Все новости

В Страсбурге на летней части 62-й сессии ПАСЕ в дискуссии по теме «Ситуация в Тунисе» принял участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби

в Страсбурге на летней части 62-й сессии ПАСЕ в дискуссии по теме «Ситуация в Тунисе» принял участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби.


На летней сессии ПАСЕ было продолжено начатое на весенней сессии обсуждение текущей ситуации на Севере Африки – был заслушан доклад по ситуации в Тунисе. Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али бежал из страны, в течение двух месяцев в Тунисе должны пройти президентские выборы. На вопросы европарламентариев ответил министр иностранных дел Туниса Мохаммед Мулди Кефи. По окончании обсуждения была принята итоговая резолюция.

В дискуссии по проекту доклада принял участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби.

«Демократическая трансформация, начавшаяся в Тунисе вслед за падением авторитарного режима Бен Али, порождает закономерное желание поддержать идущие в стране процессы. Этому желанию подчинен и заслушанный доклад, а содержащийся в нем проект резолюции и рекомендаций ПАСЕ – это своего рода «дорожная карта» демократизации Туниса на ближайший период», — сказал, выступая на заседании ПАСЕ российский сенатор Зияд Сабсаби.

В своем выступлении З.Сабсаби обратил внимание на неоднократно встречающиеся в докладе упоминания об опыте по «сопровождению молодых демократий Европы» в их усилиях по созданию демократических институтов, который ПАСЕ готова предоставить в распоряжение Туниса в случае его заинтересованности.

«Признавая безусловную ценность опыта по «сопровождению молодых демократий Европы», нельзя не отметить, что его накопление происходило главным образом в странах и сообществах, хотя и испытавших на себе подобно Тунису долголетний гнет авторитаризма и даже тоталитаризма, но в большинстве своем принадлежащих европейской культурной традиции. В странах в той или иной мере, уже хотя бы однажды, совершивших исторические попытки создания демократического общежития», — заметил З.Сабсаби. Принимая во внимание это обстоятельство, можно с высокой степенью уверенности предвидеть, что эффективное содействие начавшемуся процессу демократической трансформации в Тунисе потребует наряду с использованием европейского опыта также и его заметной корректировки, считает З.Сабсаби.

«Корректировка предлагаемых механизмов «сопровождения» потребуется в той части, которая должна учитывать объем приобретенных в прошлом демократических «навыков», а также особенности культурных традиций, во многом определяемых конфессиональной принадлежностью большинства населения. В таком контексте мне предоставляется уместным говорить и об использовании опыта демократической трансформации, накопленном в ряде субъектов Российской Федерации, население которых традиционно привержено исламу. Возможно, этот опыт в некоторых своих аспектах может показаться не столь успешным, или, точнее говоря, обладающим некоторыми дополнительными «изгибами» траектории демократического процесса по сравнению, скажем со странами Восточной и Центральной Европы, но именно поэтому, как мне кажется, — весьма полезным применительно к теме заслушанного доклада», — подчеркнул Зияд Сабсаби.

«С этой точки зрения мне видится весьма перспективным пункт 24 проекта резолюции ПАСЕ, который содержит просьбу Ассамблеи к национальным парламентам государств-членов Совета Европы и государств-наблюдателей развивать контакты с парламентскими органами Туниса. Я бы хотел только предложить не ограничиваться форматом национальных парламентов, а, возможно, распространить его на «земельные» парламенты, в частности, развивать контакты на уровне законодательных собраний ряда субъектов РФ, обладающих многообразным и, думаю, весьма полезным опытом демократической трансформации избравших их сообществ», — продолжил российский сенатор.

Упомянутый опыт, накопленный в различных субъектах РФ, по мнению З.Сабсаби, может быть применимым и в других странах, устремленных подобно Тунису к демократизации своего устройства и сталкивающихся на этом пути определенными трудностями.

«Не будет преувеличением утверждать, что опыт России последних двух десятилетий мог бы оказаться весьма полезным и для других международных организаций, которые берут на себя труд и ответственность способствовать процессам общественной трансформации, стремительно развивающимся в ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки на протяжении последнего полугода. В это утверждение вписывается, мне кажется, и потенциал России в деле урегулирования внутренних конфликтов, стоящих преградой на пути демократического развития в некоторых странах региона», — подчеркнул З.Сабсаби.

Примерами реализации этого потенциала, по его словам, могут служить и вклад России в преодоление внутрипалестинского раскола (21–22 мая в Москве состоялась встреча с участие м лиц от ФАТХ и ХАМАС и других палестинских организаций, мероприятие стало первым общепалестинским форумом такого масштаба и уровня, проводившимся за пределами арабского мира), и посредническая миссия в Ливии спецпредставителя Президента России, в результате которой удалось достичь принципиального согласия враждующих сторон на проведение переговоров.