На площадке Комитета СФ участники круглого стола обсудили предложения к законопроекту об обязательном статусе адвоката для судебных представителей.
Член Комитета СФ по конституционному законодательству
и государственному строительству Руслан Смашнев
Смашнев
Руслан Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Смоленской области
провел круглый стол на тему «Адвокатура
как платформа для профессионального судебного представительства». На мероприятии присутствовали представители
государственных органов власти, судебной системы и адвокатского корпуса, ведущие
эксперты юридического сообщества. В работе круглого стола также принял участие
председатель Комитета СФ Андрей Клишас
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
.
Открывая дискуссию, Руслан Смашнев напомнил, что полгода назад на площадке Совета
Федерации началось обсуждение вопросов развития адвокатуры как основной
платформы для консолидации юридической профессии. Ключевой темой стал
подготовленный Министерством юстиции РФ законопроект, обязывающий
судебных представителей иметь статус адвоката.
«За прошедшее время на различных площадках
развернулась активная дискуссия. Итогом этой работы стали дополнительные
предложения по изменению законопроекта», – сообщил сенатор. Он также подчеркнул, что адвокатура занимает
уникальное место в системе правовых отношений, являясь, с одной стороны,
общественным институтом, а с другой – структурой, наделенной отдельными
публичными полномочиями.
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
1 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
5 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
6 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
7 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
8 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
9 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
10 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
11 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
13 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
14 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
17 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
18 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
19 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
20 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
21 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
22 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
23 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
24 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
25 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
26 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
27 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
28 из 29
Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «Адвокатура как платформа для профессионализации судебного представительства»
29 из 29
Руслан Смашнев указал на важность обеспечения баланса между повышением
качества судебной защиты и сохранением доступности юридической помощи для
граждан. «Перманентно возникают ситуации, связанные с обманом клиентов,
а также жалобы на качество судебной защиты со стороны иных представителей в суде». В связи с этим сенатор считает необходимым
предусмотреть длительный переходный период для вступления положений
закона в силу.
Заместитель Министра юстиции РФ Максим
Бесхмельницын подробно представил основные положения законопроекта,
подчеркнув комплексный подход к реформе. «Мы предлагаем изменить
профессиональное законодательство и правила судебного представительства, что
позволит системно реформировать этот институт».
Особое внимание он уделил переходному периоду. «Срок до 2028 года является достаточным для
адаптации юридического сообщества к новым требованиям без ущемления прав
граждан». Максим Бесхмельницын
также отметил, что законопроект не затрагивает дела, рассматриваемые мировыми
судьями, что сохраняет доступность правосудия по наиболее массовым
категориям споров.
Судья Верховного Суда РФ Татьяна Вавилычева высказала ряд
замечаний к законопроекту. «Введение в качестве общего правила
требования о наличии статуса адвоката для судебного представительства сопряжено
со значительным ограничением прав на свободный выбор представителя и доступ к правосудию». Она также обратила внимание на проблему возможного
роста стоимости услуг профессиональных адвокатов.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ
Светлана Володина поддержала
законопроект, подчеркнув важность обеспечения качества услуг судебного
представителя. Она также указала на социальную ответственность адвокатуры и привела конкретные примеры. «После трагедии в «Зимней вишне» 52
адвоката на протяжении 7 лет бесплатно оказывали помощь потерпевшим, а после
событий в «Крокусе» 472 адвоката за одну ночь добровольно предложили свою
помощь пострадавшим». Она также акцентировала внимание на вопросах
качества. «Люди просят именно адвокатов, потому что понимают – это сообщество,
где есть специализация, ответственность и реальные механизмы контроля качества
юридической помощи».
По итогам состоявшейся дискуссии
участники круглого стола сошлись во мнении о необходимости дальнейшей
тщательной проработки законопроекта с учетом всех высказанных замечаний и предложений. По мнению Руслана
Смашнева, только продолжение открытого и содержательного диалога между
законодателями, исполнительной властью и юридическим сообществом позволит
учесть интересы всех сторон.