Участники круглого стола в Совете Федерации обсудили ключевые вызовы в регулировании цифровых валют и предложили пути их решения.
Заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при
Совете Федерации Артем Шейкин
Шейкин
Артем Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
провел круглый
стол по теме «Правовое регулирование
оборота цифровых валют в РФ: статус, риски, механизмы контроля и развития
инфраструктуры».
Он назвал несколько ключевых вопросов, требующих внимания исполнительной власти, законодателей и профессионального сообщества. «Во‑первых, это технологическая готовность к выявлению и расследованию преступлений с использованием цифровых активов. Особое внимание должно быть уделено программному обеспечению для анализа блокчейн-транзакций и подготовке квалифицированных кадров с учетом международного опыта».
Второй блок вопросов, продолжил парламентарий, касается оборота цифровых валют, включая регулирование обменных операций, проверки происхождения средств и противодействия отмыванию доходов.
Третья тема – определение правового статуса цифровых валют. «Важно четко определить, являются ли цифровые активы имуществом, товаром или иной формой ценности. От этого зависит защита прав их владельцев и интеграция в финансовую систему», – подчеркнул Артем Шейкин.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету
и финансовым рынкам Александр
Шендерюк-Жидков
Шендерюк-Жидков
Александр Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калининградской области
считает, что Россия должна учитывать глобальные тренды в регулировании
цифровых активов, соблюдая баланс между
контролем и развитием инноваций. Он рассказал о развитии отечественного
законодательства в этой сфере, а также о зарубежном опыте. В частности,
американское право устанавливает строгие требования к эмитентам
стейблкоинов, включая 100%-ное резервирование, прозрачную отчетность и защиту
прав инвесторов. «Регулирование должно не подавлять технологический
прогресс, а обеспечивать его устойчивое развитие в правовом поле», –
сделал вывод сенатор.
И. о. директора финансовых технологий Банка России Станислав Короп подчеркнул, что Центральный банк РФ последовательно движется по пути взвешенного регулирования цифровых активов. «Мы допустили использование криптовалют во внешнеэкономической деятельности в рамках экспериментального правового режима, разрешили выпуск производных финансовых инструментов на цифровые валюты и обсуждаем возможность инвестирования в криптовалюты ограниченным кругом инвесторов». При этом он подчеркнул, что децентрализованные валюты остаются высокорисковыми активами, а их использование в качестве средства платежа в России запрещено.
В ходе дискуссии участники круглого стола обсудили возможные подходы к адаптации международного опыта. В частности, значительная часть была посвящена технологии Onchain Entity, представляющей собой принципиально новый подход к цифровой идентификации, когда юридическое или физическое лицо создает неизменяемый и защищенный от подделки цифровой профиль непосредственно в блокчейне.
Участники круглого стола обсудили ряд актуальных проблем, требующих дальнейшей проработки, включая уточнение нормативного регулирования. В частности, был поднят вопрос о соответствии технологий идентификации владельцев цифровых валют законодательству о персональных данных.
Особый интерес вызвала тема квалификации преступлений, связанных с криптовалютами. Эксперты обратили внимание на то, что нормы Уголовного кодекса РФ не полностью учитывают специфику операций с цифровыми активами. Кроме того, остается не до конца решенным вопрос о правовом статусе цифровых активов: следует ли считать их имуществом, товаром или ценной бумагой. Отмечено, что действующие правовые нормы содержат пробелы, особенно в сфере наследования криптовалют и их налогообложения. Еще одной проблемой был назван дефицит кадров – правоохранительные органы испытывают нехватку специалистов по блокчейн-технологиям.
В дискуссии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Банка России, Минцифры РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы РФ, банковского сообщества и научной среды.