Сенаторы и эксперты обсудили возможность увеличения числа отраслевых признаков, по которым определяются факторы риска.
Председатель Комиссии Совета
Федерации по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля Вячеслав
Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
провел круглый стол, посвященный совершенствованию индикаторов риска
нарушения обязательных требований в качестве приоритетного направления
контрольной (надзорной) деятельности.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Минэкономразвития РФ, Росприроднадзора,
Рособрнадзора, Россельхознадзора, ФАС, Росалкогольтабакконтроля, Счетной палаты
РФ, региональных контрольно-надзорных органов, бизнес-сообщества.
Вячеслав Тимченко отметил, что в конце 2024 года в Закон о контроле были внесены системные изменения,
направленные на выполнение поручения
Президента РФ о проведении большинства проверок на основе риск-ориентированного
подхода, а также на реализацию Концепции совершенствования контрольной
(надзорной) деятельности до 2026 года. «Теперь плановые проверки проводятся
только на высоко рискованных объектах. По остальным категориям – обязательный
профилактический визит, когда можно выдавать предписания, нельзя штрафовать. Расширена
сфера действия профилактики».
По словам сенатора, на сегодня
динамика перехода на управление рисками положительная. «По информации
Минэкономразвития России, в рамках видов федерального госконтроля в 2022 году
было всего 187 индикаторов риска, в 2023 году их общее количество перевалило за 400, а в 2024 году общее количество индикаторов риска нарушения обязательных
требований составляло уже 542».
Количество
внеплановых проверок на основании срабатывания индикаторов риска за прошлый год – немногим выше 18 тысяч, рассказал Вячеслав
Тимченко. «При этом точность проверок по индикаторам риска приближается к 90
проц., а в некоторых случаях – по отдельным индикаторам риска эффективность достигает
почти 100 проц., в то время как для обычных плановых проверок этот показатель
составляет менее 80 процентов».
Сенатор
предложил разработать больше отраслевых индикаторов, выделить как можно больше
признаков, по которым определяются факторы риска. «Система управления риска
должна срабатывать, во‑первых, до того, как наступают неблагоприятные
последствия, а, во‑вторых, чтобы своевременно определять объекты, где
нарушаются обязательные требования, не дожидаясь обращений граждан. Тогда
граждане оценят эффективность контрольных органов, а бизнесу это поможет
сформировать добросовестное поведение. При этом федеральным органам исполнительной
власти необходимо осуществлять постоянный мониторинг сведений, используемых для
оценки и управления рисками, анализировать сведения о наиболее массовых и критических нарушениях обязательных требований. Такая работа должна быть
активизирована», — подчеркнул Вячеслав
Тимченко.
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
1 из 33
Вячеслав Тимченко
2 из 33
Александр Лутовинов
4 из 33
Екатерина Алтабаева
6 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
7 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
8 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
9 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
10 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
11 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
12 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
13 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
14 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
15 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
16 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
17 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
18 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
19 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
20 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
21 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
22 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
23 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
24 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
25 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
26 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
27 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
28 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
29 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
30 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
31 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
32 из 33
Круглый стол Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности»
33 из 33
Он
напомнил, что в Совете Федерации вопросам совершенствования контроля уделяется
особое внимание. «В ходе работы Комиссии СФ по мониторингу законодательства в сфере государственного и муниципального контроля мы неоднократно проводили
мероприятия на площадках контрольных органов. Эти совещания продемонстрировали,
что контрольные органы заинтересованы в использовании автоматических систем и искусственного
интеллекта для реализации риск-ориентированного подхода при проведении
контрольных мероприятий, обработки полученных данных».
В ходе совещания представители контрольных органов, которые осуществляют наиболее
массовые виды контроля, обсудили уже применяемые индикаторы и режимы проверок,
механизмы межведомственного взаимодействия, перспективные практики в контрольной деятельности.
По итогам мероприятия все
предложения участников будут обобщены, проанализированы и направлены в профильные органы государственной власти для учета в дальнейшей работе по совершенствованию
риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности, сообщил Вячеслав Тимченко.