Все новости

СЕРГЕЙ МИРОНОВ: ПРОФСОЮЗНЫЕ ЛИДЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО, А РАБОТОДАТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ ПОЗИЦИЮ ПРОФСОЮЗОВ

в Совете Федерации под председательством главы палаты Сергея Миронова состоялось заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере социально-трудовых отношений при Председателе Совета Федерации. С информацией по конкретным ситуациям с нарушением трудовых прав работников выступили профсоюзные лидеры организаций авиадиспетчеров и водителей-профессионалов России.

Открывая заседание Рабочей группы, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что его цель – найти взаимоприемлемые варианты разрешения конфликтных ситуаций, который

«Профсоюзам не всегда удается найти общий язык и взаимопонимание как с руководителем, так и с государством. В результате наиболее активные профсоюзные лидеры, как мы видим, оказываются плохо защищены от произвола работодателей. Государство также не всегда готово выполнять функции по защите законных прав работодателей. Поэтому мы собрались сегодня здесь, чтобы выслушать представителей профсоюзных объединений по ряду наболевших и наиболее актуальных на сегодня проблем».

На заседании было рассмотрено три вопроса. Во‑первых, связанный с положением в рядах авиадиспетчеров, где меняется кадровый состав из‑за введения необходимости работать на английском языке. Второй вопрос был посвящен протесту профсоюза водителей-профессионалов в связи с введением ограничений на вес перевозимых грузов российскими дальнобойщиками. Третий вопрос повестки дня был посвящен обсуждению законопроекта «О профессиональных пенсионных системах», уже поступившему на рассмотрение в Госдуму.

Представители профсоюзных объединений и руководители Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), Росавтодора и Минздравсоцразвития высказали свои аргументы, видение ситуации и принципиальные позиции по обсуждаемым вопросам. В основном, озабоченность, высказанная лидерами профсоюзных организаций, представителями структур исполнительной власти не разделяется.

По мнению Сергея Миронова, которое он высказал представителям СМИ по окончанию заседания, действующий Трудовой кодекс РФ «не только поставил в унизительное положение человека труда, но и в абсолютно незащищенное положение — лидеров профсоюзов». Такое положение дел вызывает обеспокоенность у Председателя Совета Федерации. «Голос профсоюзов должен звучать широко, открыто и иметь действенное влияние на ситуацию в различных отраслях с защитой прав трудящихся», — отметил Сергей Миронов.

* * *

АВИАДИСПЕТЧЕРЫ

Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России в 2009 году, установлены новые требования по уровню знаний английского языка для диспетчеров управления воздушным движением, которые вводятся с 05 марта 2011 года. По данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на 03 февраля 2011года, т. е. за 1 месяц до введения новых требований, необходимый уровень владения английским языком имеет только 54% диспетчеров УВД, в т. ч. в наиболее загруженных Московском (52%) и Ростовском (54%) центрах обслуживания воздушного движения, на долю которых приходится не менее половины от общего количества обслуженных воздушных судов. По отдельным филиалам, например «Аэронавигация Севера Сибири» количество диспетчеров, соответствующих новым требованиям, составляет только 35%.

Об этом говорится в Обращении Федерального профсоюза авиадиспетчеров, направленном в адрес Председателя Совета Федерации Сергея Миронова.

На заседании Рабочей группы выступил Сергей Ковалев — президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров — с информацией на тему «О ситуации с нарушением социально-трудовых прав работников Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Из предприятий в результате новых требований к авиадиспетчерам, сообщил Сергей Ковалев, выдавливаются опытные и надежные работники в виде увольнения «по собственному желанию» по причине отсутствия требуемого уровня знаний английского языка, а формально «в связи с уходом на пенсию». По итогам 2010 года таким образом были уволены около 200 авиадиспетчеров, а только за 2 месяца 2011 года – около 100 авиадиспетчеров.

По имеющейся в профсоюзе информации, работникам, квалификация которых не соответствует требованиям ИКАО в части уровня владения английским языком, объявляется, что с 05 марта 2011г. они будут отстранены от работы. В условиях нехватки персонала исключение значительного количества опытных и высококвалифицированных специалистов, неминуемо приведет к резкому росту интенсивности труда и сокращению количества времени отдыха оставшихся диспетчеров УВД, что не может не отразиться на уровне обеспечения безопасности воздушного движения, уверены в Федеральном профсоюзе.

Профсоюзы считают, что значительная доля вины в сложившейся ситуации лежит на руководстве ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», не уделявшей долгое время должного внимания повышению квалификации специалистов. В соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ ответственность за профессиональную подготовку и переподготовку кадров возложена на работодателя.

При этом, отмечает президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров С.Ковалев, законодательное лишение профсоюзных лидеров государственных гарантий при увольнении, которые ранее имелись в трудовом законодательстве, принесли показательные примеры злоупотребления работодателем своими полномочиями для расправы над активными председателями профсоюзных организаций.

Как подчеркивает Сергей Ковалев, руководство Госкорпорации по ОрВД не признает наличие проблем, указанных в обращении профсоюзов авиадиспетчеров России, и не намерено их устранять.

Сергею Ковалеву оппонировал заместитель генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Валерий Ретунский. Он опроверг факт массовых и принудительных увольнений авиадиспетчеров, отметив, что идет омоложение кадрового состава и активное изучение английского языка в соответствие с нормативно-правовыми документами.

Руководство ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» считает, что количество диспетчеров в России, достигших 4-го уровня владения английским языком (по Шкале оценки языковых знаний Международной организации гражданской авиации) позволяет с заданным уровнем безопасности обеспечивать полеты. За три года с момента принятия соответствующих документов и распоряжений было обучено английскому языку достаточное количество авиадиспетчеров, сообщил на заседании Рабочей группы Валерий Ретунский.

По мнению Минтранса России, озвученном на заседании рабочей группы, внедрение языкового Стандарта ИКАО в Российской Федерации не может являться причинным следствием сокращения диспетчеров управления воздушным движением и изменения действующих графиков их работы, увеличения интенсивности труда и сокращение времени отдыха диспетчеров УВД.

Профсоюзные лидеры авидиспетчеров в этой ситуации требуют от Минтранса «привлечь к ответственности руководителей ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по фактам нарушений трудового законодательства и незаконного увольнения работников предприятия, в т. ч. председателей профсоюзных организаций», а Росавиацию принять меры к созданию условий для ведения коллективных переговоров работодателя с представителями ФПАД России и первичных профсоюзных организаций ФПАД России.

* * *

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ – ЭТО УЩЕМЛЕНИЕ ПРАВ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ

09 марта 2011 года Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) был издан Приказ № 21 от 09.03.2011 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году». Приказом вводится временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства установлены приложением № 2 к Приказу.

Председатель Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов Александр Котов выступил на заседании Рабочей группы с информацией «О ситуации с временным ограничением движения грузовых транспортных средств по дорогам федерального значения».

По оценкам специалистов, отметил Александр Котов, с учетом массы самого транспортного средства разрешенная масса перевозимого груза при точном следовании Приказу №21 сокращается более чем на 50%, что делает нерентабельными грузоперевозки большегрузным автомобильным транспортом.

Кроме этого, Приказ №21 носит дискриминационный характер по отношению к отечественным товарам и их производителям, так как он не распространяет свое действие на иностранных перевозчиков.

Таким образом, Приказ №21 ставит под угрозу темпы развития экономики России, ограничивая перемещение товаров внутри страны. Он также ведет к снижению доходов работников отрасли, что неизбежно вызовет обострение социальной напряженности, обращают внимание профсоюзы.

Пояснения по целям, задачам и практике применения положений данного Приказа №21 дал на заседании рабочей группы заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих .

Приказ был издан в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорого, вызванной их переувлажнением в весенний период и должен предупредить их разрушение большегрузным автомобильным транспортом, пояснил Евгений Дитрих.

Профсоюзный лидер также обратил внимание на тот факт, что по свидетельству представителей грузоперевозчиков и водителей большегрузных автомашин, имеет место тотальное нарушение Приказа №21, а официальные результаты работы постов весового контроля, фиксирующих незначительные объемы нарушений, не отражают реального состояния дел. Новые ограничения попросту привели к увеличению взяточничества на постах весового контроля, заявил Александр Котов. Грузоперевозчик, объяснил А.Котов, заинтересован в том, чтобы загрузить максимальное количество груза, и вынужден идти на нарушение, зная, что в противном случае ему найдут замену, то есть имеет место нездоровая конкуренция. Что на руку постам весового контроля, получившим дополнительные основания для вымогания с перевозчиков денег за выявленные нарушения.

Необходимость бережного и рационального использования автомобильных дорог в Российской Федерации не ставится под сомнение. Однако, отмечают профсоюзные лидеры союза водителей-профессионалов, очевидна необходимость принятия комплекса мер для обеспечения эффективной защиты дорог от разрушения не только в весенний период, но и в течение года.

Обсуждение проблемы сохранения дорог необходимо проводить с привлечением научных кругов, организаций грузоперевозчиков, представителей водителей-профессионалов для уточнения допустимых показателей нагрузок на оси в зависимости от состояния дорожного полотна и времени года. Это станет принятием теоретически и практически обоснованных решений, а также отказом от «кулуарного» принятия нормативных правовых актов, подчеркнул Александр Котов.

Также профсоюзы предлагают внедрить контроль со стороны общественных организаций грузоперевозчиков за работой постов весового контроля.

* * *

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Позицию профсоюзов по законопроекту «О профессиональных пенсионных системах», поступивший на прошлой неделе на рассмотрение в Госдуму представил Сергей Храмов — председатель Российского объединенного профсоюза работников предприятий гражданского машиностроения, оборонной промышленности, металлургии и металлообработки. Он отметил необходимость привлечения отраслевых профсоюзов к работе по данному направлению, и заключения соглашений с профсоюзами по урегулированию всех вопросов вкладов работников в социальные фонды.

Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов пояснил позицию Правительства РФ по данному законопроекту.