Все новости

Константин Сурков на встрече в Совете Федерации с главными редакторами региональных СМИ – участниками Всероссийской конференции «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ» выступил с докладом по проблемам совершенствования федерального законодательства в сфере миграции

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Сурков на встрече в Совете Федерации с главными редакторами региональных СМИ – участниками Всероссийской конференции «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ» выступил с докладом по проблемам совершенствования федерального законодательства в сфере миграции.


Заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, председатель подкомитета по противодействию коррупции Константин Сурков:

«Совершенствование законодательства в любой сфере осуществляется в соответствии с выработанной государственной политикой. Проблема миграции не является исключением.

Концепция государственной миграционной политики готовится в Федеральной миграционной службе России уже не первый год, но, к сожалению, пока не принята. Это связано с особой сложностью и важностью современных проблем миграции. Тем не менее, буквально на днях (в мае текущего года) Директор ФМС К.О.Ромодановский озвучил, что в ближайшее время на обсуждение широкой общественности будет вынесена новая Концепция миграционной политики.

Вместе с тем, отсутствие сегодня такого единого формально-юридического документа не означает, что миграционная политика не проводится вовсе, а законодательство в этой сфере не совершенствуется. За последние несколько лет был принят целый ряд нормативных правовых актов, в первую очередь, федеральных законов, регулирующих миграционные процессы в нашей стране. При этом, принятые законы увязаны с основными направлениями социально-экономической политики и демографической политики.

В России на протяжении многих лет наблюдается очень сложная и плачевная ситуация в демографической области. Начиная с 1995 года, происходит постоянная убыль населения, причем эта тенденция, к сожалению, сохраняется. Уже за первый квартал 2011 года население России уменьшилось на 48 тысяч человек от общей численности 142 миллиона, что составило 0,03% от общего числа жителей России.

При этом миграционный прирост не покрывает естественной убыли населения. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики в 2010 году миграционный прирост компенсировал численные потери населения только на 65,5 %. Такая ситуация складывалась в России с 1995 года. Единственным исключением стал показатель 2009 года, когда миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 100 % и даже превысил ее на 4,2 %.

Учитывая многолетний демографический кризис, в конце 2007 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция демографической политики России на период до 2025 года, содержащая положения, в том числе, направленные на решение проблем миграции.

В качестве основной задачи демографической политики ставится задача привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение этой задачи включает в себя:

— содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Россию, а также стимулирование возвращения в нашу страну эмигрантов;

— привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Россию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств СНГ) для обучения и стажировки в России с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

— совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

— разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

— создание условия для интеграции иммигрантов в российское общество и развитие терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

В рамках реализации демографической политики России предполагается уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тысяч человек ежегодно к 2016 году, не менее 300 тысяч человек к 2025 году.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Россию иммигрантов трудоспособного возраста.

За последние годы ключевые положения этой Концепции были воплощены в федеральном законодательстве.

1. Первое, о чем следует сказать, это решение проблемы переселения в Россию соотечественников.

Напомню, что к соотечественникам относятся лица, родившиеся в одном государстве, проживающие или проживавшие в нем, которые обладают признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций, обычаев, а также их потомки по прямой нисходящей линии.

Кроме того, соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие на территории России и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории страны, а также сделавшие свой выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники ранее проживали в России.

По данным Института демографических исследований за пределами России проживают около 30 миллионов наших соотечественников.

Конечно, переселить такое количество людей вряд ли возможно, особенно в кратчайшие сроки. Но их постепенное переселение в Россию могло бы решить многие проблемы, в первую очередь, демографическую.

В 2006 году принята и реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Названная Государственная программа реализуется через региональные программы.

По данным Федеральной миграционной службы в 2007–2008 годах региональные программы реализованы в 11 субъектах, в 2009 году в 20 субъектах, а в 2010 году – уже в 30 субъектах России.

Надо отметить, что с каждым годом эта программа реализуется все успешнее. Так, количество выданных свидетельств участника Государственной программы в 2010 году увеличилось на 100,6 % по сравнению с 2009 годом, на 40,4 % по сравнению с 2008 и в 160 раз по сравнению с 2007 годом.

Наибольшее число обращений соотечественников поступает из Казахстана – 28,3 %, Узбекистана – 15,8 %, Киргизии – 10 %, Украины – 9,5 %, Молдовы – 9,1 %, Армении – 6,2 %, Таджикистана – 4,7 %.

Если говорить в цифрах, то в Россию прибыло 31 131 соотечественников.

Подавляющее большинство расселилось в Центральном федеральном округе – 49,2 %; Северо-Западном федеральном округе – 31,9 % (правда, в основном за счет Калининградской области) и Сибирском федеральном округе – 12,1 %.

Очень интересные, так называемые, демографические характеристики соотечественников. 51,9 % составляют мужчины и 48,1 % — женщины. При этом доля трудоспособного населения среди прибывших соотечественников составляет 73,7 %, что можно считать достаточно высоким показателем. Кроме того, отмечается, что в составе семей соотечественников большое количество детей.

