Все новости

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ – УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ НАРОДА К ОРГАНАМ ВЛАСТИ

в Совете Федерации проходит семинар-совещание руководителей кадровых служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Руководитель Аппарата Совета Федерации Владимир Свинарев, открывая семинар-совещание сообщил, что в его работе принимают участие представители кадровых служб аппаратов законодательных собраний из более 50 регионов, а также представители Администрации Президента РФ, федеральных министерств и ведомств, Генеральной Прокуратуры, научной общественности. В. Свинарев отметил, что «подобные мероприятия проводятся консолидировано с Аппаратом Государственной Думы», на площадке одной из палат российского парламента.

Участников семинара приветствовал первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Он подчеркнул, что в своей деятельности Аппарат СФ в последние годы заметно теснее взаимодействует с регионами: доброй традицией стало приглашать к обсуждению актуальных вопросов государственной службы и руководителей структурных подразделений аппаратов законодательных собраний субъектов РФ, проводятся различные мероприятия и на региональных площадках. Все это бесспорно способствует полезному обмену опытом, взаимному повышению эффективности работы аппаратов федерального и региональных парламентов.

Темой данного семинара является практика реализации законодательства о государственной гражданской службе, продолжил первый вице-спикер СФ. «Появилась редкая возможность посоветоваться и наметить пути решения проблем, которые выявились на практике, в том, что касается кадровой политики, — подчеркнул А. Торшин. – Это особенно важно, поскольку мы входим в непростой избирательный цикл: предстоят выборы в государственную Думу, выборы в законодательные собрания, выборы Президента России».

В этих условиях большое значение, по мнению А. Торшина, приобретают вопросы подготовки кадрового резерва государственных гражданских служащих, качественного его наполнения, организации непростого процесса ротации.

Первый заместитель Председателя СФ высоко оценил роль кадровой службы: «Первый, с кем сталкивается человек, поступающий на службу, это работник управления кадров. Любая политическая карьера всегда осуществляется в сопровождении кадровой службы. В этом смысле я бы сравнил вас со священником, который присутствует при важнейших событиях человеческой жизни – крестинах, венчании и при похоронах. Так и в политической судьбе человека вы тоже играете важную роль». Работа с депутатами и сенаторами – людьми разных политических взглядов, оппонирующими друг другу, и прием специалистов на службу в аппараты законодательных собраний для обеспечения деятельности парламентариев, требует, по мнению А. Торшина, от кадровиков «максимума внимания, деликатности, такта». Первый вице-спикер высоко оценил профессионализм и компетентность Аппарата Совета Федерации, подчеркнув его готовность к сотрудничеству с коллегами из региональных заксобраний. «Вы всегда найдете здесь понимание, помощь, совет», — сказал он.

Александр Торшин пожелал участниками семинара хорошего пребывания в Москве и Совете Федерации, полезной и творческой дискуссии.

* * *

Руководитель Аппарата Совета Федерации Владимир Свинарев в начале своего выступления отметил, что семинар впервые собрал руководителей кадровых служб аппаратов законодательных собраний субъектов Российской Федерации, но уже стало доброй традицией, когда здесь, в верхней палате российского парламента, собираются представители различных структур аппаратов региональных парламентов России.

«У нас уже есть опыт проведения таких семинаров с руководителями аналитических и правовых служб, информационных и пресс-служб. Недавно прошло выездное совещание в Тверской области с организационными службами. Надеюсь, и этот семинар будет переведен «на системные рельсы», — сказал В. Свинарев. Такие встречи очень важны, поскольку позволяют выстроить «стратегическую линию для достижения главнейшей цели –качественного кадрового обеспечения парламентской деятельности», считает он.

Прошло немало времени с тех пор, как были заложены новые правовые, организационные и экономические основы прохождения гражданской службы. В 2003 и 2004 годах были приняты базовые законы – о системе государственной службы Российской Федерации и о государственной гражданской службе, напомнил В. Свинарев.

«Практика реализации этих нормативных правовых актов показала как положительные и отрицательные стороны нашего законодательства в данной сфере. В последнее время в закон о гражданской службе уже внесен ряд изменений. Они касаются, в частности, установления дополнительных гарантий на гражданской службе. Решена проблема «разночтения» при установлении наименований классных чинов федеральной гражданской службы и гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем не менее, есть вопросы, которые необходимо решать», — отметил глава Аппарата СФ. К числу таких проблем он отнес порядок формирования единого кадрового резерва, проведение конкурсных процедур, установление показателей эффективности и результативности служебной деятельности государственных служащих.

«До сих пор не приняты федеральные законы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, а также медицинское страхование. Не реализованы и положения закона о формировании системы управления государственной службой. Отсутствие этих документов негативно отражается на статусе, престижности, мотивации, а, следовательно, и на эффективности государственной гражданской службы», — подчеркнул В. Свинарев.

По его мнению, одна из задач кадровых служб состоит в том, чтобы «предлагать пути решения этих проблем в форме, например, консолидированных предложений по дальнейшему развитию законодательства в области гражданской службы». В. Свинарев считает, что такие семинары могли бы послужить хорошей основой для этой работы.

Значение кадровых служб в деятельности парламентов, по словам руководителя Аппарата СФ, трудно переоценить. В отличие от исполнительных органов власти, где в большей степени требуются правоприменители и специалисты, ориентированные на решение конкретных задач, в органах законодательной власти к подбору кадров нужно подходить с учетом требований, предъявляемых к службе в законодательном органе, считает он. «Ведь парламентская служба имеет ряд существенных особенностей и по характеру, и по содержанию, а, следовательно, и по требованиям, которые должны предъявляться к гражданскому служащему. Здесь очень важны элементы творчества, необходим более высокий уровень общей культуры и знаний в области права», — пояснил В. Свинарев.

Президент Российской Федерации уделяет большое внимание проведению эффективной кадровой политики в стране, а также в целом эффективности государственного управления, подчеркнул докладчик. Выполнение этих задач невозможно без повышения профессионализма аппаратов органов государственной власти, без освоения государственными служащими разнообразных знаний, навыков, без постановки решения новых сложных управленческих задач, уверен В. Свинарев. Происходящие процессы реформирования государственной службы требуют, по его словам, изменения подхода к кадровой работе, выработки современных критериев оценки деятельности каждого госслужащего. В этих условиях значение кадровых служб органов государственной власти непременно будет возрастать. «И одна из важнейших ваших задач должна состоять в том, чтобы увидеть потенциал человека, его способности и с учетом этого проводить кадровую политику», — обратился В. Свинарев к участникам семинара.

История формирования и становления Совета Федерации показывает, что правильно организованная система подбора и расстановки кадров – это непременное условие эффективности деятельности Аппарата, его квалификации и профессионализма, отметил В. Свинарев.

«Из года в год повышается уровень квалификации специалистов нашего Аппарата. Высшее профессиональное образование имеют 95% гражданских служащих Аппарата Совета Федерации. В Аппарате работают 154 кандидата наук, 28 докторов наук и 16 профессоров. В современных формах осуществляется повышение квалификации и уровня профессионализма. По программам только дополнительного профессионального образования в 2010 году прошел обучение 381 госслужащий. В структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации сложились продуктивные связи с институтами, научными фондами, лучшими представителями отечественной и мировой науки. И сегодня можно сказать, что Аппарат Совета Федерации по своему профессиональному и интеллектуальному ресурсу находится на высоте. Конечно, в этом немалая заслуга Управления кадров и государственной службы Аппарата палаты», — сообщил В. Свинарев далее.

Формирование кадрового состава гражданской службы в Совете Федерации включает в себя, помимо таких процедур, как назначение на должности гражданской службы, повышение квалификации, еще и учет деловых качеств, самосовершенствование, эффективное использование ресурсов кадрового резерва, оценку результатов профессиональной служебной деятельности, применение инновационных кадровых технологий, подчеркнул глава Аппарата СФ.

Эффективность работы в Аппарате во многом зависит от того, насколько качественно сформирована нормативно-правовая база, регулирующая процесс прохождения гражданской службы, насколько она универсальна и применима на практике, отметил В. Свинарев и сообщил, что в этом направлении проделана большая работа. К настоящему моменту утверждены все необходимы нормативные правовые акты, регулирующие вопросы прохождения гражданской службы в Аппарате, в том числе положения об аттестации, о порядке сдачи квалификационного экзамена, о порядке присвоения и сохранения классных чинов, о кадровом резерве, а также временное положение о дополнительном профессиональном образовании, перечень тестов для сдачи квалификационного экзамена, служебный распорядок Аппарата и целый ряд других документов. Сформирована антикоррупционная правовая база. В Управлении кадров и государственной службы создан отдел кадрового учета и внутреннего контроля, важной функцией которого является, в том числе, разработка и внедрение системы стимулирования высоконравственного поведения, атмосферы нетерпимости к аморальным проявлениям, нарушениям служебной дисциплины, соблюдению норм профессиональной деятельности. Кроме того, сотрудниками Управления издаются методические брошюры, которые раскрывают важные аспекты этики государственной службы, дают практические рекомендации по решению конкретных проблем, например, по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, использованию коммуникации как средства разрешения межличностных конфликтов.

Важным направлением в обеспечении профессионального развития гражданских служащих Аппарата Совета Федерации является электронная система дистанционного обучения. Внедрение этой системы, как информировал В. Свинарев, позволило автоматизировать процессы обучения, проводить занятия, что называется, не отходя от рабочего места. «Все это, безусловно, заметно повышает квалификацию и, в конечном счете, эффективность деятельности гражданских служащих нашего Аппарата», — подчеркнул он.

Государственные служащие сегодня должны уметь принимать эффективные и рациональные решения в условиях быстро меняющейся ситуации, обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и общей культуры, продолжил В. Свинарев. Заявленные в Послании Президента стратегические цели развития страны, продолжение курса на модернизацию предъявляют качественно иные требования к аппаратам органов власти. Руководитель Аппарата СФ заявил о необходимости «создать такую систему кадровой работы, которая позволит государственному аппарату стать по‑настоящему профессиональным». В связи с этим сотрудникам кадровых служб, по словам В. Свинарева, необходимо шире взглянуть на задачи собственно кадровой работы.

Управление кадров и государственной службы Аппарата палаты постоянно совершенствует систему подбора, перемещения, продвижения, обучения и оценки кадров Аппарата Совета Федерации. Это позволяет осуществлять на высоком качественном уровне формирование высокопрофессионального стабильного Аппарата, способного результативно обеспечивать деятельность палаты, сообщил В. Свинарев.

Он рассказал о сложившейся многоплановой системе профессионального развития государственных гражданских служащих, в основе которой — реализация программ профессионального развития государственных служащих, разработанных с учетом их индивидуальных планов. «Радует тот факт, что из года в год количество госслужащих, прошедших обучение и повышение квалификации, растет. Тем не менее, здесь не все так гладко, и есть проблемы, которые и вам, уважаемые коллеги, знакомы не понаслышке. Мы должны задать себе вопрос: а всегда ли высокие количественные показатели отражают степень актуальности и востребованности полученного образования для работы в аппаратах органов власти? На мой взгляд, нет, не отражают», — считает В. Свинарев.

Сегодня, по мнению главы Аппарата СФ, необходима такая система обучения, которая должна работать во взаимодействии со структурными подразделениями аппаратов органов власти. «Другими словами, кадровая служба должна иметь некий согласованный план профессионального развития государственных служащих и точно его выполнять. В свою очередь, сами кадровые службы должны проводить оценку обучения, давая ответы на главные вопросы: какова отдача для Аппарата от процесса профессионального образования, насколько он становится мотивационным механизмом? Как обучение связано с планированием служебной карьеры, с профессиональным развитием, объективной оценкой деятельности сотрудника?», — пояснил докладчик.

Другой не решенной проблемой, по мнению В. Свинарева, является формирование и подготовка реального и эффективного кадрового резерва. В отсутствие правового акта Президента России на федеральном и на региональном уровнях утверждаются собственные положения, которые во многом отличаются друг от друга – и по структуре кадровых резервов, и по срокам пребывания в них, отметил он. Сегодня этот порядок требует новых, более качественных подходов. «Мы в Совете Федерации достаточно активно используем этот инструмент при назначении на должности государственной службы по результатам аттестации. Однако есть неиспользованные ресурсы для пополнения состава резерва кадров за счет, с одной стороны, наиболее компетентных и профессионально подготовленных гражданских служащих, а с другой — высокопрофессиональных руководителей и специалистов, работающих в коммерческих структурах», — сказал В. Свинарев.

