Сенатор провел заседание Комиссии Совета
Федерации по мониторингу законодательства в сфере контроля и надзора.
Состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по мониторингу
законодательства в сфере контроля и надзора, которое провел ее руководитель, председатель Комитета СФ
по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
. Главной
темой мероприятия стал анализ внедрения индикаторов риска нарушения
обязательных требований в работу контрольных органов. Он напомнил о системных изменениях,
внесенных в конце 2024 года в закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках выполнения поручения
Президента РФ о переходе к риск-ориентированной модели. Сенатор подчеркнул, что
плановые проверки теперь проводятся только на объектах высокого риска, а для
остальных категорий предусмотрены профилактические визиты, что является важным
шагом в поддержку добросовестного бизнеса.
Вячеслав
Тимченко
отметил положительную
динамику перехода на управление рисками, указав, что более 80% соответствующих
мероприятий традиционно приходятся на федеральный уровень. Парламентарий считает
необходимым обеспечить сквозную реализацию риск-ориентированного подхода на всех уровнях власти, поскольку региональный и муниципальный контроль охватывают
значимые виды деятельности.
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
1 из 40
Вячеслав Тимченко
2 из 40
Вячеслав Наговицын
3 из 40
Владимир Кравченко
6 из 40
Александр Лутовинов
7 из 40
Николай Семисотов
8 из 40
Вячеслав Тимченко
10 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
11 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
12 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
13 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
14 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
15 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
16 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
17 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
18 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
19 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
20 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
21 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
22 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
23 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
24 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
25 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
26 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
27 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
28 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
29 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
30 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
31 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
32 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
33 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
34 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
35 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
36 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
37 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
38 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
39 из 40
Заседание Комиссии СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ на тему «Анализ эффективности внедрения в работу контрольных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований»
40 из 40
Эффективность нового подхода
председатель Комиссии проиллюстрировал конкретными цифрами: «Эффективность проверок по индикаторам риска составляет 87,2%, а в отдельных случаях достигает почти 100%,
тогда как для обычных плановых проверок этот показатель не превышает 78%». Он также сообщил, что после анализа
эффективности число индикаторов риска в 2025 году сокращено с 542 до 513, и подчеркнул важность постоянного мониторинга данных, в чем надзорным органам
помогает искусственный интеллект.
Вячеслав
Тимченко
обратил внимание на необходимость ускорить разработку нормативной базы для проверки полноты и достоверности сведений в государственных информационных системах, а также
отметил конструктивную роль органов прокуратуры в координации контрольной
деятельности.
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ Сергей Вельмяйкин сообщил о ревизии индикаторов риска,
показавших недостаточную эффективность по итогам 2024 года. Особое внимание он
уделил цифровой трансформации контроля, указав в качестве приоритетов развитие цифровых индикаторов риска и применение мобильного приложения «Инспектор». «Это позволяет минимальными ресурсами
обрабатывать большие массивы данных и выявлять проблемные точки».
Он также выделил перспективность использования беспилотных систем,
которые обеспечивают проведение проверок без взаимодействия с контролируемым
лицом и повышают эффективность осуществления контроля.
И. о. директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования,
контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ Антон Будкин отметил сокращение общего количества проверок за 8
месяцев 2025 года благодаря концентрации на объектах высокой категории риска. «Количество проверок по индикаторам выросло более чем в два раза, а их средняя эффективность
подтверждает правильность выбранного подхода». Лидерами по количеству проведенных проверок стали
Ростовская область, Москва и Санкт-Петербург, а наибольшая эффективность
отмечена в Рязанской области.
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян констатировала сокращение плановых
проверок для малого бизнеса и рост проверок по индикаторам риска. Она
подчеркнула, что бизнес воспринимает такие проверки как менее обременительные,
поскольку они позволяют выявлять ошибки до наступления серьезных последствий.
Также она указала на актуальность расширения реформы на сферы миграционного и таможенного контроля, которые пока остаются вне ее рамок.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Роман Милорадов сообщил о высокой эффективности
проверок по индикаторам риска в ведомстве – 95,5%, а также о применении 45
индикаторов, выявивших более 1900 нарушений.
Заместитель начальника Управления осуществления федерального надзора в сфере
труда Роструда Елена Ширшова рассказала о девяти индикаторах риска,
используемых ведомством преимущественно в сфере оплаты и охраны труда. Наиболее
эффективным оказался индикатор, связанный с банкротством работодателей, который
позволил взыскать более 250 млн рублей задолженности по зарплате за 2025 год.
Она также отметила необходимость пересмотра индикатора по МРОТ из‑за его низкой
эффективности.
Участники заседания обсудили пути
повышения эффективности риск-ориентированного подхода, оптимизации индикаторов
риска, расширения практики профилактических визитов и включения в реформу новых
контролирующих ведомств.
В мероприятии приняли участие
представители Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, федеральных
органов исполнительной власти, надзорных ведомств и делового сообщества.