Все новости

ВИКТОР ОРЛОВ: МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ – НАША ЗАДАЧА

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды под председательством Виктора Орлова на расширенном заседании в Астраханской области обсудил вопросы обеспечения экологической безопасности при освоении шельфовых месторождений, изучив опыт ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» по использованию новейших средств при разведке и разработке морских месторождений углеводородного сырья.

В расширенном выездном заседании в Астрахани, посвященном вопросам экологической безопасности при освоении шельфовых месторождений, участвовали члены Совета Федерации В.Орлов, Н.Максюта, Г.Горбунов, К.Цыбко, Э.Губайдуллин, Н.Косарев, заместитель главы Федерального агентства по недропользованию Петр Садовник, представители руководства Астраханской области, Калмыкии, Дагестана, Краснодарского края, а также ОАО «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», научно-исследовательских учреждений и общественных организаций.

Выездное заседание в Астрахани стало продолжением предыдущих обсуждений, проведенных Комитетом СФ в других регионах, где актуальны вопросы разработок шельфовых месторождений.

Только в текущем году, напомнил председатель Комитета СФ Виктор Орлов, Советом Федерации был проведен ряд парламентских мероприятий, посвященных обсуждению проблем экологической безопасности освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. В их числе заседания «круглых столов» по экологически безопасным решениям при освоении нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море, по экологической безопасности при разведке и разработке месторождений на континентальном шельфе дальневосточных морей. Открывая заседание Комитета СФ, Виктор Орлов сообщил, что итоги всех трех заседаний (включая Астраханское) будут обобщены, все законодательные предложения проанализированы и они станут темой итоговых парламентских слушаний, которые пройдут в Совете Федерации в декабре текущего года.

* * *

В Астрахани уже известные членам Совета Федерации экологические аспекты освоения континентального шельфа обсуждались с учетом специфики южных морей России, а также опыта российских компаний (прежде всего, ОАО «НК «ЛУКОЙЛ») по разработке и использованию экологически безопасных новейших технических, технологических и организационных средств при разведке и разработке морских месторождений углеводородного сырья.

Каспий – это рыбопромысловая и рекреационная зона, очень «ранимая» экологически территория, подчеркнул актуальность темы заседания Виктор Орлов. «Любое вторжение человека в окружающую среду имеет свои последствия, и минимизировать их – наша первоочередная задача и обязанность», — сказал во вступительном слове Виктор Орлов. Экономический эффект для региона и в целом для России от добычи нефти на шельфовых месторождениях очевиден, подчеркнул он, однако надо разбираться с последствиями от этих разработок на суше и на море.

Предваряя доклад представителя «ЛУКОЙЛа», Виктор Орлов обратил внимание на особый подход к экологической составляющей бизнес-проектов, который демонстрирует эта компания. Первый опыт строительства морской платформы у компании накоплены на Балтике, теперь на полную мощность выходит Каспийский проект «ЛУКОЙЛа» — платформа им.Ю.Корчагина. На данном этапе, по мнению В.Орлова, необходимо проанализировать – как строится работа по обеспечению экологической безопасности на шельфовых объектах, какие есть эффективные методики, и какие возникают проблемы.

«Каспий – не просто уникальное море, это биосферный заповедник», — поддержал позицию сенатора председатель Думы Астраханской области Александр Клыканов.

Добыча нефти на шельфовом месторождении является для Астраханской области экономическим приоритетом, сказал А.Клыканов и отметил конструктивное сотрудничество руководства региона и компании «ЛУКОЙЛ» по экологическим, социальным и культурным проектам. При этом глава Астраханской думы подчеркнул, что налажен строгий контроль за экологическим состоянием шельфового объекта и акватории Каспия в этом районе. В настоящий период особе внимание уделяется подготовке соглашения по экологии с другими государствами Каспийского региона.

* * *

Особая система мониторинга экологии морской акватории в районе платформы, реализованный на этой «морской буровой» принцип «нулевого сброса», реализация проекта по поддержанию биоразнообразия Каспия – все это является приоритетом в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», подчеркнул генеральный директор компании Николай Ляшко.

ОАО «НК «Лукойл» является наиболее крупным оператором российского секто­ра Каспия, как компания, которая до­билась наибольших успехов в изучении этого района: откры­ла на своих участках 5 крупных месторождений нефти, газа и конденсата, ввела в 2010 году в разработку нефтяное месторож­дение (стационарную ледостойкую платформу им.Ю.Корчагина), а также раз­работала программы освоения месторождений им.Филановско­го и Центральное.

Заседание Комитета Совета Федерации было проведено на базе Корпоративного учебного центра ОАО «Лукойл» в поселке Ильинка, осуществляющего подготовку специалистов для работы на морских нефтегазовых объектах.

В ходе знакомства членов Совета Федерации с работой Центра в тренажерном комплексе с бассейном была продемонстрирована смоделированная операция по спасению людей из тонущего вертолета и выживанию в открытом море.

Николай Ляшко рассказал, что данный центр является уникальным и единственным в России, и по ряду параметров – в мире. Обучение в центре технологиям спасения и безопасности – обязательное условие для направления сотрудника работать на морскую платформу, пояснил Н.Ляшко.

* * *

Специфика южных морей в свете тематики выездного заседания становится очевидной, если посмотреть на их геополитический статус. Во многом определяющим является тот факт, что Азовское, Черное и Каспийское моря являются общими для нескольких прибрежных государств (Азовское море – общее с Украиной; Черное море – с Украиной, Турцией, Абхазией, Грузией, Болгарией и Румынией; Каспийской море – с Казахстаном, Туркменией, Ираном, Азербайджаном). При этом, как отметил председатель Комитета СФ Виктор Орлов, речь идет об огромных водных пространствах.

Площадь акватории Азовского моря составляет 38 тыс. км2, глубина до 14 м. Водная поверхность Черного моря составляет 422 тыс. км2, средняя глубина 1315 м, наибольшая — 2210 м. Площадь Каспийского моря – около 370 тыс. км2, уровень на 28,5 м ниже уровня Мирового океана, максимальная глубина 1025 м.

И это не просто морские просторы, заметил В.Орлов, а это наши водные биологические ресурсы, которые всегда занимали существенное значе­ние в экономике приморских регионов России. При этом, подчеркнул сенатор, на территории водосборного бассейна морей и их шельфовых зонах ведется интенсивная хозяйственная деятельность. «Любая наша хозяйственная деятельность оказывает все возрастающее негативное антропогенное воздействие на богатейшие и ценнейшие виды водные биоресурсы в Волжско-Каспийском и Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейнах», — констатировал Виктор Орлов.

На заседании были приведены данные о запасах биоресурсов в Каспийском, Черном и Азовском морях. По запасам и разноо­бразию биоресурсов Каспийское море относится к природным объ­ектам не только регионального, но и мирового уровня. Каспийское море среди внутренних морей Российской Федерации занима­ет первое место по уловам рыб пресноводного комплекса, здесь сосредоточено более 70% запа­сов осетровых видов рыб. В частности, по данным Росрыболовства, в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне в 2010 году суммарная добыча (вылов) пресноводных и полупроходных рыб составила 33,4 тыс. тонн (94,6% к уровню предыдущего года). В Азово-Черноморском – за этот же период 30,4 тыс. тонн (89,5 % к 2009 году).

Выступления участников заседания ясно продемонстрировали то, что положение с охраной, воспроизводством и добычей (выловом) осетровых вообще является критическим. Официально их вылов разрешен только в целях воспроизводства и пополнения маточного стада. Однако, не взирая на запреты и ограничения, ведется их браконьерский промысел практически во всех прибрежных государствах.

Кроме того, становится очевидным, что одна из «новейших» проблем развития рыбохозяйственного комплекса связана с началом интенсивной реализации проектов по разведке и добыче углеводородного сырья.

Виктор Орлов, выступая на заседании, напомнил о том, что в целях сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов рыбохозяйственными организациями прикаспийских стран создана межведомственная комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря. Сенатор принял участие в ее заседании, которое состоялось накануне в Краснодаре.

«Однако являясь меж­ведомственным, а не межправительственным органом, комиссия не может обеспечить реализацию прикаспийскими странами единой политики по управлению и охране биоресурсов Каспийского моря, — считает Виктор Орлов. — Для этого требуется межправительственный уровень взаимодействия и в настоящее время идет согласование проекта межправительствен­ного соглашения, который будет регулировать вопросы сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов Каспийского моря. Также В.Орлов сообщил, что готовится проект соглашения о введении моратория на вылов осетровых видов рыб в бассейне Каспийского моря в коммерческих целях.

* * *

На шельфе Азовского и Черного морей потенциал извлекаемых ресурсов углеводородов составляет более двух млрд. тонн условного топлива.

С докладом о ресурсной базе южных морей на заседании выступил заместитель главы Федерального агентства по недропользованию Петр Садовник. Потенциал шельфа в основных нефтегазоносных провинциях России очень высок – примерно в полтора раза больше, чем на суше, подчеркнул Петр Садовник. По его информации, наиболее хорошо исследованы запасы в Карском море, на Сахалине и в российском секторе Каспия. Запасы недр на шельфе распределяют в следующей очередности: Баренцево, Карское, Охотское, а затем Каспийское моря. За период 2005–2010 года на Каспии было открыто 11 месторождений и выдано 9 лицензий на добычу нефти и газа. Всего запасы Каспийского шельфа оцениваются как 375 млрд тонн нефти и 770 млрд тонн газа. В настоящее время идет согласование по проведению конкурса на разработку еще одного участка, сообщил Петр Садовник.

О методике работы гидрометеорологической службы и ее роли в обеспечении экологической безопасности при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья в акватории Каспийского моря рассказал на заседании Комитета СФ директор ФГБУ «КаспМНИЦ» Сергей Монахов.

По информации, предоставленной участникам выездного заседания, в пределах акваторий Черного и Азовского морей геологическое изучение осуществляют предприятия по 11 лицензиям.

О соблюдении требований экологической безопасности при реализации проектов освоения морских нефтегазовых месторождений в компании «ЛУКОЙЛ» рассказал на заседании Комитета начальник Управления промышленной безопасности и экологии ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» Александр Абашин.

Компания «ЛУКОЙЛ» имеет уже более, чем десятилетний опыт морских работ. Первым показательным морским объектом, введенным в 2002 году, стала нефтегазодобывающая платформа Д-6 на Кравцовском месторождении в Балтийском море, при эксплуатации которой соблюдается принцип минимизации ущерба окружающей среде. В компании «ЛУКОЙЛ», подчеркнул он, строго проводится единая политика в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды. Среди ее основных целей были выделены такие, как рациональное использование природных ресурсов, применение принципа «нулевого сброса» при разработке шельфовых месторождений, использование альтернативных источников энергии, стабилизация и последовательное сокращение количества, а также снижение токсичности выбросов. Кроме того, компанией в проекты обустройства морских месторождений изначально закладывается резерв средств на обеспечение экологической безопасности и компенсацию ущерба, наносимого окружающей природной среде, в размере 15% от объема капитальных вложений.

Обращает на себя внимание тот факт, что опыт организации и проведения работ по защите среды Балтийского моря ОАО «ЛУКОЙЛ» был учтен ХЕЛКОМ при подготовке Плана действий по охране окружающей среды от деятельности нефтяных платформ в районе Балтийского моря, в котором прямо указывается на необходимость соблюдения принципа «нулевого сброса» всеми странами, осуществляющими деятельность на шельфе Балтийского моря. Накопленный опыт был положен и в основу при выборе решений по обустройству нефтегазового месторождения им. Ю. Корчагина на Северном Каспии в апреле 2010 года. Кстати, с 2009 года ЛУКОЙЛ осуществляет спутниковый мониторинг производственных объектов компании на Северном Каспии.

Александр Абашин обратил внимание на тот факт, что отсутствует законодательство, регламентирующее экологические требования при разведке и разработке шельфа, а также при транспортировке сырья морским или трубопроводным транспортом. В случае аварийной ситуации и розлива нефти пробелы в законодательстве — нет апробированных и юридически обоснованных процедур, неоднозначность трактовок, неясность роли государства — все это, оставляет компанию «один на один» с глобальной проблемой, подчеркнул А.Абашин. В этой связи, сообщил докладчик, был предложен ряд законодательных новелл, которые вошли в итоговые рекомендации заседания Комитета СФ.

Развитие ТЭК России в ближайшем будущем может быть обеспечено за счет освоения морских нефтегазовых месторождений. Однако вопросы обеспечения экологической безопасности при освоении морских месторождении и их специфичность слабо учтены в действующих нормативных правовых актах. Это существенно сдерживает дальнейшее внедрение наилучших технологий и повышение технической и экологической безопасности.

Действующие нормы возлагают решение всех задач, возникающих при ликвидации возможных разливов нефти только на нефтегазовые компании и на их собственные ресурсы. При этом отсутствуют механизмы, предусматривающие возможность оказания взаимопомощи нефтяными компаниями друг другу при крупных разливах нефти.

К сведению: При ликвидации техногенной катастрофы в Мексиканском заливе (2010 г.) участвовали все крупнейшие нефтяные компании США и других стран, работающие в Мексиканском заливе, а также и множество других организаций. Всего в работах было задействовано свыше 43 тыс. человек, 7 тыс. судов и 125 самолетов, а общее руководство работами по ЛАРН осуществлял координирующий орган, в который входили Береговая охрана США и представители администраций пяти южных штатов.

Очевидно, что обеспечение экологической безопасности невозможно без участия государственных органов, функции которых должны быть не только надзорными. При установлении требований касательно освоения месторождений углеводородного сырья, расположенных на шельфе, и особенно на арктическом шельфе, необходим индивидуальный подход.

Несмотря на провозглашенный в 2004 году принцип «одного окна», направленный на устранение излишних административных барьеров при проведении экспертизы проектной документации (ПД), российское законодательство до сих пор допускает параллельное прохождение множества экспертиз. Так, ПД для объектов на шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне подлежат государственной экологической экспертизе, а затем государственной экспертизе ПД. Общая продолжительность упомянутых экспертиз ПД составляет не менее 1,5 года. При этом установленные законодательством предметы и цели государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы в части оценки соответствия ПД экологическим требованиям, полностью идентичны.

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации», которым предусматривается регулирование вопросов готовности нефтегазовых компаний к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов на шельфе и необходимость наличия у компаний механизма, гарантирующего финансовое обеспечение работ по устранению последствий возможных разливов. Принятие данного законопроекта должно стать первым шагом обеспечения правового регулирования вопросов обеспечения безопасности при осуществлении разведки и добычи углеводородного сырья на шельфе.

Обеспечение безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов морским транспортом определено действующими международными конвенциями, участником которых является Российская Федерация. Судоходство за пределами территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а обеспечение безопасности мореплавания — международными конвенциями ИМО (СОЛАС, МАРПОЛ и др.).

К сведению: Финансовое обеспечение работ по ликвидации разливов при транспортировке нефти морем регулируется международными конвенциями: Civil Liability Convention 1992 (CLC 1992) – Конвенция о гражданской ответственности за загрязнение морей нефтью (обязывает танкерных владельцев страховать возможные риски для выплаты компенсации за причиненное загрязнение) и Fund Convention 1992 (1992 Fund) – Конвенция о создании международного фонда компенсации за причиненный разливом нефти ущерб (компенсации ущерба производится из специального фонда, а размер компенсации – до 312 млн. долларов США по каждому случаю разлива). Российская Федерация является стороной данных конвенций.

Следует отметить, что существует еще один международный фонд: Supplementary Fund 2003, участникам которого предусмотрен размер компенсации до 840 млн. долларов США по каждому случаю разлива, но Россия не присоединилась к Протоколу данного фонда.

С целью покрытия высоких рисков транспортировки нефти морским транспортом необходимо инициировать присоединение Российской Федерации к Протоколу о создании дополнительного фонда компенсации (Supplementary Fund 2003). В этом случае общий размер компенсации за причиненный разливом нефти ущерб смог бы составить до 1,152 млрд. долларов США.

Существенным фактором, осложняющим деятельность по обеспечению экологической безопасности, является неоднозначность толкования природоохранного законодательства. В частности, отсутствие законодательных требований по классификации и управлению попутно добываемыми пластовыми водами, обуславливает попытки государственных надзорных органов классифицировать их как отходы производства.

Отнесение подтоварных вод, закачиваемых в подземные горизонты, к отходам повлечет за собой серьезные последствия для всей нефтегазовой отрасли – добыча углеводородов должна быть остановлена из‑за законодательных запретов на размещение отходов в недрах и водных объектах, а размеры платежей за размещенные подтоварные воды составят сотни миллиардов рублей. Такая квалификация приведет также к нарушению права государственной собственности на попутно добываемые полезные ископаемые (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах»).

* * *

Подчеркивая важность обеспечения экологической безопасности при освоении континентального шельфа Азовского, Черного и Каспийского морей, на заседании Комитета были принят за основу проект итоговых рекомендаций. В частности, в нем участники расширенного выездного заседания рекомендуют Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Протоколу о создании дополнительного фонда компенсации (Supplementary Fund 2003). Продолжить подготовку межправительственных соглашений по определению и закреплению правового статуса акватории Каспийского моря. Ускорить подготовку и заключение международных соглашений со странами Азовского, Черноморского и Каспийского регионов о взаимодействии в вопросах разработки мероприятий по обеспечению готовности к реагированию на чрезвычайные события на море. Также предлагается выделить особые зоны с запрещением разработки углеводородов или с запретом этой деятельности в период интенсивной миграции осетровых.

Участники заседания обращают внимание Правительства РФ на необходимость разработки и принятия нормативно-правового акта о ликвидации аварийных крупных разливов нефти.

Федеральным министерствам и ведомствам рекомендуется участвовать в организации эффективного международного экологического мониторинга Азовского, Черного и Каспийского морей в целях своевременного реагирования на возможное загрязнение акваторий. Разработать Национальные Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях Азовского, Черного и Каспийского морей, в том числе по защите объектов, имеющих особо важное природоохранное и рыбохозяйственное значение.

Отдельный пункт рекомендаций — рассмотреть вопрос о создании на базе Корпоративного учебного центра ОАО «ЛУКОЙЛ» в Астрахани международного центра подготовки специалистов в области реагирования на чрезвычайные ситуации на море. Целесообразно, по мнению сенаторов, ввести в практику проведение ежегодных совместных учений прибрежных государств по взаимодействию национальных сил реагирования на чрезвычайные ситуации на море.

Федеральному Собранию Российской Федерации участники заседания рекомендовали ускорить принятие необходимых поправок в законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В этих поправках речь идет, как пояснил Виктор Орлов, об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации.

* * *

ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ ПОДВЕЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ВИКТОР ОРЛОВ

Подводя итоги заседания Комитета СФ в Астраханской области, Виктор Орлов обратил внимание на больше количество актуальных (и уже хорошо известных парламентариям) проблем. В их числе, уже многолетние проволочки с принятием законов об экологическом страховании и экологическом аудите. Нужны понятные всем объемы и направления использования компенсационных выплат бизнеса на экологию. Отсутствие четкой регламентации экологических требований при шельфовых разработках и методик ликвидации аварий (в том числе аварий в подледных условиях). Виктор Орлов напомнил, к чему приводит человеческий фактор и несогласованность действий при розливе нефти на примере трагедии, произошедший не так давно в Мексиканском заливе в США.

Вопрос, которые требует отдельного рассмотрения и изучения, — распределение средств, поступающих от налога на добычу полезных ископаемых. Виктор Петрович уверен, что надо менять ситуацию, когда все деньги от НДПИ поступают в федеральный центр. Это, по мнению Виктора Орлова, очень актуальная тема для рассмотрения рабочей группой по перераспределению полномочий. Не вызывает сомнений и то, что регионы должны получить больше прав по использованию недр, особенно если речь идет о местных небольших месторождениях, или даже об одиночной скважине воды. Получать на все объекты местного значения лицензии в Москве – не разумно и не рационально, уверен Виктор Орлов.

«Подводя итог всему увиденному и услышанному в ходе нашего выездного заседания, хочу отметить, что «ЛУКОЙЛ» делает очень многое для обеспечения экологической чистоты своих производств и для сохранения Каспия», — сказал на брифинге для СМИ Виктор Орлов. При этом, отметил он, затраты компании на экологию Каспия во многом носят «опережающий характер». «Компания еще не имеет прибыли от разработок, которые ведет на Каспии, не заработала ни копейки. Но уже более десяти лет компания вкладывает средства в очень дорогостоящий (дороже, чем разработки на суше) каспийский проект, включающий и мероприятия по охране окружающей среды. Можно сделать вывод о том, что бизнес, в данном случае ОАО «ЛУКОЙЛ», стал относиться к вопросам экологии многократно серьезнее и ответственнее, чем 15–20 лет назад», — поделился с журналистами своими впечатлениями Виктор Орлов.

Отвечая на вопрос о судьбе межгосударственного соглашения о правовом статусе Каспия, Виктор Орлов констатировал – работа над этим документом ведется более 15 лет и консенсус всех стран Каспийского региона пока окончательно не достигнут. «К сожалению, полного единогласия среди государств – участников соглашения, пока нет. Российские позиции чаще всего совпадают с Азербайджаном, Ираном, также Казахстаном. Процесс достижения совпадения позиций идет очень не просто», — подчеркнул сенатор Орлов.

«Итогом нашего заседания стал многостраничный проект рекомендаций, причем достаточно много проблем и предложений мы услышали в Астрахани впервые – от компаний – разработчиков месторождений, от общественных организаций. И в целом поездка в Астрахань с посещением платформы им.Ю.Корчагина была очень познавательная. Мы впервые и вживую посмотрели, как работает морская платформа, как организован производственный процесс с экологической точки зрения, увидели четкость и порядок. И убедились на себе, что все правила четко работают – все члены Совета Федерации прослушали на платформе инструктаж по технике безопасности и расписались в специальном журнале. Особое впечатление произвел на парламентариев учебный корпоративный центр, где используются новаторские и первопроходческие решения. Чувствуется слаженная и целенаправленная работа компании по решению вопросов безопасности и защиты экологии», — рассказал журналистам Виктор Орлов.

В заключение председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды В.Орлов назвал целесообразным предложение, прозвучавшее в ходе выездного заседания, — заслушать в Совете Федерации в формате «Правительственного часа» вопрос о государственной политике по сохранению экологии шельфа при разведке и разработке углеводородных месторождений.

 

Публикации по теме: