ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Свыше сорока вопросов вынесено в повестку открывшегося заседания Совета Федерации. На рассмотрение парламентариев представлены законы о ратификации международных документов и поправки к действующему законодательству. Совет Федерации произведет назначения на должности судей Высшего Арбитражного суда РФ, а также члена Высшей квалификационной коллегии судей РФ представителя общественности. С информацией о мерах по гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов России в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации приглашен выступить Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.
КАДРЫ
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин проинформировал сенаторов, что к исполнению полномочий приступили члены Совета Федерации:
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Нижегородской области Вайнберг Александр Владеленович;
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области Рязанский Валерий Владимирович.
* * *
Также Александр Торшин сообщил, что прекращены полномочия членов Совета Федерации Нины Ткачевой и Леонида Белова.
* * *
Совет Федерации назначил на должности судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Гагарину Валерию Георгиевну;
Павлову Наталью Владимировну;
Попова Владимира Валентиновича.
* * *
На должность члена Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации представителя общественности назначен Джакупов Жунус Аманжолович заместитель Председателя Правления Руководитель Аппарата Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
МЕДИЦИНСКИЕ ЦЕНТРЫ ОБЯЖУТ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ЖЕНЩИН О ВРЕДЕ АБОРТОВ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе».
Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе». Документ представила член Совета Федерации, глава Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова.
В одобренной редакции закона «О рекламе» теперь будут содержаться обязательные требования к содержанию рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности — такая реклама должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины. В частности, информацию о том, что данная услуга может явиться причиной бесплодия и других вредных последствий. Такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади. При этом утверждения о безопасности подобных медицинских услуг отныне запрещены.
Людмила Нарусова обратила внимание на социальную значимость и повышенную актуальность данного закона в современных условиях. В настоящее время, напомнила сенатор, Россия занимает первое место в мире по операциям по прерыванию беременности. По данным Росстата, в РФ ежегодно проводится 1,3 млн. операций по прерыванию беременности, что практически равно числу родившихся детей 1,8 миллиона.
Закон одобрен большинством голосов.
СЕНАТОРЫ РАТИФИЦИРОВАЛИ 19 ДОКУМЕНТОВ, ОФОРМЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
6 июля 2011 года на 299-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен ряд федеральных законов, направленных на усиление интеграции государств участников Единого экономического пространства.
Совет Федерации ратифицировал ряд международных документов, формирующих правовую базу Единого экономического пространства /ЕЭП/. Документы, в частности, устанавливают основы согласованной макроэкономической политики, единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, конкуренции, предоставления промышленных субсидий, господдержки сельского хозяйства. Кроме того, в рамках Таможенного союза (ТС) оговариваются вопросы статуса трудовых мигрантов и прописывают механизм противодействия нелегальной миграции из стран, не являющихся участниками ТС.
* * *
Соглашение о согласованной макроэкономической политике призвано обеспечить проведение согласованной макроэкономической политики, направленной на обеспечение экономического роста, достижение сбалансированного развития и устойчивости экономики государств-членов Таможенного союза.
В соответствии с документом Стороны согласовывают на трёхлетний период интервальные количественные значения внешних параметров, используемых при разработке официальных прогнозов социально-экономического развития: цены на нефть марки Brent; темпов развития мировой экономики; курса национальных валют Сторон к доллару США или евро. При этом центральные национальные банки Сторон имеют право проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от макроэкономических показателей.
Соглашением установлено, что формирование Сторонами экономической политики осуществляется в рамках следующих количественных параметров:
— годовой дефицит государственного бюджета не выше трёх процентов валового внутреннего продукта;
— государственный долг не выше пятидесяти процентов валового внутреннего продукта;
— уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении), не превышающий более чем на пять процентных пунктов уровень инфляции государства- участника Единого экономического пространства, имеющего наименьший рост цен.
В случае исключительных обстоятельств Стороны могут согласованно смягчить количественные значения макроэкономических показателей.
В соответствии с положениями Соглашения Комиссии Таможенного союза будет осуществлять мониторинг экономического развития Сторон, разрабатывать и вносить на утверждение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) основные ориентиры макроэкономической политики, а также предложения по преодолению негативных явлений в экономической ситуации и предотвращение их воздействия на экономику участников ТС.
* * *
Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий определяет единые принципы и общие правила регулирования деятельности естественных монополий государств-участников Таможенного союза. Оно призвано обеспечить соблюдение баланса интересов потребителей и монополий и гармонизировать национальные законодательства государств в области регулирования деятельности естественных монополий.
Стороны обязуются предоставлять друг другу услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, на условиях не менее благоприятных, чем те, которые они получают на территории других членов Таможенного союза.
Документ наделяет Стороны полномочиями по регулированию и контролю за деятельностью естественных монополий в соответствии с национальными законодательствами, исходя из единых принципов и правил Соглашения. Вместе с тем, Соглашение ограничивает компетенцию органов государственной власти Сторон по самостоятельному определению сфер деятельности монополий, не предусмотренных Соглашением.
* * *
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает Проведение единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на территории государств-членов Таможенного союза. Оно призвано гармонизировать национальные законодательства Сторон в области конкуренции и не допустить действия, способные оказать негативное влияние на взаимную торговлю.
Документ устанавливает единые принципы и правила конкуренции и предусматривает обязательство Сторон в течение 18 месяцев с даты вступления Соглашения в силу привести своё законодательство с положениями документа.
Кроме того, данное Соглашение предусматривает:
— нормы прямого действия, устанавливающие правила конкуренции (запреты на злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза);
— штрафные санкции за нарушение правил конкуренции, при этом штрафы подлежат перечислению в бюджет той Стороны, где зарегистрировано нарушившие;
— особенности введения ценового регулирования на товары;
— передачу на наднациональный уровень Комиссии ТС полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции, пресечению нарушений, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также закрепление механизма обжалования решений Комиссии Таможенного союза;
— определение порядка взаимодействия антимонопольных органов Сторон в области конкурентной политики.