Таким образом, сегодня наблюдается положительная динамика по добровольному переселению наших соотечественников в Россию, которую необходимо поддерживать и увеличивать, в том числе при помощи законодательных механизмов.

Так, в 2011 году Федеральным законом были установлены налоговые и финансовые преференции для участников Государственной программы по добровольному переселению соотечественников. В частности, иностранным гражданам и членам их семей – участникам программы была снижена налоговая ставка с 30 до 13 % в отношении дохода, получаемого от трудовой деятельности.

Одновременно Законом эти граждане были освобождены от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства в Российской Федерации.

2. Следующий аспект совершенствования миграционного законодательства связан с необходимостью привлечения в Россию высококвалифицированных специалистов. В этой связи ключевой Федеральный закон, регулирующий данный вопрос был принят в 2010 году.

Смысл его сводится к совершенствованию механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.

Закон установил особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранцев, которые являются высококвалифицированными дипломированными специалистами.

Высококвалифицированными специалистами Закон признает иностранных граждан, имеющих опыт работы, навыки и достижения в конкретной деятельности, привлечение к труду в России которых предполагает получение ими заработной платы в размере двух и более миллионов рублей в год.

В качестве высококвалифицированных специалистов признаются также иностранцы, получающие более одного миллиона рублей в год и являющиеся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской вузами, государственными академиями наук или исследовательскими центрами либо государственными научными центрами.

Без учета требования к размеру заработной платы такими специалистами признаются иностранцы, участвующие в реализации проекта «Сколково».

Компетенция и квалификация таких иностранных граждан оценивается работодателем самостоятельно. При этом, иностранный гражданин вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись с соответствующим ходатайством в зарубежные представительства ФМС России либо в дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации.

Для данной категории иностранных граждан Закон предусмотрел существенные льготы по сравнению с иными иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность в России, в частности:

— на них не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию, на выдачу разрешений на работу, ограничение по сроку временного пребывания в России;

— разрешение на работу им может быть выдано на три года. При этом, указанный срок может неоднократно продляться, но не более чем на 3 года для каждого такого продления;

— разрешение на работу является основанием для продления срока их временного пребывания в России;

— для данной категории предусматривается выдача вида на жительство как им самим, так и членам их семей (супругу, детям) на срок действия трудового договора. Получившие вид на жительство иностранцы имеют право приглашения иностранных граждан в Россию наравне с гражданами России;

— им предоставляется налоговый режим резидента Российской Федерации (по ставке 13 %).

Следует обратить внимание на практику реализации положений Федерального закона, касающихся высококвалифицированных специалистов.

По итогам первых шести месяцев действия Закона (по состоянию на декабрь 2010 года) выдано 3105 разрешений на работу высококвалифицированным специалистам.

В числе основных стран, из которых привлекаются высококвалифицированные специалисты, на первом месте находится Германия – 448 человек, затем следуют:

США – 253 человека;

Великобритания – 267 человек;

Франция – 253 человека и

Италия – 144 человека.

Из стран участник СНГ в первую десятку вошла только Украина – 118 человек.

Из привлеченных высококвалифицированных специалистов 75% занимаются управленческой деятельностью в той или иной форме, 22% — составляют специалисты разной категории; спортсмены и тренеры составили примерно 3% от данной категории.

3. Этим же Федеральным законом урегулированы особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц в качестве, например, домработников, гувернеров, сиделок и т. п.

Такие иностранные граждане обязаны приобрести в миграционных органах патент, стоимость которого составляет 1000 рублей в месяц.

Патент выдается на срок от 1 до 3-х месяцев. Указанный патент можно неоднократно продлевать, но общий срок его действия не может составлять более одного года со дня выдачи патента.

На данную категорию иностранных граждан не распространяется ограничение по сроку временного пребывания в России. Предусматривая подобные льготы для иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц, федеральный законодатель предусмотрел одновременно административную ответственность как самого иностранного работника, так и привлекшего его лица за осуществление такой трудовой деятельности без патента.

Для данной категории иностранных работников также предоставляется налоговый режим резидента Российской Федерации.

Введение патентов уже дало свои положительные результаты. Так, за период с 1 июля по 30 декабря 2010 года был оформлен 156 471 патент, из них выдано – 133 590 патентов. Среди получателей патентов лидируют граждане Узбекистана – 73 475 человек или 45,8 % от общего количества иностранцев, обратившихся за патентами. Затем следует Таджикистан 33 195 человек (20,7 %); Киргизия – 17 127 человек (10,7%).

Доходы, от выдачи патентов поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации, поэтому очень важно и дальше развивать эту систему.

4. Еще одним важным нововведением в сфере миграционного законодательства явилось ужесточение контроля за пребыванием в России иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.

С декабря 2010 года федеральным законодателем установлено, что иностранные граждане, совершившие данные административные правонарушения подлежат административному выдворению за пределы Российской Федерации.

При этом, таким иностранным гражданам аннулируется разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что сегодня федеральное законодательство в сфере миграции постоянно совершенствуется. Вместе с тем, представляется, что после принятия Концепции государственной миграционной политики потребуется его значительное изменение с учетом тех направлений, которые будут определены Концепцией».