Руководитель Аппарата СФ считает, что для формирования действенного кадрового резерва необходима разработка долгосрочной программы, включающей, в частности, оценку потребности в составе и качестве кадрового резерва, подготовку специалистов в высших учебных заведениях. «Мы должны добиться, чтобы резерв кадров стал гарантом стабильности и высокой эффективности государственной гражданской службы», — подчеркнул он.

В. Свинарев уделил внимание и конкурсному отбору как конституционной норме, обеспечивающей равный доступ граждан к государственной службе, и как основной форме приема на работу. Он оценил этот инструмент, прежде всего, как возможность качественного обновления кадров государственной службы. В. Свинарев согласен с позицией Президента РФ о необходимости формировать молодой кадровый состав. В то же время, убежден он, проводить такую политику нужно в разумном сочетании с принципом стабильности кадров.

«Молодые специалисты и проверенные временем кадры создают эффект гармоничного сочетания высокой квалификации с новым видением решения управленческих задач. Поэтому нужно с большой осторожностью применять на практике норму о 60-летнем предельном возрасте пребывания на государственной службе. Кстати, у нас в Аппарате Совета Федерации это понимают и проводят бережную политику по отношению к таким опытным работникам, которых мы часто называем «золотым фондом» Аппарата», — сообщил В. Свинарев.

В федеральной программе самое пристальное внимание уделяется вопросам служебной этики и правовой культуры служащих. В Аппарате Совета Федерации, да и в большинстве субъектов уже приняты оперативные меры: образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликтов интересов, утверждены кодексы служебного поведения государственного служащего. Но работа на этом направлении не должна останавливаться, подчеркнул В. Свинарев.

«Самая главная задача государственной кадровой политики — укрепление доверия народа к органам власти. Первостепенное значение здесь имеет не только способность власти решать проблемы граждан, но и степень ее прозрачности», — заявил В. Свинарев в заключение. Он убежден в том, что такие встречи, как сегодняшний семинар, являются не только хорошими площадками для обмена опытом государственных органов, но и реально демонстрируют готовность власти к открытому диалогу с обществом.

Руководитель Аппарата СФ пожелал участникам совещания конструктивной и плодотворной работы, выработки конкретных предложений по совершенствованию нашей государственной гражданской службы.

* * *

Первый заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы Хазби Богов рассказал о кадровой политике нижней палаты российского парламента, выделив несколько проблем правоприменительной практики законодательства о государственной гражданской службе. В частности, он указал на требование «нейтральности» к сотрудникам аппарата, при этом часть его, в первую очередь, помощники, работает с депутатами, представителями разных фракций, носителями разных убеждений, и выполняет их поручения. Также Х. Богов указал на проблему срока заключения контрактов с помощниками депутатов, если народные избранники приходят в Думу менее, чем за год до окончания полномочий. «Только в мае этого года депутатские мандаты получили пять человек», — привел он пример.

Докладчик рассказал также о работе Аппарата Государственной Думы по формированию кадрового резерва, организации и проведению мероприятий по противодействию коррупции, остановился на проблемах оценки эффективности и результативности профессиональной деятельности госслужащих.

Директор Института государственной службы и управления персоналом, заведующий кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Александр Турчинов выступил с докладом на тему «Кадровая безопасность в условиях глобализации». Он подчеркнул, что успех сопутствует тем государствам, которые уделяют много внимания своей кадровой политике и кадровой безопасности. «От кадровой политики зависит очень многое. Речь идет об уровне образования кадров, востребованности их потенциала, государственном протекционизме. Кадровая же безопасность подразумевает защиту общества от рисков и угроз, связанных с непрофессионализмом», — уточнил докладчик.

А. Турчинов отметил, что кадровая политика государства прямо зависит от того, ясно ли определена его социально-экономическая стратегия. Что касается, России, то много лет это составляло большую проблему для страны, сказал он, лишь в последние годы государство занялось определением своей социально-экономической стратегии. В условиях глобализации недопустимо недооценивать того, что происходит в кадровой политике, подчеркнул докладчик. Он рассказал о современных требованиях к формированию кадрового резерва, к задачам кадровых служб по отбору творческих, высокообразованных и компетентных специалистов, по выработке критериев к оценке их труда.