Передача Комиссии Таможенного союза полномочий Сторон по контролю за соблюдением единых правил конкуренции в рамках ЕЭП оформляется решением Межгосударственного Совета ЕвразЭС и осуществляется при условии вступления в силу Соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственности за её разглашение.
Стороны договорились проводить согласованную конкурентную политику в отношении действий хозяйствующих субъектов третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках Сторон.
* * *
Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий заключено с целью создания условий для развития взаимной торговли и добросовестной конкуренции, обеспечения оптимального распределения ресурсов на товарных рынках в рамках Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.
Под субсидиями понимается финансовое содействие промышленному предприятию, отрасли промышленности, группе промышленных предприятий, группе отраслей промышленности посредством:
— прямого перевода денежных средств в виде невозвратных ссуд, кредитов или приобретения доли в уставном капитале, гарантий по кредитам;
— полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства Стороны;
— предоставления товаров или услуг, за исключением предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры;
— приобретения товаров;
— любая другая форма поддержки доходов или цен, которая влияет на сокращение ввоза промышленного товара с территории государства любой из Сторон или увеличение вывоза товара на территорию государства любой из Сторон.
В зависимости от результатов предоставления субсидии подразделяются на специфические, запрещённые и допустимые.
Соглашением устанавливаются правила субсидирования, в соответствии с которыми запрещаются:
— вывозные субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспорта на рынки Сторон;
— замещающие субсидии, предоставление которых увязано с использованием только отечественных товаров (дискриминация товаров);
— введение ограничений на закупки или использование товаров Сторон;
— специфические субсидии, предоставление которых приводит к серьезному ущемлению интересов одной из Сторон (предоставление иных специфических субсидий с 1 января 2017 года будет осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза).
Документ предусматривает временное прекращение действия положений Соглашения для Российской Федерации. К ним относятся:
— режим «промышленной сборки» автотранспортных средств- на срок действия соглашений о «промышленной сборке» с возможностью продления на срок, предусмотренный в Протоколе о присоединении РФ к Всемирной торговой организации, но не более
двух лет;
— Особая экономическая зона в Калининградской области до 1 апреля 2016 года;
— Особая экономической зоны в Магаданской области — до 1 января 2015 года.
Соглашение не ограничивает субсидии, направленные на поддержку исследовательской деятельности, поддержку депрессивных территорий или содействие адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в сфере охраны окружающей среды.
Действие Соглашения не распространяется на государственную поддержку оборонно-промышленного и атомного энергопромышленного комплексов.
* * *
Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства формирует условия для добросовестной конкуренции на аграрных рынках Сторон в условиях международной торговли и устанавливает единые правила государственной поддержки сельхозпроизводителей.
В документе классифицированы меры государственной поддержки по степени их влияния на взаимную торговлю и закреплён порядок оказания мер поддержки в зависимости от их искажающего воздействия на торговлю. Они разделены на три группы:
— запрещённые (экспортные и импортозамещающие субсидии);
— разрешённые меры государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю (применение таких мер не ограничено);
— ограниченные меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю (не должны превышать разрешенный объём в 10% от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции).
Для Белоруссии устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого разрешённый объём государственной поддержки, рассчитываемый как процентное соотношение объёма поддержки к валовой стоимости произведённых сельскохозяйственных товаров, должен быть снижен с шестнадцати до десяти процентов.
* * *
Соглашение о государственных (муниципальных) закупках заключено для создания правовых основ, единых и прозрачных правил осуществления государственных (муниципальных) закупок, обеспечения добросовестной конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в государствах-членах Таможенного союза.
Стороны обязуются обеспечивать при закупке товаров и предоставлении режим не менее благоприятный, чем предоставляемый национальным товарам. В отдельных случаях могут в одностороннем порядке вводиться исключения в национальном режиме на срок не более двух лет. При этом Комиссия Таможенного союза вправе принять решение об отмене исключения, в течение года со дня его введения.
Соглашение предусматривает основные требования, предъявляемые к национальным законодательствам. К ним относятся требования к сфере закупок, требования к поставщикам и потенциальным поставщикам и требования к товарам (работам, услугам), предусматривающие:
— необходимость публикации информации о закупках на единых национальных веб-порталах;
— обеспечение беспрепятственного предоставления потенциальным поставщикам Сторон электронной цифровой подписи для участия в закупках, проводимых в электронном формате;
— обязательное установление объективных критериев допуска на торги и определения победителей торгов, запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств,
в том числе изменение цены договора о закупке в зависимости от инфляционных изменений, изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг.
В качестве способов проведения закупок документ предусматривает конкурс, запрос ценовых предложений (котировок), аукцион, биржевые торги, а также закупки из одного источника, либо у единственного поставщика, либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании правового акта Стороны.
Соглашение не распространяется на закупки, сведения о которых в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.
Документ предусматривает поэтапную реализацию:
— для России и Белоруссии — приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате и введение национального режима до 1 января 2012 года;
— для Казахстана — внедрение информационных систем — до 1 июля 2012 года;
— введение национального режима для всех государств Сторон до 1 января 2014 года.
* * *
Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства направлено на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе. Документ, в частности, предусматривает отмену действующих ограничений и установление запрета на введение новых в отношении переводов и платежей по текущим и капитальным операциям в связи с учреждением организаций, торгующих товарами и услугами.
В соответствии с Соглашением каждая из стран ТС предоставляет гражданам другой Стороны режим участия в приватизации не менее благоприятный, чем своим юридическим и физическим лицам.
* * *
Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности касается создания согласованной системы мер по охране и защите прав интеллектуальной собственности и борьбы с международной торговлей контрафактными товарами создает следующее. Оно определяет базовые принципы унификации основных положений национальных законодательств в области авторского права, смежных прав, товарных знаков, наименования мест происхождения товара и патентных прав.
Соглашение предусматривает создание постоянно действующего институционального механизма Координационного совета Единого экономического пространства по интеллектуальной собственности для осуществления на регулярной основе информационно-технического сотрудничества между ведомствами государств ТС.
Соглашение вступает в силу 1 января 2012 года.
* * *
Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам касается объективного анализа воздействия возросшего демпингового импорта на экономику государств-членов Таможенного Союза
Согласно документу, орган, проводящий расследования, направляет запросы в организации, отвечающие за таможенное дело, статистику, налогообложение, регистрацию юридических лиц, а также в дипломатические и торговые представительства государств Сторон в третьих странах.
Протокол определяет состав сведений, необходимых для расследования, обязанность уполномоченных органов Сторон сохранять конфиденциальный характер полученной информации, безвозмездный характер и предельный срок предоставления информации (30 дней), форматы передачи информации.
Могут быть предоставлены следующие виды информации:
— статистические данные о внешней торговле;
— таможенные данные о внешней торговле за предшествующий период, при необходимости с указанием натуральных и стоимостных показателей, коммерческого наименования товара,
условий поставки, страны происхождения, отправления и назначения);
— информацию о внутреннем рынке товара, и соответствующей отрасли экономики, в том числе данные по объёмам производства товара, загрузке производственных мощностей, реализации и себестоимости товара, прибылям и убыткам национальных предприятий, ценам товара на внутреннем рынке государств Сторон, рентабельности производства, численности персонала и инвестициям;
— информацию об оценке последствий возможного введения или невведения специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, а также прогноз производственной деятельности национальных предприятий государств Сторон.
* * *
Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала направлено на развитие взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе между странами Таможенного Союза и обеспечение свободного движения капитала. Стороны обязуются осуществить гармонизацию национальных законодательств в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. Будет организован обмен информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования и развития финансовой сферы. Предстоит согласовать позиции по урегулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами и создать эффективную инфраструктуру для проведения конверсионных операций с национальными валютами Сторон.
* * *
Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации содержит понятие общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕЭП, под которым понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-участников Единого экономического пространства в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях стран ЕЭП.
Соглашение вступает в силу одновременно с соглашениями России с Казахстаном о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года и с Белоруссией о порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы Таможенного союза от 2010 года, и применяется в отношениях между государствами Сторон при условии действия на их территории всех соглашений, подписание которых предусмотрено планом действий по формированию ЕЭП, утвержденным 19 декабря 2009 года.
* * *
Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики предусматривает, что все члены Таможенного Союза получат доступ ко всем трубопроводным системам для транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей Сторон. Он обеспечивается в пределах имеющихся технических возможностей, свободных мощностей газотранспортных систем, с учетом согласованного прогнозного баланса газа стран Единого экономического пространства. При этом доступ к газотранспортной системе предоставляется на равных условиях с производителями газа, не являющимися собственниками газотранспортной системы Стороны, по территории которой осуществляется транспортировка.
Соглашение предполагает достижение рыночных цен на газ на территориях всех государств-участников Единого экономического пространства не позднее 1 января 2015 года.
* * *
Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики предусматривает обеспечение в пределах технической возможности беспрепятственного доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики при условии приоритетного их использования для обеспечения внутренних потребностей государств без различия происхождения, места назначения или владельца энергии.
Соглашение предполагает применение единой Методологии осуществления межгосударственной передачи электрической энергии между государствами-участниками ЕЭП, включающей порядок определения технических условий и объемов ее межгосударственной передачи, а так же согласованные подходы к ценообразованию.
* * *
Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики заключено для:
— обеспечения доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории Единого экономического пространства на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства каждой Стороны;
— соблюдения баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта Сторон;
— обеспечения условий для доступа организаций железнодорожного транспорта одного государства на внутренний рынок другой Стороны.
Стороны договорились срок до 1 января 2013 года унифицировать тарифы: экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы на железнодорожные грузоперевозки. При этом предусматривается осуществление Комиссией Таможенного союза контроля за изменением уровня тарифов внутри ценового коридора, а также сохранение действующего порядка тарифообразования для перевозки грузов из третьих стран в третьи страны транзитом через территорию Единого экономического пространства.
В качестве основного метода тарифообразования на железнодорожном транспорте принят метод экономически обоснованных затрат. При этом, начиная с 2013 года предусматривается возможность установления уполномоченными органами государств Сторон предельно минимальных и предельно максимальных тарифов.
Соглашением закреплены обязательства Сторон по предоставлению с 1 января 2015 года равного доступа к инфраструктуре для перевозчиков государств — участников Единого экономического пространства.
* * *
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств направлено на обеспечение прав и законных интересов своих граждан.
Соглашение не применяется к лицам, прибывшим из третьих государств на территорию государства одной из Сторон в целях получения убежища или статуса беженца.
Стороны намерены осуществлять мониторинг нелегальной трудовой миграции, пресекать каналы и структуры, организующие и оказывающие ей, применять механизмы высылки нелегальных трудящихся-мигрантов, проводить оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции, заключить соглашения о реадмиссии, обмениваться статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции.
Соглашением предусмотрено, что уполномоченные органы государства одной из Сторон могут отказать в транзитном проезде через свою территорию гражданам третьих стран или лицам без гражданства, следующим на территорию государства въезда.
* * *
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей регулирует порядок осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности и вопросы их социальной защиты.
В соответствии с Соглашением трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории государств Сторон, вместе с членами семей они освобождаются от регистрации в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора.
Социальное страхование, получение медицинской помощи гастарбайтерам и членам их семей, обеспечение детей дошкольными и образовательными учреждениями производится в соответствии с законодательством государства пребывания.
* * *
Соглашение о согласованных принципах валютной политики предусматривает поэтапную гармонизацию законодательств и сближения подходов к ее формированию и проведению, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне.
Для развития интеграционных процессов в валютной сфере Соглашение предусматривает следующие основные меры:
— координацию политики обменного курса национальных валют для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах;
— обеспечение конвертируемости национальных валют и их прямых взаимных котировок;
— совершенствование платежно-расчетных отношений;
— формирование интегрированного валютного рынка.
Документ разрешает свободное перемещение наличных денежных средств и ценных бумаг в пределах Таможенного союза.
Вместе с тем каждое из государств-участников данного Соглашения в случаях, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, будет вправе вводить валютные ограничения на срок не более одного года. При этом уведомления о введении валютных ограничений должны будут направляться не позднее 15 дней с момента введения таких ограничений.
Белоруссия и Казахстан уже ратифицировали все документы.
* * *
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан определяет условия торгово-экономического сотрудничества двух стран в области поставок нефти и нефтепродуктов. В соответствии с ним Стороны договорились об отмене вывозных таможенных пошлин.
Предполагается также согласовывать баланс добычи, потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях государств Сторон, включая объемы поставок нефти из РФ и Казахстана в Белоруссию, а также объемы взаимных поставок нефти и нефтепродуктов между государствами Сторон.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства».
На 299-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства». На рассмотрение палаты Закон представил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев.
Нормативно-правовым актом устанавливается преимущественное погашение требований граждан, внесших денежные средства для строительства многоквартирного жилого дома, в том числе, строительство которого не завершено, по отношению к требованиям иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. При этом Федеральным законом предусматривается равный уровень защиты интересов граждан, средства которых привлекались застройщиком, независимо от характера их требований и вида договора, по которому привлекались денежные средства.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются участники строительства, имеющие требования о передаче жилых помещений, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль и надзор в области долевого многоквартирных домов.
Одобренным Федеральным законом определены особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика и их рассмотрения арбитражным судом, очередность удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве, а также порядок погашения требований участников строительства путем передачи им жилых помещений и другие положения.
УСТАНОВЛЕНЫ ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦАХ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — в части установления особенностей перевода земельных участков в границах территории инновационного центра «Сколково» из одной категории в другую.
На 299-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные изменения касаются установления особенностей перевода земельных участков в границах территории инновационного центра «Сколково» из одной категории в другую. Закон на рассмотрение палаты представил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев.
Одобренный нормативный акт направлен на расширение полномочий управляющей компании по управлению территорией «Сколково» путем наделения центра правом принимать решения о переводе принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в границах территории в категорию земель населенных пунктов.
По мнению экспертов, принятие данного документа позволит избежать выполнения комплекса мероприятий, включающих проведение публичных слушаний, принятие органами местного самоуправления правовых актов об утверждении или изменении документов территориального планирования соответствующих муниципальных образований.
В частности, в статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами публичной власти Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
При этом земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной или муниципальной собственности, могут быть переведены в другую категорию только органами исполнительной власти субъектов Федерации.
УСТАНОВЛЕН ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представивший закон председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов отметил, что работа над проектом закона продолжалась почти полтора года, было рассмотрено 56 поправок членов Совета Федерации, часть из которых нашла отражение в окончательной редакции. «Разработка данного закона вызвана давно назревшей необходимостью установления правового режима обращения с радиоактивными отходами и предотвращения их дальнейшего накопления без захоронения», подчеркнул сенатор.
Закон предусматривает создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, основными субъектами которой являются орган государственного управления в области обращения с отходами и национальный оператор по обращению с ними. Устанавливается обязанность производителей радиоактивных отходов приводить их в состояние, пригодное для безопасного захоронения, и передавать их национальному оператору.
В Федеральном законе устанавливается классификация радиоактивных отходов, закрепляются организационно-правовые основы обращения с ними, их ввоза и вывоза из России.
В.Орлов обратил внимание, что нормы закона не распространяются на отработанное ядерное топливо. «Радиоактивные отходы это материалы, которые не представляют никакой ценности, они представляют лишь опасность, их следует изолировать и захоронить», сказал председатель Комитета СФ.
Закон одобрен единогласно.
УНИФИЦИРОВАНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Представившая закон председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова отметила, что закон приводит к единообразию положения законодательства РФ, затрагивающие сферу информационных технологий, повышает требования по защите информации, усиливает ответственность за правонарушения в данной сфере.
Федеральный закон вносит редакционные изменения в 55 законодательных актов Российской Федерации и нормативно закрепляет значение терминов «информационные процессы», «информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности», «средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий», «собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения», «владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения», «пользователь (потребитель) информации», «информационно-телекоммуникационная сеть, доступ к которой не органичен определенным кругом лиц», «информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
На 299-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Как отмечают эксперты, в настоящее время приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Данный способ приватизации, по мнению экспертов, неэффективен при акционировании мелких и средних унитарных предприятий из‑за низкой ликвидности выпускаемых ими акций.
В связи с этим одобренным Федеральным законом вводится новый способ приватизации государственного и муниципального имущества преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью.
Также нормативным актом уточняются особенности правового положения открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции или доли, в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
ОДОБРЕНЫ ПОПРАВКИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, КОТОРЫМИ РЕГУЛИРУЮТСЯ ВОПРОСЫ СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
Одобренный правовой акт возлагает на страховщика обязанность производить страховые выплаты в случае самоубийства военнослужащего вне зависимости от срока его службы.
Действующей к настоящему времени редакцией закона были установлены два случая, в которых страховщик не освобождался от выплаты страховки в случае самоубийства застрахованного. Во‑первых, члены семьи военнослужащего, покончившего жизнь самоубийством, обладали правом на получение страховой суммы, если срок службы застрахованного к моменту смерти составлял не менее шести месяцев. И во‑вторых, родственники военнослужащего, покончившего жизнь самоубийством, были вправе претендовать на выплату страховки, если судом будет доказан факт доведения военнослужащего до самоубийства, независимо от срока его нахождения на военной службе.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности».
Разработанный для совершенствования правовой базы функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму в стране правовой акт предоставляет органам ФСБ право получать биологический материал и обрабатывать геномную информацию по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством России к их ведению.
ОДОБРЕН ЗАКОН, КОТОРЫЙ ПРИВОДИТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СООТВЕТСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ НОРМАМИ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
Одобренные поправки закрепляют в Кодексе положения, которыми регулируются вопросы задержания и ареста судов при наличии признаков административных правонарушений, а также их доставления в порты страны. Изменения обеспечивают реализацию положений Конвенции ООН по морскому праву, нормы которой предусматривают, что арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Как отмечалось в ходе обсуждения, действующее российское законодательство до сегодняшнего дня не содержало норм о незамедлительном освобождении задержанных российских и иностранных судов после предоставления обеспечения, не регламентированы были и вопросы нахождения доставленных в морские порты России судов, обеспечения их безопасной стоянки.
Внесенными в законодательство поправками устанавливаются основания для задержания судна, срок его задержания, порядок исчисления этого времени, а также порядок уведомления заинтересованных сторон о задержании судна. Законом Правительству РФ предоставляются полномочия по установлению порядка хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов, а также порядка возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа. Внесенными в Кодекс дополнениями устанавливаются порядок принятия решения о применении залога за арестованное судно, порядок его применения и расчета размера.
Как подчеркивалось на заседании, закон восполняет пробелы действующего законодательства, которым регулируются вопросы административной ответственности при осуществлении рыболовства, проведении ресурсных или морских научных исследований, захоронении отходов, а также передачи минеральных либо живых ресурсов в исключительной экономической зоне России. Правовой акт позволит исключить возникновение спорных и конфликтных ситуаций в отношениях с иностранными государствами, суда которых доставляются в морские порты России и подвергаются аресту за нарушения национального законодательства.
ПРАВА ВОЕННОЙ АВТОИНСПЕКЦИИ РАСШИРИЛИ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрены поправки в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно одобренному закону, сотрудники ВАИ смогут на законном основании составлять протоколы, в том числе за невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования не состояние опьянения, об остановке и предоставлении транспортных средств. Ранее служба была лишена такого права.
По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Владимира Рушайло, теперь протоколы составленные сотрудниками ВАИ, будут на полном основании рассматриваться в судах.
ЧИНОВНИКОВ НАКАЖУТ ЗА ПРОВОЛОЧКИ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрены поправки в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Одобрен закон, устанавливающий административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан,
Принятие закона будет способствовать реализации прав граждан, закрепленных 33 статьей Конституции РФ и позволит ужесточить ответственность должностных лиц, рассматривающих обращения граждан.
Глава Комитета по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков обратил внимание коллег на то, что закон уточняет порядок возбуждения дел прокурором против проштрафившихся чиновников.
Штрафы за проволочки могут составить от пяти до десяти тысяч рублей. Анатолий Лысков также призвал коллег обратить внимание на обработку запросов граждан РФ поступающих в Совет Федерации. По мнению сенатора, чтобы не стать объектом судебных разбирательств, необходимо ускорить работу с запросами.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ ДОЛЖЕН АКТИВНЕЕ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЕЕ ФОРМИРОВАТЬСЯ ГОСУДАРСТВОМ СЧИТАЮТ ЧЛЕНЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации «Правительственный час» был посвящен теме: «О мерах по гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов Российской Федерации». С информацией выступил Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.
Государственная национальная политика и формирование государством межнационального климата, государственная стратегическая линия в отношении коренных малочисленных народов России, национально-культурных автономий, языков и культур народов России, информационные акценты и задачи СМИ в многонациональном государстве все эти вопросы были в центре внимания в ходе «правительственного часа», состоявшегося в Совете Федерации.
Выступил с информацией Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин. На многочисленные вопросы членов Совета Федерации отвечали министр и его заместитель Максим Травников.
* * *
В своем докладе Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин изложил перечень государственных мер, программ и проектов, реализуемых Правительством РФ с целью гармонизации межнациональных отношений. Осуществляемая стратегическая линия государства, констатировал В.Басаргин, отражена в плане мероприятий по реализации государственной национальной политики, утвержденном на несколько лет вперед. Исходя из текущей ситуации, считает Виктор Басаргин, очевидна необходимость принятия системных мер.
«Декабрьские события на Манежной площади, рост нетерпимости и радикализма в молодежной среде продемонстрировали необходимость скорейшей разработки и принятия системных мер по укреплению гражданского единства россиян, при одновременном решении вопроса этнокультурного самочувствия русского большинства и сохранения этнокультурного многообразия российской нации. Эти проблемы были в центре внимания на состоявшемся 11 февраля 2011 года в Уфе под председательством Президента РФ Д.А.Медведева Президиуме Госсовета. Президиум фактически подтвердил правильность трех приоритетов, по которым работает сегодня Министерство регионального развития», — подчеркнул Виктор Басаргин.
В докладе министра были названы три ключевые цели деятельности Министерства в этой сфере. Это, во‑первых, укрепление гражданского единства российской нации. Это поддержка этнокультурного развития народов России, а также гармонизация межнациональных отношений. «Это три цели и неотъемлемых условия для нормального функционирования межнациональной политика государства в условиях многополярного мира», — отметил Виктор Басаргин.
Для достижения поставленных целей Министерством разрабатываются предложения по нормативно-правовому регулированию, и реализуется ряд мер и мероприятий, о которых подробно рассказал Министр В.Басаргин.
Вся законодательная база в сфере национальной государственной политики была сформирована 15–20 назад и в настоящий период требуется определенная корректировка, констатировал В.Басаргин. Несколько лет назад по инициативе Министерства были внесены изменения в законодательство, дающие больше возможностей для самореализации местным национально-культурным автономиям. В том числе, были законодательно урегулированы вопросы их финансирования на различных уровнях. Большой блок работы Министерства совершенствование законодательства в отношении коренных и малочисленных народов.
По итогам Президиума Госсовета в Уфе Министерству были даны поручения по унификации законодательства в сфере национальной культурной политики. Уже подготовлен, как сообщил В.Басаргин, законопроект по унификации терминологии в сфере защиты прав коренных малочисленных народов.
Целесообразно, по его мнению, внести изменение в ФЗ-74 о национальной культурной автономии — в части их отнесения к числу социально ориентированных организаций и наделения их функциями социальной ориентации и адаптации мигрантов. Это должно стать альтернативой социальной адаптации мигрантов криминализированными сообществами их соотечественников, что нередко происходит сегодня, признал В.Басаргин.
Национальные культурные автономии имеют сегодня достаточно сильны в России, считает Министр. На федеральном уровне их создано 16, на региональном действует более двухсот, и около шестисот местных национальных культурных автономий существуют на муниципальном уровне.
В прошлом году в Казани был проведен первый Форум национальных культурных автономий. Как сообщил В.Басаргин, второй форум, который может быть проведен в нынешнем году, планируется посвятить вопросам гражданского единства и интеграции.
Во всех стратегических документах Министерства, принимаемых по Федеральным округам, есть специальные разделы, посвященные вопросам укрепления общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурному развитию. Всего, сообщил В.Басаргин, разработано 8 Стратегий развития Федеральных округов, и 4 уже утверждено Правительством РФ.
Утверждена Правительством долгосрочная Концепция устойчивого развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. В документе четко прописаны цели и этапы реализации государственной политики в отношении коренных и малочисленных народов этих регионов, включая правовые, финансовые и налоговые преференции. Готовятся необходимые законодательные изменения. Например, территория проживания коренных народов не должны иметь статус особо охраняемых природных территорий, считает Министр, поскольку охранять там надо «не природу, а традиционный образ жизни и хозяйствования». Разработаны поправки в закон о рыболовстве, снимающие всякие ограничения по доступу к биоресурсам для коренных и малочисленных народов. В.Басаргин отметил большое количество законодательных инициатив, которые есть у Министерства в этой сфере, и которые прорабатываются совместно со специалистами и парламентариями. Он выразил надежду на конструктивное сотрудничество с Советом Федерации.
С 2006 года, напомнил В.Басаргин, в России действует Национальный Оргкомитет по подготовке и проведению Второго международного десятилетия коренных и малочисленных народов мира. В состав Оргкомитета входят и представители Совета Федерации. Принят блок мер на 2011–2014 годы, приняты в 16 субъектах Федерации региональные планы мероприятий, и очередное заседание Оргкомитета будет проведено в одном из российских регионов, сообщил В.Басаргин.
Отдельное внимание В.Басаргин уделил информационной работе Министерства, взаимодействию со СМИ с целью формирования в обществе толерантности и хорошего межнационального климата. С 2009 года, как рассказал В.Басаргин, Министерством реализуется комплексная информационная компания «Народов много — страна одна» по содействию формирования общероссийской идентичности граждан и гармонизации межэтнических отношений. Миллионы россиян, напомнил Министр, видели по федеральным и региональным телесетям подготовленные в рамках компании телевизионные ролики, где известные в стране люди говорят о том, что нас объединяет.
Учитывая роль и значимость СМИ в современном обществе, с 2008 года Министерство вместе с Гильдией российской журналистики ежегодно проводит конкурс на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия, вручая премию «СМИротворец». В состав жюри конкурса входит первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. В рамках конкурса Министерство, как сообщил В.Басаргин, проводит для журналистов и обучающие семинары. Вручение премии в прошлом году транслировалось по телевидению в День народного единства 4 ноября. Благодаря конкурсу, подчеркнул Министр, удалось сформировать некие стимулы для позитивного освещения журналистами темы межэтнических отношений. За два года, по его информации, практически вдвое увеличилось количество положительных публикаций по межэтнической тематике.
Есть у Министерства специальные проекты в федеральной прессе, рассказал В.Басаргин. Тиражом свыше 500 тысяч экземпляров еженедельно выпускается приложение «Национальный акцент» (к еженедельнику «Аргументы недели»). С просветительской целью Министерством выпущено уже два издания Атласа культур и религий народов России, их DVD-версии, изданы специальные карты народностей и религий для учебных заведений, специальное учебное пособие «Толерантность и культура межнационального общения». Все это, по мнению В.Басаргина, должно использоваться в школьном и вузовском образовании, и может стать действенным средством «профилактики ксенофобии» в молодежной среде.
«Нужно жестко реагировать на попытки навязать в СМИ язык вражды, — заявил Виктор Басаргин. Не допускать его ни в отношении национальных меньшинств, ни в отношении русского народа. Одинаково не допустимы словосочетания чеченский терроризм и русский фашизм».
По мнению В.Басаргина, необходимо выстроить систему общегосударственного мониторинга. «Сегодня мы получаем информацию из регионов от органов статистики, от федеральных органов власти. Издаем ежегодно справочно-информационные издания, размещаем на сайте Министерства большие массивы информации. Однако необходимо достроить эту систему экспертной и общественной составляющей, имея в виду информацию о конфликтных и предконфликтных ситуациях на местах от независимых экспертных центров. Здесь мы видим широкий круг партнеров, включая этнокультурные и религиозные организации», — сказал В.Басаргин.
В докладе была затронута тема межведомственного взаимодействия в процессе реализации национальной политики. Всего в процесс вовлечено более 15 федеральных министерств и ведомств от регистрирующих мигрантов служб до образовательных учреждений и СМИ, подчеркнул В.Басаргин. Министр обратил внимание на тот факт, что реализация мер национальной политики на местах очень часто носит «ярко выраженный отраслевой характер». Улучшить межведомственную координацию при реализации национальной политики это одно из поручений Президента РФ, данное Министерством РФ по итогам прошедшего в Уфе заседания Президиума Госсовета. Итогом стало создание Межведомственной рабочей группы под руководством Д.Козака, в состав которой, в том числе, вошли и члены Совета Федерации.
Далее Министр сказал о ресурсном обеспечении этого направления деятельности. «В 2010–2011 годах, — рассказал В.Басаргин, — у нас было 240 млн рублей на поддержку коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, и 80 млн рублей на реализацию мер государственной национальной политики, 168,9 млн рублей на поддержку российских немцев. Этих средств явно недостаточно. На поддержку народов Севера было в прошлом году дополнительно привлечено более 700 млн рублей из средств бюджетов субъектов Федерации, и около 200 млн рублей из средств местных бюджетов. Одно из решений Межведомственной комиссии увеличить, начиная с 2012 года ежегодное финансирование мероприятий Министерства регионального развития по реализации национальной государственной политики до 500 млн рублей», — сообщил сенаторам Министр.
Межведомственной группой подготовлен проект Плана реализации государственной национальной политики на ближайшие годы. В план входят мероприятия законодательного, образовательного и культурного характера. Особе внимание уделяется ситуации на Северном Кавказе. Именно по этому региону Правительством, подчеркнул В.Басаргин, предпринимаются особые экономические и социальные усилия, есть специальная стратегия и программы, на которые выделено более 70 млрд рублей. Речь идет о создании новых рабочих мест, запуске новых проектов, что, подчеркнул В.Басаргин, является чрезвычайно важным в условиях сохранения ряда проблем и угроз на Северном Кавказе. Среди негативных факторов, определяющих необходимость особого подхода к кавказским регионам, В.Басаргин назвал сохраняющуюся террористическую активность, недоверие ко всем уровням власти, отток русского населения с Кавказа, коррупцию, клановость и безработицу. «Имидж Северного Кавказа подорван, он ассоциируется с нестабильностью и терроризмом, а не с курортами и здравницами, как два десятилетия назад. Надо браться за главное решать экономические проблемы и обеспечить занятость населения. Для этого разрабатывается и будет внесена к 1 августа на рассмотрение Правительства РФ специальная программа по Северному Кавказу», — сообщил В.Басаргин.
* * *
На вопросы членов Совета Федерации ответили Виктор Басаргин и заместитель Министра регионального развития Максим Травников. Вопросы задали члены Совета Федерации А.Матвеев, В.Новиков, Б.Жамбалнимбуев, Р.Гаттаров, А.Чернецкий, Л.Нарусова, А.Тер-Аванесов, А.Починок, А.Аслаханов, А.Бондарук, В.Оськина, И.Егоров, С.Орлова, Н.Максюта.
Сенаторы, задавая вопросы, не только просили Министра уточнить характер работы его ведомства в части реализации государственной национальной политики, но и говорили о необходимости появления новых подходов к решению задач по формированию позитивного межнационального климата в стране. Члены Совета Федерации обращали внимание на необходимость более активной и целенаправленной работы для достижения гармонии и сбалансированности в межнациональных отношениях, а также для недопущения межэтнических конфликтов. Был поднят и вопрос о целесообразности создания уполномоченного федерального органа, отвечающего за национальную государственную политику. Замминистра Максим Травников заметил, что за этот участок работы целиком и полностью отвечает Министерство регионального развития РФ.
Вице-спикер С.Орлова попросила уточнить сроки окончательного принятия разработанного при активном участии Совета Федерации закона о приграничном сотрудничестве.
УНИФИЦИРОВАТЬ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ
6 июля 2011 года на 299-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев сообщил, что Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» направлен на решение проблемы обязательного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц банкам, имеющим оценку «неудовлетворительно» только по группе показателей оценки доходности.
Вносится изменение, предусматривающее исключение критерия доходности из числа критериев, на основании которых финансовая устойчивость банка участника системы страхования вкладов признается недостаточной. Это, как подчеркнул сенатор, соответствует международной практике. В то же время, отметил Д. Ананьев, закон не меняет подходов к оценке достаточности финансовой устойчивости для банков, вступающих в систему страхования вкладов.
Вступление закона в силу позволит унифицировать подходы к оценке финансовой устойчивости банков для целей банковского надзора и участия в системе страхования вкладов, считает докладчик.
Совет Федерации одобрил закон.
РЕГЛАМЕНТИРОВАНЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ВЛАДЕЛЬЦАМИ АВТОДОРОГ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников проинформировал о нововведениях Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сенатор отметил, что изменения направлены на совершенствование правовых норм, регламентирующих правоотношения, возникающие между владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автомобильных дорог при прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций и их эксплуатации на земельных участках в границах полос отвода автомобильных дорог.
СРОКИ УСТАНОВКИ ПРИБОРОВ УЧЕТА ПРОДЛЕНЫ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как сообщил председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников, Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» касается времени установки приборов учета воды, тепла и электроэнергии.
Изменения предусматривают продление срока для обязательного оснащения жилых и многоквартирных домов, а также дачных или садовых домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, приборами учета воды, тепла и электроэнергии, а также ввода их в эксплуатацию с 1 января 2012 года до 1 июля 2012 года.
В отношении обязательной установки и ввода в эксплуатацию приборов учета природного газа для собственников указанных выше домов срок продляется с 1 января 2012 года до 1 января 2015 года.
До 1 июля 2013 года (вместо 1 января 2012 года) снабжающие организации обязаны обеспечить приборами учета те объекты, которые не были ими оснащены в установленный срок. В части оснащения приборами учета природного газа этот срок устанавливается до 1 января 2016 года.
ОДОБРЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИИ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ».
Правовой акт устанавливает правовые основы для плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям России.
Как указывалось в ходе обсуждения, действующая редакция Кодекса допускает плавание судов по внутренним водным путям только под Государственным флагом РФ. В исключительных случаях, на основании решения Правительства страны, отдельному судну может быть разрешено плавание по внутренним водным путям, в том числе транзитное, под флагом иностранного государства. В связи с тем что процедура получения разрешения чрезвычайно сложна и длительна, а решение в каждом отдельном случае принимается на уровне Правительства после согласования с профильными министерствами и ведомствами России, такая практика не может быть массовой, было подчеркнуто на заседании. Рассмотренный парламентариями закон предлагает не распространять подобное ограничение на спортивные, прогулочные, а также туристические суда вместимостью не более 18 человек.
Закон наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению правил плавания, порядка лоцманской проводки, а также перечня портов, открытых для захода судов под иностранными флагами. Нововведения, с точки зрения законодателей, позволят «открыть» внутренние водные пути России для иностранных туристов, которые путешествуют на яхтах, спортивных и прогулочных судах. Все это будет способствовать развитию водного туризма, береговой инфраструктуры страны, а также смежных отраслей экономики, констатировалось на заседании.
ОДОБРЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Одобренным на заседании Совета Федерации законом от сдачи квалификационного экзамена освобождаются гражданские служащие, которые замещают должности гражданской службы без ограничения срока полномочий. Вместе с тем за представителем нанимателя оставляется право проводить их аттестацию для определения соответствия замещаемой должности. Этот правовой акт призван устранить дублирование процедур оценки результатов профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
БЕЗРАБОТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, БУДУТ УЧИТЬ ПРОФЕССИИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
6 июля 2011 года на 299-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Представляя Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко пояснила, что речь идет о расширении перечня категорий безработных лиц, которым в приоритетном порядке оказывается государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
В этот перечень законом включаются родители, усыновители, опекуны, воспитывающие детей-инвалидов.
Совет Федерации одобрил закон.
ДИСПРОПОРЦИЯ В ПОСОБИЯХ УСТРАНЕНА
6 июля 2011 года на 299-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Представляя Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко сообщила, что данный закон был разработан с целью сохранения особого статуса названной категории граждан с учетом их заслуг перед обществом.
Глава комитета отметила, что речь идет об увеличении пособия на погребение умерших чернобыльцев. Ранее оно вдвое превышало размер социального пособия на погребение, но с 1 января 2009 года социальное пособие выросло вчетверо, и даже с учетом индексации размер пособия на погребение чернобыльцев стал меньше социального. Закон увеличивает размер пособия на погребение чернобыльцев в тех же пропорциях, что выросло социальное пособие.
Совет Федерации одобрил Федеральный закон.
РАЗГРАНИЧЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
6 июля 2011 года на 299-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, представляя Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщил следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере определения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Конкретизируются полномочия органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления муниципального района, городского округа и поселения по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах в пределах своих территорий.
Совет Федерации одобрил названный закон.
ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Одобренный Советом Федерации закон предоставляет следственным органам и органам дознания право уничтожать до вынесения судебного приговора наркотические средства, психотропные вещества, а также растения либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, которые признаны вещественными доказательствами по уголовным делам. Для этого предлагается новая редакция установленной действующим законодательством нормы. Согласно ей, изъятые из незаконного оборота такого рода вещественные доказательства после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда. В соответствии с законом к материалам уголовного дела должен приобщаться лишь достаточный для сравнительного исследования образец.
Как указывалось в ходе обсуждения, принятие закона позволит сократить значительные расходы на обеспечение условий хранения этого вида вещественных доказательств.
ЗАКОНОДАТЕЛИ ИСПОЛНИЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИИ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 236 и 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Разработанный во исполнение решения Конституционного Суда РФ правовой акт устанавливает, что при проведении предварительного слушания суд правомочен разрешать вопрос о выделении уголовного дела в отношении подсудимых, которые возражают против рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, в отдельное производство. Вносимые в законодательство изменения предполагают, что суд для этого должен установить, не будет ли препятствовать такой шаг всесторонности и объективности разрешения уголовного дела в целом. При невозможности выделения дела в отдельное производство оно рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
6 июля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах».
Одобренный на заседании Совета Федерации закон наделяет Федеральную службу судебных приставов правом создания и ведения — в том числе в электронном виде — банка данных, содержащих сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Правовым актом устанавливается исчерпывающий перечень содержащихся в банке данных общедоступных сведений, которые могут быть размещены в сети «Интернет» до окончания или прекращения исполнительного производства. Главный судебный пристав Российской Федерации наделяется полномочиями по определению порядка формирования и ведения банка данных.
МАТЕРИАЛЫ 299-го ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: