Предстоящий официальный визит делегации Совета Федерации в Словацкую Республику страну, к которой в России испытывают самые добрые чувства, глава палаты Федерального Собрания РФ назвал знаковым событием. Во многом, по его словам, это определяется духовной близостью двух народов, связи между которыми основаны на общем фундаменте славянской культуры и скреплены ценностями патриотизма, просветительства и гуманизма.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Миронов сказал:
— Особенность визита российских парламентариев состоит в том, что он проходит накануне знаменательного события в жизни Европы и наших государств 66-й годовщины Победы над фашизмом. Для народов России трагически памятна и другая дата: совсем скоро 22 июня исполняется 70 лет со дня вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Именно с этого дня начался отсчет краха гитлеровской Германии. В эти дни мы отдаем дань памяти героям советским воинамосвободителям, словацким патриотам, которые совместными усилиями приближали разгром жестокого врага.
Победа во Второй мировой войне во многом сформировала облик современной Европы. За 66 лет наш континент прошел через самые разные испытания. Многие раны той войны могли бы зарубцеваться гораздо быстрее, если бы не «холодная война», которая оставила на судьбах народов Европы новые рубцы. Между двумя частями континента в силу идеологических обстоятельств пролег глубокий политический водораздел. Со временем Европа смогла преодолеть его, выйдя на достижение Хельсинского заключительного акта, сыгравшего историческую роль в преодолении раскола Европы.
Кардинально новая политическая ситуация в Европе возникла после падения Берлинской стены и появления в результате распада СССР на карте континента целого ряда новых государств. В наши дни перед нами стоит важнейший и серьезнейший вопрос какую же Европу мы должны строить, чтобы исключить появление в ней новых расколов и конфронтаций. Я убежден, что преодоление идеологической конфронтации создает для этого принципиально новые возможности.
Позиция России на этот счет предельно ясна и реалистична. Она отражена в инициативе Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева о формировании новой архитектуры безопасности на евро-атлантическом пространстве, в основу которой мог бы быть положен Договор о европейской безопасности. Суть такого документа подвести прочный правовой фундамент под политические обязательства, обеспечить равную и одинаковую безопасность для всех участников этого процесса. Мы на деле продемонстрировали готовность работать в этом направлении, пойдя на выстраивание партнерских отношений с НАТО, основанных на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Важным шагом на этом пути явилось заключение российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Россия открыта к самому широкому и равноправному сотрудничеству со всеми европейскими государствами. Вместе с тем у нас остается целый ряд вопросов к нашим натовским партнерам. Мы не можем, например, согласиться с тем, что в планах Альянса Россия по‑прежнему рассматривается как противник. Или с тем, что разрабатываемые программы размещения систем ПРО вблизи российских границ не учитывают интересы национальной безопасности России.
Фундаментом архитектуры безопасности в XXI веке является экономическое сотрудничество. Исходя из этого, мы последовательно выступаем за развитие и углубление стратегического партнерства с Европейским Союзом. Активизируется переговорный процесс по заключению нового базового соглашения между Россией и ЕС, в рамках инициативы «Партнёрство для модернизации», складываются перспективные партнёрские альянсы с ведущими странами Евросоюза. В этом широком переговорном процессе мы также последовательно выступаем за учёт наших национальных интересов. Это относится и к сфере энергетики: мы считаем необходимой определённую корректировку Энергетической хартии.
Развитию всестороннего сотрудничества между Россией и Евросоюзом во многом препятствует отсутствие свободы передвижения. Некоторые противники введения безвизового режима с Россией аргументируют свою позицию тем, что из нашей страны в Европу, якобы, хлынет неуправляемый поток мигрантов. Эта позиция не соответствует действительности. У нас есть чем заняться дома. Это огромные планы внутренних реформ, модернизации и инновационного развития экономики, для реализации которых, к сожалению, не хватает специалистов. Так что мы сами ждём «человеческих инвестиций» с Запада.
В контексте европейской политики России важное значение придается развитию российско-словацких отношений. В последние годы они отличаются высоким уровнем политического диалога, многоплановым экономическим и культурным взаимодействием, активизацией межрегионального сотрудничества. В политической области знаменательным событием в наших отношениях стал официальный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в Словацкую Республику в апреле прошлого года. Состоявшиеся в ходе этого визита российско-словацкие переговоры на высшем уровне и подписанный сторонами солидный пакет документов придали новый импульс нашему двустороннему взаимодействию по многим направлениям.
Перспективность российско-словацких связей в экономической области обусловлена рядом объективных исторических и географических факторов. Словацкая Республика обладает значительным экономическим потенциалом и хорошо развитой современной транзитной инфраструктурой. Одновременно она является крупным потребителем российского сырья. Поэтому с полным основанием можно сказать, что сегодня Словакия относится к числу важных торгово-экономических партнёров России в Европе. В 2010 году двусторонний товарооборот увеличился по сравнению с предыдущим годом на 47 процентов и составил 7 миллиардов долларов.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что в современных условиях большое значение имеет качество товарооборота. Наращивать его только за счёт поставки энергоносителей не лучший сценарий. Считаю, что в нём должно быть больше высокотехнологичной продукции, а для этого необходимо создавать совместные предприятия, пусть и небольшие по размеру. Российско-словацкое сотрудничество в высокотехнологичных областях уже имеет свои положительные примеры. Я имею в виду созданные при российском участии Международный лазерный центр в Братиславе, Центр протонной терапии в городе Ружомберок, а также сооружаемый в столице Словакии Циклотронный центр.
Особое место в наших связях занимало сотрудничество в области освоения космоса. Совсем недавно в России и во всем мире широко праздновалось 50-летие полета в космос первого человека Юрия Алексеевича Гагарина. Мы с удовлетворением отмечаем, что в числе покорителей космоса был и гражданин Словакии Иван Белла, который совершил полет на российскую орбитальную станцию «Мир» в 1999 году.
Особая тема российско-словацких отношений гуманитарные связи.
Сотрудничество России и Словакии в области культуры, науки и образования имеет важнейшее значение. Отрадно отметить, что с 2001 года в Братиславе успешно работает Российский центр науки и культуры. А подписанная в 2009 году новая программа сотрудничества между министерствами культуры двух стран на 2010–2012 годы создаёт хорошие предпосылки для углубления нашего взаимодействия в этой области. Думаю, что в этом могут и должны сыграть свою роль межрегиональные связи Российской Федерации и Словацкой Республики. И здесь есть большое поле для работы парламентариев наших стран.
Я убежден, что в современной Европе объективное и уважительное отношение к истории важнейший показатель зрелости общества. Наша память о жертвах войны, об общей борьбе народов наших государств против фашизма как никогда актуальна и в наши дни. Совместными усилиями мы обязаны не допустить возрождения или появления новых форм националистических идеологий, враждебности и попыток обелить нацистов и их пособников. В связи с этим хотел бы отметить важность усилий историков наших стран в объективной интерпретации событий той поры.
По моему убеждению, общее наследие славянских народов в условиях отсутствия идеологических барьеров в XXI века может и должно стать важнейшим фактором формирования новой, более справедливой модели международных отношений как в Европе, так и за ее пределами.