Все новости

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ РОССИЙСКИМИ ПРОЕКТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

в Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «Проектирование гражданских судов российскими проектными организациями: состояние, проблемы нормативно-правового обеспечения и пути их решения». Заседание провела Комиссия СФ по национальной морской политике под председательством Вячеслава Попова.

Открыл заседание «круглого стола» председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов. Он констатировал наличие в судостроительной отрасли целого ряда проблем, препятствующих модернизации отрасли и развитию отечественного судостроения.

Российские проектно-конструкторские организации, независимо от организационно правовых форм и форм собственности, составляют неотъемлемую и важнейшую часть судостроительной промышленности Российской Федерации. И они испытывают на себе все проблемы судостроительной отрасли, не позволяющие в полном объеме реализовать задачи развития современного конкурентоспособного отечественного судостроения. Главное, подчеркнул Вячеслав Попов, выработать четкое понимание положения дел в отрасли, чтобы выработать стратегию и конкретные меры по решению существующих проблем.

 

* * *

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств, судостроительных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций судостроительной промышленности.

С докладами выступили заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Андрей Курасов, генеральный директор ОАО ЦНИИ “Курс”, председатель Экспертного совета в области судостроения и судоремонта Комиссии СФ по национальной морской политике Лев Клячко, заместитель Гендиректора по флоту и капитальному строительству ООО «Газфлот» Владимир Палий, представитель ОАО «Совкомфлот» Виктор Рохлин и другие специалисты судостроительной отрасли и проектных организаций.

На вопросы участников «круглого стола» ответил заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский.

* * *

Истоки проблем, напомнил предысторию сегодняшнего положения дел в отрасли представитель Минпрома Андрей Курасов, лежат в начале 90-х годов прошлого столетия, когда началось разрушение системы взаимодействия проектных организаций с заказчиками и смежниками. В результате прерваны многолетние производственные связи, утерян ряд приоритетных позиций отечественной судостроительной промышленности. Для преодоления негативных тенденций сегодня требуется всесторонняя государственная поддержка судостроительной отрасли, подчеркнул Андрей Курасов и предложил включить в число рекомендации вопрос о принятии ФЗ «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ».

На мировом рынке судостроения, обратил он внимание участников заседание, обостряется конкуренция. Российское судостроение сегодня занимает лишь 0,3% объема мирового судостроения (1,3% в денежном выражении), являясь морской державой с огромной протяженностью морских границ. Более 80% внешней торговли РФ обслуживается морским транспортом, сообщил Андрей Курасов.

Судостроительная отрасль сегодня – это 167 предприятий, 163 тысячи человек, работающих в отрасли. Из 167 предприятий 10 являются ФГУП, действует 51 судоверфь и судоремонтные заводы, работает 54 проектных организации. При этом доминирует военное кораблестроение (строительство высокотехнологичных кораблей и подлодок). Гражданское судостроение, хоть и выросло с 18 до 30% (с 2005 г. по н. в.), но занимает не более одной трети от общего объема производства отрасли. Андрей Курасов констатировал не загруженность российских судоверфей, а также нехватку долгосрочных кредитов.

Выступавшие говорили о специфике работы и проблемах проектных бюро. В частности, отмечались проблемы информационно-организационного характера. Представитель «Газфлота» Владимир Палий сказал о недостатках нормативно-правовой базы, устаревших требованиях к документации проектных организаций. Нормативная база не гармонизирована, противоречива и не соответствует мировым стандартам, подчеркнул В.Палий, и предложил разработать Минпрому систему «одного окна» для получения необходимых согласований проектными организациями.

Также была поднята проблема отсутствия у проектных организаций информации от поставщиков комплектующих (многие из которых — зарубежные фирмы), что вызывает задержки в подготовке проектных работ. Необходимо, по мнению В.Палия, проводить централизованный сбор информации для предоставления проектировщикам судостроительной отрасли.

* * *

Участники «круглого стола» подчеркивали необходимость государственной поддержки деятельность проектных организаций отрасли и судостроительных предприятий в Российской Федерации, принятия мер законодательного характера и нормативно-правового регулирования, направленных на создание условий для ликвидации отставания отечественного флота и создающей его судостроительной промышленности от мировых позиций.

По мнению участников «круглого стола», отраженному в итоговом документе, основными проблемами российских проектных организаций являются:

1. Практически прекращены поисковые исследования в области судостроения, в течение двух десятилетий используется научно-технический задел, созданный в советский период.

2. Отсутствует координация работы по выработке единой политики в области информационных технологий. Системы проектирования, используемые в настоящее время на предприятиях российского судостроения (Katya, AVIVA-TRYBON, Unigrafics, Solid Works) в основном относятся к CAD-системам. Технологии САЕ-систем, ERP-систем не нашли широкого применения и внедряются недостаточно. Используемые системы часто не соответствуют уровню сложности проектируемых и строящихся объектов. В результате отсутствия координации проектно-конструкторские бюро и верфи внедряют практически не совместимые системы. Эффективность инвестиций в информационные технологии на большинстве предприятий отстает от уровня, определяемого мировой практикой.

3. Перечень и наименования документов эскизного, технического и технорабочего проектов в отраслевых руководящих документах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (РД5.0064–84), Министерства транспорта Российской Федерации (РД31.0012–78) и Правилах классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства не совпадают.

4. Не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и требуют переработки ведомственные нормативные документы, отсылки к которым содержатся в техническом задании — неотъемлемой части договора (контракта) с заказчиком, составляющем нормативно-техническую основу проектирования.

5. Некоторые обязательные взаимоотношения разработчика конструкторской документации на строительство судна с судостроительным заводом, ранее регламентируемые отраслевыми нормативными документами, не соответствуют положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в силу чего перестали носить обязательный характер и осуществляются по усмотрению строителя судна. Например, положения руководящего документа Минсудпрома СССР «Авторский надзор за строительством и эксплуатацией гражданских судов. Методические указания» РД 5. 0166–88.

6. Отсутствуют нормативные документы (государственные стандарты или своды правил), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы проектной документации судов, утверждения проектов, наблюдения за строительством (включая порядок финансирования, отчетности и контроля), испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.

7. Не проводится квалифицированная экспертиза проектов судов на соответствие требованиям технического задания заказчика, международным конвенциям, правилам классификационного общества, национальным и региональным правилам, а также другим руководящим документам.

8. При проведении конкурсов на проектирование судов, в том числе с участием в качестве заказчика проектных работ государственных органов и компаний, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предпочтение отдается иностранным проектным организациям, либо компаниям, имеющим на территории Российской Федерации только адрес юридической регистрации, несмотря на консолидацию государственных активов основных проектно — конструкторских бюро в составе ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и наличия в России целого ряда полноценных, обновленных проектно-конструкторских организаций негосударственных форм собственности.

9. Сложившаяся в последнее время практика разработки эскизных и технических проектов силами одной проектной организации, а рабочей конструкторской документации — иными проектантами негативно влияет на конечное качество проектных работ, что неизбежно приводит к существенному увеличению общего цикла проектирования, размыванию персональной ответственности проектантов за допущенные ошибки при создании сложных технических систем, неопределенности в решении вопросов наблюдения за постройкой судна, проблеме выпуска эксплуатационной документации, корректировке документации на серию по результатам постройки головного судна и т. д.

10. Сегодня в стране отсутствует единая обновляемая база данных основного судового оборудования и его поставщиков с информацией о технических характеристиках, требованиях по установке, размещению и подключению, стоимости, условиях поставки, гарантиях поставщика, соответствии требованиям классификационных обществ, международных конвенций и т. д., что существенно осложняет выбор и согласование судового оборудования и его поставщиков между проектантом и заказчиком при разработке проекта судна, не позволяет на этапе проектирования определиться с конечной стоимостью судна, его эксплуатационными характеристиками.

11. Не решенной остается проблема кадрового обеспечения проектной деятельности, подготовки и трудоустройства молодых специалистов кораблестроительных специальностей.

12. Требуется дальнейшее развитие и консолидация проектного потенциала судостроения как государственной, так и негосударственной форм собственности.

* * *

На основании изложенного, участники «круглого стола» рекомендовали Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике провести анализ установленных при проведении «круглого стола» проблемных вопросов с целью выработки законодательных инициатив и предложений Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиям и организациям по реализации предложений участников «круглого стола».

Правительству Российской Федерации рекомендовано обеспечить финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы в соответствии с утвержденными программными показателями; рассмотреть вопрос об уменьшении объемов привлеченных внебюджетных средств по федеральным целевым программам, направленным на модернизацию отечественного судостроения и судоходства с возможностью замещения внебюджетной составляющей данных федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации участниками «круглого стола» рекомендовано ускорить переработку отраслевых нормативно-технических документов в области проектирования гражданских судов морского и речного транспорта. В частности, разработать нормативные документы (государственные стандарты), устанавливающие порядок согласования, проведения государственной экспертизы, утверждения проектов, наблюдения за строительством, испытаний, приемки и сдачи судов для государственных нужд, строящихся за счет средств федерального бюджета.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации для решения кадровых проблем предлагается рассмотреть вопрос о подготовке специалистов кораблестроительных специальностей только в рамках специалитета. А также разработать «Положение о статусе молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение» и комплекс мероприятий по повышению мотивации поступления в аспирантуру молодых специалистов-кораблестроителей.

Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному агентству по рыболовству, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Совкомфлот», ООО «Газфлот» рекомендуется при размещении заказов на проектирование судов отдавать предпочтение российским проектным организациям, обеспечивающим выполнение собственными силами всего цикла проектных работ (эскизный проект, технический проект, рабочей конструкторской документации). В качестве генерального разработчика судов, выбирать российские проектные организации. Включать в состав конкурсных комиссий на проектирование судов независимых высококвалифицированных экспертов в области проектирования. Разработать нормативный документ, определяющий состав документов для включения в конкурсную документацию на строительство гражданских судов для целей определения сроков и стоимости строительства судна. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» предлагается рассмотреть возможность создания обновляемой базы данных основного судового оборудования и его поставщиков.

С учетом поступивших в ходе обсуждения предложений проект итоговых рекомендаций будет доработан в Комиссии СФ по национальной морской политике.