О правовой базе и организации работы кадровых служб по противодействию коррупции рассказал участникам семинара заместитель начальника Департамента по вопросам профилактики и противодействия коррупции Управления Президента РФ по вопросам государственной службы Антон Тронин. Нормативно-правовая база для проведения такой работы существует, и ее надо активнее и шире использовать в работе кадровых подразделений, подчеркнул А.Тронин. Следует наполнить реальным содержанием деятельность созданных комиссий по урегулированию конфликтов интересов. Более того, заметил А.Торнин, кадровые службы должны проводить работу по выявлению и предотвращению конфликта интересов в плановом порядке, в том числе на этапе принятия решения о приеме человека на государственную службу. Речь идет о соблюдении госслужащими ряда антикоррупционных ограничений – запрет на ведение коммерческой деятельности, родство или деловые связи с представителями профильных бизнес структур, наличие личной материальной заинтересованности в той сфере, которой он будет заниматься на госслужбе, и т. д.

Актуальность этого направления работы кадровых служб подтвердил в своем выступлении начальник Управления кадров Правительства Ставропольского края Сергей Пустоселов. Он рассказал о тех мерах, которые предпринимаются в крае для минимизации личностных факторов при зачислении на государственную службу. Это особые методы тестирования, проведения конкурсных процедур, и прием на работу только из заранее подготовленного кадрового резерва. После приема на работу (или повышения по службе) сотрудник проходит испытательный срок, а также адаптационный период под наблюдением наставника, и в полном соответствии с «планом адаптации». Однако ряд пробелов и недостатков в законодательной базе не дают, по мнению С.Пустоселова, проводить в полной мере анитикоррупционную работу в кадровой сфере. Это, пояснил он, неясность круга и уровня полномочий кадровых служб по выявлению коррупции и применению мер дисциплинарного воздействия, неясность требования к ряду категорий служащих, в частности к государственным муниципальным служащим, неурегулированность требований к морально-деловым качествам госслужащего. С.Пустоселов в ходе своего выступления внес соответствующие предложения по корректировке законодательной базы.

Представитель Генпрокуратуры РФ Аслан Юсуфов заострил внимание на проблему с получением информации, необходимой для проведения проверок, а также сказал о необходимости решить вопрос о порядке привлечения к дисциплинарной и иной ответственности госслужащих, допустивших коррупционные нарушения. За прошлый год, сообщил А.Юсуфов, прокуратурой выявлено 37 тысяч нарушителей антикоррупционных требований среди госслужащих. Подавляющая часть (более 15 тысяч) это муниципальные служащие, около 4 тысяч – служащие органов власти субъектов Федерации, 6 тысяч человек – федеральные государственные служащие. Все условия для проведения проверок и контроля за соблюдения антикоррупционных требований в отношении госслужащих существуют, подчеркнул А.Юсуфов. Препятствием, признал он, являются существующие противоречия и пробелы в законодательном регулировании этой сферы, особенно в части государственной муниципальной службы.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по государственным наградам Рустям Латыпов представил участникам семинара информацию о новых подходах к награждению граждан государственными наградами, изменениях в регламентации процесса представления к наградам, требованиях по оформлению документов на представление к госнаградам. Он обратил внимание на принятое решение об увеличении предельного срока между очередными госнаградами – с 3 до 5 лет. Р.Латыпов сообщил руководителям кадровых служб субъектов Федерации о выпуске миниатюрных копий госнаград для ношения на торжественных мероприятиях, о ведущейся работе по популяризации госнаград и награжденных лиц. Также на повестке дня вопрос, который неоднократно поднимался парламентариями, — о восстановлении звания «Героя труда» и появлении в РФ награды за трудовой вклад в развитие национальной экономики. В заключение выступления Р.Латыпов отметил необходимость повышения статуса почетного Знака «За безупречную службу», который сегодня, по его информации, является не востребованным региональными органами законодательной власти.

 

Публикация по теме: