсуждения, не вызывает сомнений, поскольку сейчас в стране нет целостного акта, который бы охватывал все нормы организации системы судоустройства. В законе не только учитываются конституционные принципы деятельности судов, но и нашли отражение некоторые положения Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», который признается утратившим силу с момента вступления одобренного правового акта в силу. Свое дальнейшее развитие в рассмотренном документе получили нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ».
Для обеспечения системности в регулировании организации судебной системы правовой акт вводит некоторые новации. Так, им создаются апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции различного уровня.
Законом определяются порядок образования, состав и компетенция верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения и автономной области, суда автономного округа, а также районных судов.
В полном объеме Федеральный конституционный закон вступит в силу с 1 января 2013 года.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН, ВВОДЯЩИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ ИНСТАНЦИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИИ
Совет Федерации одобрил Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Правовым актом в системе военных судов создаются апелляционные инстанции, а также устанавливается процессуальный порядок ведения апелляционного производства, то есть проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным и гражданским делам. Кассационные инстанции Военной коллегии Верховного суда РФ и окружных (флотских) военных судов законом преобразовываются в апелляционные, которые будут рассматривать дела в соответствии с порядком, установленным процессуальным законодательством для всех судов общей юрисдикции.
РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ ПОМОГУТ ДРУГ ДРУГУ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
2 февраля 2011 года Совет Федерации одобрил на 288-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время».
Совет Федерации определил обязательства по взаимным поставкам продукции военного, двойного и гражданского назначения для государственных нужд в рамках мобилизационных планов экономик России и Белоруссии. Это предусматривает двустороннее межправительственное Соглашение, ратифицированное 2 февраля 2011 года СФ на 288-м пленарном заседании.
Документ регулирует также вопросы корректировки планов взаимной поставки продукции в период нарастания угрозы агрессии и в военное время.
Соглашение дает Сторонам право на осуществление контроля за целевым использованием поставленной продукции, а также определяет порядок охраны интеллектуальной собственности, передачи и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, представивший сенаторам закон, считает, что Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию военно-экономического и военно-технического сотрудничества между Россией и Белоруссией и в полной мере отвечает интересам нашей страны.
СЕРГЕЙ СТЕПАШИН: «РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ДОЛЖНО БЫТЬ И ЭФФЕКТИВНЫМ, И ПРОЗРАЧНЫМ»
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совет Федерации заслушал отчет Счетной палаты, с которым выступил ее председатель Сергей Степашин.
Счетная палата Российской Федерации в 2010 году в ходе проверок выявила нарушений действующего законодательства на сумму 483,9 млрд рублей, что на 245,6 млрд больше, чем в 2009 году. Об этом заявил глава ведомства Сергей Степашин, выступая на заседании Совета Федерации с отчетом о работе Счетной палаты.
«Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млрд рублей. По итогам проверки было возбуждено 41 уголовное дело», — сообщил он. По его словам, в ходе анализа проекта федерального бюджета на 2011–2013 годы были выявлены несоответствия с Бюджетным кодексом. В этот документ до сих пор не внесены изменения, направленные на переход к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа, не разработана также программа долгосрочного развития пенсионной системы, что не соответствует положениям бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах, отметил председатель Счетной палаты. Расходование бюджетных средств должно быть и эффективным, и максимально прозрачным, подчеркнул он.
Не теряют актуальности, по словам С. Степашина, проблемы повышения качества планирования и неритмичности исполнения расходов федерального бюджета, что не способствует эффективному использованию средств и сказывается на управлении государственными финансами.
Счетной палатой выявлен также ряд недостатков, снижающих эффективность использования бюджетов государственных внебюджетных фондов. В первую очередь, он назвал отсутствие порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и порядка размещения средств страховых взносов в депозиты в рублях в российских банках.
Далее С. Степашин остановился на первоочередных задачах своего ведомства. Счетная палата намерена проанализировать расходование средств, направляемых на вопросы безопасности и антитеррора. С. Степашин подчеркнул актуальность анализа использования немалых бюджетных средств, которые выделяет Правительство РФ на вопросы безопасности и, особенно, антитеррора. Он, в частности, напомнил о недавней трагедии в аэропорту Домодедово и выводах, которые необходимо сделать в связи с этим.
Председатель Счетной палаты также пообещал, что его ведомство займется в 2011 году проверкой эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию крупных проектов, таких как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, первенство мира по футболу.
Кроме того, по его словам, аудиторы займутся и северокавказскими регионами, на социально-экономическое развитие которых выделяются существенные государственные ресурсы. В ближайшей перспективе аудиторы СП будут проверять Кабардино-Балкарию, весной Чеченскую Республику, уточнил он.
С. Степашин указал также на необходимость тесной работы с регионами в плане расходования региональных бюджетов, ведь на их поддержку направляются немалые средства. По мнению докладчика, «нужно постоянно мониторить и иметь четкое представление об эффективности этих расходов это касается Северного Кавказа и других федеральных округов». Он выразил надежду на поддержку сенаторов в этом вопросе.
Касаясь работы контрольно-счетных органов в субъектах РФ, С. Степашин предложил наделить Счетную палату правом влиять на назначение и отставки их руководителей в регионах и попросил Совет Федерации выйти с соответствующей законодательной инициативой. А то, как он сообщил, губернаторы порой снимают неугодных им руководителей региональных счетных палат. Также С.Степашин предлагает наделить возглавляемое им ведомство правом налагать административные штрафы и, соответственно, внести необходимые изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
В завершение своего доклада С. Степашин выразил надежду, что необходимость масштабной работы по совершенствованию бюджетного процесса станет дополнительным стимулом для дальнейшего развития сотрудничества Совета Федерации и Счетной палаты. Он поблагодарил сенаторов за постоянную поддержку деятельности ведомства.
Докладчик ответил на вопросы членов Совета Федерации В. Жидких, В. Федорова, Е.Тарло, В. Фетисова, Л. Нарусовой.
Затем с коротким сообщением выступил председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ Сергей Иванов, который дал необходимые разъяснения по проекту постановления, предложив принять отчет Счетной палаты к сведению и признать ее работу удовлетворительной. Сенаторы проголосовали за это единогласно.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О полиции». На рассмотрение палаты документ представил заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Александр Чекалин. В обсуждении вопроса принял участие Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.
На 288-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О полиции», который был разработан в рамках преобразования российских органов внутренних дел.
Впервые в истории страны в период подготовки документа он был вынесен на обсуждение общественности в сети Интернет, и часть высказанных гражданами предложений вошли в проект закона.
Как отмечалось на заседании Совета Федерации, Закон предусматривает, что в ходе реформирования органов внутренних дел милиция не только сменит название на полицию, но и избавится от многочисленных избыточных функций. В соответствии с принятым Законом, состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности ОВД определяются главой МВД России.
Одобренный Федеральный закон закрепляет принципы деятельности полиции, как органа предназначенного для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме этого деятельность полиции должна быть направлена на противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и на обеспечение правопорядка.
Документ прописывает права и обязанности полицейских. При подготовке Закона учтены предложения правозащитников об общественном контроле над деятельностью МВД.
Документом расширяются полномочия полицейских в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.
Также за полицией остаются функции по приему экзаменов на право управления автотранспортом, по выдаче разрешений на установку спецсигналов на автомашины. Однако права по проведению техосмотра с 2012 года перейдут в ведение специализированных техцентров.
Согласно Закону сотрудники полиции при выявлении и пресечении налоговых преступлений смогут запрашивать у кредитных организаций информацию по операциям и счетам предпринимателей и юридических лиц. Для предупреждения экономических преступлений такого права у них не будет.
С 1 января 2012 года полиция также освобождается от несвойственных ей функций по осуществлению административного выдворения за пределы РФ незаконных мигрантов, по организации работы медвытрезвителей, по конвоированию задержанных лиц и арестантов из СИЗО, по розыску должников, по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц.
Кроме этого сотрудники полиции, не прошедшие аттестацию, подлежат увольнению или понижению в звании.
* * *
Комментируя представителям СМИ Закон, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что необходимо повышать престиж службы, которая призвана защищать людей и обеспечивать интересы государства. «К сожалению, в Законе нет самой важной темы о социальной защите сотрудников. Говорят, что соответствующие законы будут внесены позже. Уверен, что с этого нужно начинать. Люди должны идти на службу, осознавая, что они избрали профессию очень высокооплачиваемую, профессию, которая обеспечит им пакет социальных гарантий», — подчеркнул глава Совета Федерации.
В свою очередь председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сообщил журналистам о том, что профильные комитеты палаты рекомендовали коллегам поддержать документ. «С принятием этого документа будет подведен итог общественно-политического обсуждения Закона и проведено его юридическое закрепление», — сказал он.
Глава Комитета Совета Федерации отметил, что Закон впервые вобрал в себя перечень всех функций, обязанностей и прав правоохранительных органов, упоминание о которых ранее «было разбросано по многим законам».
«Также следует отметить, что впервые Закон закрепляет обязательность общественного контроля над МВД — создаются общественные советы, отчет представителей правоохранительных органов перед населением будет обязательным»,- подчеркнул В.Озеров.
По его мнению, такая норма Закона позволит говорить о том, что сделан «серьезный шаг» в реформировании милиции и придании ей нового облика.
По словам законодателя, Совет Федерации будет вести мониторинг правоприменительной практики Закона «О полиции». «Мы принимали самое активное участие на всех этапах обсуждения документа. Кроме этого тщательно рассмотрели и обобщили все предложения, которые приходили к нам из регионов», — сообщил В.Озеров.
Также В.Озеров отметил, что Федеральный закон «О полиции» создает правовую базу, которая должна служить основанием для дальнейшего развития нормативно-правовых документов в сфере работы правоохранительных органов. «Закон выполняет одну из главных задач последнего времени — сделать так, чтобы полиция не стояла над обществом, а служила ему»,- подчеркнул В.Озеров.
* * *
На заседании был также одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции». Документ направлен на то, чтобы внести изменения в 23 нормативных акта и привести их в соответствие с Федеральным законом «О полиции». В частности, Закон заменяет в нормативно-правовых актах слово «милиция» на слово «полиция».
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ОБЛЕКАЕТ ФОРМУ
2 февраля 2011 года Совет Федерации одобрил на 288-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» и «О ратификации Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».
Усилить эффективность борьбы с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств его членов на основе сотрудничества и оказания содействия таможенных органов в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях поможет Соглашение, ратифицированное Советом Федерации 2 февраля 2011 года на 288-м пленарном заседании.
Документ определяет формы взаимодействия центральных и территориальных таможенных органов России, Белоруссии и Казахстана для раскрытия преступлений и привлечения виновных лиц к ответственности за правонарушения в этой сфере, а также порядок направления и исполнения запросов и поручений по делам об административных правонарушениях с учетом особенностей административного производства стран.
Соглашением также регулируются вопросы информационного и методического обеспечения в данной области.
Казахстанский Парламент уже ратифицировал данное Соглашение, в Белоруссии осуществляются внутригосударственные процедуры, необходимые для его ратификации, сообщил членам Совета Федерации председатель Комитета СФ по делам СНГ Андрей Молчанов, представивший закон.
* * *
Упрощена процедура таможенного контроля международных почтовых отправлений между Россией Белоруссией и Казахстаном, а также перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Это предусматривает Соглашение, ратифицированное 2 февраля 2011 года Совет Федерации на 288-м пленарном заседании.
Отныне почтовые отправления, перемещаемые внутри Таможенного союза, не подлежат таможенному контролю. Соответственно в отношении пересылаемых товаров не требуется уплата таможенных пошлин и налогов.
Соглашение определяет требования к транзитной декларации и ответственность в случае недоставки международных почтовых отправлений. Документ не регулирует вопросы перемещения через таможенную границу дипломатической почты и консульской вализы.
Парламент Республики Казахстан ратифицировал данное Соглашение, в Республике Беларусь осуществляются внутригосударственные процедуры, необходимые для его ратификации.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСУДИЛИ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» был рассмотрен вопрос «О реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности в научно-технической сфере». Выступил с информацией и ответил на вопросы членов Совета Федерации Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на Правительственном часе в Совете Федерации представил информацию о реализации стратегии инновационной научно-исследовательской деятельности в России, инновационных проектах и участии России в международных научных проектах.
Он рассказал о мерах Правительства РФ и Министерства, направленных на поддержку деятельности НИИ и малых предприятий при вузах, инноваций и нанотехнологий. В числе мер, давших позитивный эффект, А.Фурсенко назвал введение упрощенной системы аренды помещений для малых предприятий в вузах.
Особое внимание, рассказал А.Фурсенко, уделяется развитию университетских инновационных исследований, и на эти цели увеличено финансирование на 2010–2012 годы. При этом, заметил он, средства направляются через предприятия, которые контролируют доведение разработок до промышленных образцов.
Главная задача и одна из главных проблем в сфере инновационной деятельности доведение фундаментальных исследований до коммерческого использования, формирование спроса и выход отечественной инновационной продукции на рынки сбыта, подчеркнул Андрей Фурсенко.
В настоящий период проводятся конкурсы на разработки по перспективным направлениям. А.Фурсенко обратил внимание сенаторов на большое количество поступающих заявок от ученых и даже студентов. По его оценке в конкурсах на инновационные разработки принимают участие около 15 % молодых ученых. Наличие большого количества молодых ученых означает то, что молодежь «пошла в науку». И это, подчеркнул А.Фурсенко, дает надежды на самые светлые перспективы России в инновационной сфере.
Настоящий период, по словам А.Фурсенко, характеризуется подключением бизнеса и частного капитала к финансированию инновационных разработок. Усиливается конкурентная составляющая на рынке инноваций и развивается частно-государственное партнерство в данной сфере. В частности, вкладывает средства корпорация Роснефть.
В заключение выступления А.Фурсенко подчеркнул, что Россия на мировой арене является равноправным участникам рынка инновационных технологий и занимает 3–4 место.
Далее Андрей Фурсенко ответил на вопросы членов Совета Федерации О.Хацаева, В.Глухих, В.Кадохова, В.Оськиной, С.Орловой, О.Пантелеева, Г.Горбунова, В.Косоурова.
Председатель СФ Сергей Миронов обратил внимание на уже реализующуюся идею по введению образовательных стандартов с обязательными четырьмя предметами в системе общего образования. Каким образом это будет вводиться и как отразится на качестве российского образования? Сергей Миронов подчеркнул, что при окончательном принятии решений по вопросу образовательных стандартов необходим самый широкий консенсус со всем гражданским обществом.
Андрей Фурсенко сообщил, что вопрос о стандартах, особенно в отношении старшей школы, находится в стадии доработки и даже обсуждения. Апробация системы образовательных стандартов в младшей и средней школе начнется с сентября 2013 года, а в старшей не раньше 2020 года, сообщил Министр образования и науки.
Сенатор от Северной Осетии Олег Хацаев отметил большое значение и востребованность исследований в гуманитарной сфере, которым сегодня уделяется недостаточное внимание. Речь идет о необходимости исследований в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, пояснил он. А.Фурсенко констатировал низкий уровень интереса исследователей к гуманитарной проблематике.
Отвечая на вопрос члена СФ Виктора Глухих об исключении докторантуры из системы послевузовского образования, А.Фурсенко пояснил позицию Министерства. Докторантура не часть общего образования, а скорее повышение человеком своей научной квалификации, что должно отражаться в законе о науке, а не об образовании, пояснил А.Фурсенко.
Член СФ Валерий Кадохов задал вопрос о возможности сокращения чрезмерного количества вузов, особенно частных, которые действуют без учета ситуации на рынке труда. А.Фурсенко также уверен в необходимости сокращения числа институтов, особенно их филиалов с сомнительным качеством образования. Однако, отметил он, это связано с рядом организационных сложностей. В отношении недостоверного и провокационного содержания учебной литературы А.Фурсенко попросил сообщать о фактах появлениях таких учебников в регионах.
В.Оськина поинтересовалось уровнем эффективности и реальной отдачей корпорации Роснано, а также финансовым положением НИОКРов. Сенатор Олег Пантелеев задал вопрос о финансировании отраслевых научных учреждений, которые, по его словам, «пасынками» в новой системе инновационной деятельности. Вице-спикер СФ Светлана Орлова подчеркнула необходимость поддержки реальных исследований, творческих и результативных научных коллективов в малых предприятиях при вузах, которым весьма проблематично выходить на рынок со своими разработками.
А.Фурсенко в своем ответе предложил Совету Федерации организовать мониторинг работы в этом направлении созданных пяти Федеральных университетов.
Геннадий Горбунов вновь напомнил о необходимости поддержки и сохранения сельских малокомплектных школ.
Представитель от Новосибирской области в СФ Виктор Косоуров попросил главу Минобразования высказать предложения по совершенствованию законодательной базы в сфере инноваций. А.Фурсенко в первую очередь отметил отсутствие законодательного определения «инновационной деятельности». Он также сказал о необходимости усовершенствования законодательства, касающегося интеллектуальной собственности и коммерциализации разработок, созданных за государственный счет.
КАДРЫ
На 288-м заседании Совета Федерации приступил к исполнению обязанностей члена Совета Федерации представитель от законодательной власти Воронежской области Николай Ольшанский.
Николай Михайлович Ольшанский родился на Украине, где в 1960 году закончил Львовский политехнический институт по специальности машины и аппараты химических производств. Свою трудовую деятельность Н. Ольшанский начал в должности инженера на Сумском регенератном заводе, а затем стал его директором. До прихода в Совет Федерации Н.Ольшанский избирался в Государственную Думу четвертого и пятого созывов.
Николай Михайлович имеет государственные награды: два ордена Трудового Красного Знамени, Орден «Знак Почета», орден Дружбы и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов вручил Николаю Ольшанскому удостоверение члена Совета Федерации.
* * *
Представитель в Совете Федерации от исполнительной власти Санкт-Петербурга Виктор Евтухов избран Председателем Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Сергей Катанандов представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Карелия избран первым заместителем председателя Комитета СФ по вопросам местного самоуправления.
Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова вошла также в Комиссию СФ по культуре.
УПРАЗДНЕНЫ НЕКОТОРЫЕ СУДЫ В ЯКУТИИ
2 февраля 2011 года Совет Федерации одобрил на 288-м пленарном заседании Федеральный закон «Об упразднении некоторых районных судов Республики Саха (Якутия)».
Выполнить требования Уголовно-процессуального кодекса и обеспечить конституционное право граждан в Республике Саха (Якутия) на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом позволит Федеральный закон, одобренный 2 февраля 2011 года Советом Федерации на 288-м пленарном заседании.
Упраздняются Абыйский и Аллаиховский, Амгинский, Анабарский и Оленекский, Верхоянский и Эвено-Бытантайский, Горный, Жиганский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский, Таттинский районные суды с одновременной передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно Усть-Янского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Томпонского, Намского, Булунского, Оймяконского, Верхнеколымского, Усть-Алданского районных судов.
Принятие закона обусловлено требованиями УПК, который устанавливает, что суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого коллегией из трех судей. Между тем упраздняемые районные суды в Якутии являются малосоставными.
Кроме того, это позволит более равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей в регионе.
НАЗНАЧЕНЫ ЧЛЕНЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РФ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации рассмотрен вопрос «О назначении членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации представителей общественности».
Председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам А.Лысков представил на заседании Совета Федерации кандидатуры, рекомендуемые Комитетом СФ для назначения членами Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации представителями общественности.
По итогам голосования были назначены:
Григорьев Федор Андреевич, президент ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»;
Лукьянов Владимир Викторович, проректор ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
Россинский Борис Вульфович, проректор ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ»;
Тарханов Ильдар Абдулхакович, декан юридического факультета ФГОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН «О КЛИРИНГЕ И КЛИРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности» и внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием.
Представивший закон председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев сообщил сенаторам, что Федеральный закон направлен на создание комплексного правового регулирования клиринговой деятельности. В нем были объединены и детализированы соответствующие нормы и введен ряд законодательных новелл.
Законом определяется порядок осуществления клиринга, требования к организационно-правовой форме клиринговых организаций, к совмещению клиринговой деятельности с иными видами деятельности, а также требования к органам управления и работникам клиринговой организации и к собственным средствам (капиталу) организации.
Предусматриваются меры, направленные на снижение рисков в данной сфере. Определена роль регулирующего органа — федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР России) в области лицензирования клиринговой деятельности.
УРЕГУЛИРОВАН ОБОРОТ ПАМЯТНЫХ МОНЕТ И БАНКНОТ БАНКА РОССИИ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 34 и 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
По словам представившего закон председателя Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрия Ананьева, закон направлен на успешное выполнение олимпийской монетной программы «Сочи 2014». До настоящего времени Банк России имел право проводить операции с монетами и банкнотами только с кредитными организациями, тогда как исходя из опыта предыдущих Олимпийских игр, продажа памятных монет осуществляется практически повсеместно.
Законом предоставляется право Банку России передавать банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монеты Банка России.
УСТРАНЕН ПРОБЕЛ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ
2 февраля 2011 года на 288-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на устранение пробела в уголовно-исполнительном законодательстве в части, касающейся охраны здоровья осужденных при применении к ним мер взыскания.
Закон устанавливает норму, предусматривающую в обязательном порядке проводить медицинский осмотр осужденных к лишению свободы при их переводе в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также при водворении в штрафные и дисциплинарные изоляторы.
ОПРЕДЕЛЕНЫ ЕДИНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНЫХ ПАЛАТ РЕГИОНОВ
2 февраля 2011 года Совет Федерации на своем 288-м заседании одобрил Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Представляя Федеральный закон «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Иванов сообщил следующее.
Закон устанавливает единые принципы деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Сегодня в России насчитывается 24 тысячи муниципальных образований, получающих практически 20 процентов средств консолидированного бюджета. При этом, заметил докладчик, общая система финансового контроля отсутствует.
Закон призван повсеместно установить единые принципы организации контрольно-счетных органов и их основные полномочия. Главная роль в формировании региональных счетных палат будет отведена законодательным собраниям субъектов РФ и депутатам муниципальных образований.
В соответствии с законом, контрольно-счетные органы будут обладать организационной и функциональной независимостью, осуществлять свою деятельность самостоятельно, и их работа не может быть приостановлена.
Законом также устанавливаются единые принципы внесения кандидатур председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты. Штатная численность палаты должна определяться с учетом численности населения, постоянно проживающего на территории субъекта, а также доли субъекта в консолидированном бюджете России. С. Иванов подчеркнул, что аудиторы палаты не должны состоять в близком родстве с главой местного парламента и администрации, а также с руководителями судебных и правоохранительных органов. Законом предусматривается также государственная защита должностных лиц контрольно-счетных органов в соответствии с федеральным законодательством о защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Финансирование палаты субъекта будет осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ, а контрольно-счетного органа муниципального образования — за счет средств местного бюджета.
Совет Федерации одобрил закон.
* * *
СЕРГЕЙ МИРОНОВ ПРОВЕЛ БРИФИНГ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
По завершении пленарного заседания Совета Федерации Председатель палаты российского парламента ответил на вопросы журналистов.
Касаясь темы «правительственного часа» о реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности, Сергей Миронов заметил, что стремление министерства образования и науки утвердить проекты государственных образовательных стандартов в старших классах общеобразовательной школы лишь по достижении консенсуса похвально, потому что есть много вопросов к этому предложению. Главное, по его словам, чтобы консенсус был достигнут не внутри министерства, а с институтами гражданского общества, которые не без основания проявляют сильное беспокойство по поводу объявленных планов. «Если все будет делаться внутри министерства, как бы ни получить обескураживающих результатов, которые уже сейчас предсказывают», — сказал Председатель СФ.
На вопрос о ситуации с российскими туристами в Египте, глава палаты российского парламента обратил внимание на то, что в нашей стране пока не существует единого реестра, который позволил бы при необходимости получить четкое представление, сколько граждан России находятся за рубежом и где. По его словам, эти сведения представляют интерес не только для министерства иностранных дел, в обязанности которого входит оказание поддержки гражданам страны, оказавшимся в сложном положении, но и МЧС, если дело доходит до организации эвакуации. Как подчеркнул С.Миронов, профильная Комиссия СФ по делам молодежи и туризму сейчас готовит такую законодательную инициативу. Кроме того, Председатель Совета Федерации указал на необходимость того, чтобы телефоны «горячей линии» на случай непредвиденных ситуаций были бы только многоканальными.
На просьбу прокомментировать одобренный Советом Федерации закон «О полиции» С.Миронов сказал, что нынешнее положение в органах внутренних дел не устраивает как специалистов, так и общество в целом. Однако, по его словам, пока будущим сотрудникам полиции не будет сказано, какие деньги они будут получать, какая у них будет пенсия и каков будет уровень их социальной защищенности, полноценной реформы, наверное, не получится.
Председатель СФ обратил внимание журналистов на то, что «в полицию нужно брать ни абы кого, а отбирать лучших». А такое, добавил он, может случиться лишь тогда, когда служба станет престижной.
С.Миронов напомнил свою инициативу годичной давности о делении органов внутренних дел на федеральную полицию и муниципальную милицию общественной безопасности. Он сообщил, что ставил этот вопрос перед президентом. Как отметил Председатель Совета Федерации, глава государства не исключает в будущем появления муниципальной милиции.
Об эффективности закона можно будет судить только по правоприменительной практике, только по конкретным результатам его реализации, заключил Председатель Совета Федерации. «Мы будем внимательно следить, какие произойдут перемены. Хочется верить, что положительные», — заявил он.
МАТЕРИАЛЫ 288-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: