Все новости

В. Матвиенко: Средняя оценка по аттестату должна учитываться при поступлении в вузы

Председатель СФ высказалась о несовершенстве системы ЕГЭ в рамках «правительственного часа» с участием вице-премьера Д. Чернышенко.


Вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал в ходе «правительственного часа» на 585-м заседании Совета Федерации о стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов.

Смотрите также

 «Сегодня Россия входит в топ-10 ведущих стран по качеству образования, а также по объему научных исследований и разработок. Мы занимаем лидирующие позиции в основных международных олимпиадах студентов и школьников. В 2024 году участники наших сборных завоевали 42 награды. Система образования выстояла в ковид, обеспечив стабильность образовательного процесса», — напомнил Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер доложил о разрабатываемой по поручению Президента России Владимира Путина Стратегии развития образования РФ на период до 2036 года и на перспективу до 2040 года. По его словам, было проанализировано более 600 документов в области образования, на портал Госуслуг поступило 340 тысяч предложений граждан, под председательством Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина проведены стратегические сессии.

«В итоге определены ключевые вызовы: необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой и динамичной экономики, трансформация миропорядка и ценностная война против России, стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий, неравные стартовые возможности и разобщенность социальных групп, демографическая «яма». Для ответа на них будет сформирован перечень системообразующих мероприятий в разрезе уровней образования», — сообщил Дмитрий Чернышенко.

В своем выступлении вице-премьер затронул темы цифровизации, повышения статуса и престижа профессии учителя. В качестве первоочередных Дмитрий Чернышенко назвал такие задачи как разработка механизма достойной оплаты труда учителей, меры по привлечению и удержанию квалифицированных кадров. Он сообщил, что поручил Министерству просвещения РФ совместно с регионами сформировать комплекс мер, направленных на сокращение дефицита учителей.

Вице-премьер также подробно рассказал о развитии среднего профессионального образования, программе «Профессионалитет», остановился на таких вопросах как обеспечение возможности сдачи экзаменов для школьников без привлечения репетиторов, разработка единых государственных учебников, реализация программы «Российский учитель за рубежом», разработка в субъектах РФ региональных программ научно-технологического развития, создание единой воспитательной среды на всех этапах взросления и становления молодого человека.

Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко в рамках «Правительственного часа» на тему «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов»

Дмитрий Чернышенко сообщил об успешной реализации программы по модернизации детских лагерей. «За 2 года построено 148 новых жилых быстровозводимых корпусов и отремонтировано 34 объекта. В программу вовлечены 54 региона».

В свою очередь Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
отметила в качестве главной проблемы в сфере образования отсутствие стратегического документа, охватывающего все уровни системы, в котором было бы четко изложено целеполагание.

Глава СФ также предложила заканчивать дискуссии о необходимости ЕГЭ – благодаря экзамену удалось снять нагрузку по сдаче подряд выпускных и вступительных экзаменов, обеспечить равные возможности для поступления в престижный вуз, независимо от места проживания абитуриента. Вместе с тем, по мнению Валентины Матвиенко, систему ЕГЭ необходимо усовершенствовать: вопросы и задания экзамена должны полностью соответствовать школьной программе. Также глава СФ предложила учитывать при поступлении в вуз среднюю оценку по аттестату.

Председатель Совета Федерации обратила внимание на проблему ценообразования на учебники. «Поручения Президента даны, идет рассмотрение разных вариантов. Мы не оставим эту тему, потому что это расходы региональных бюджетов. Такие космические цены на учебники – это неоправданно», — сказала Валентина Матвиенко.

Сенаторы задали вице-премьеру вопросы, касающиеся подготовки рабочих кадров, интеграции новых субъектов РФ в образовательное пространство страны, поддержки участников СВО и членов их семей, воспитательной составляющей в образовании, привлечения иностранных студентов, синхронизации образования и потребностей рынка труда, строительства университетских кампусов мирового уровня.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко Шевченко
Андрей Анатольевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
Шевченко Андрей Анатольевич
поднял тему оттока молодежи для обучения из небольших в крупные города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. «Это обосновывается тем, что образовательный процесс там, с их точки зрения, интереснее, современнее и лучше. По итогам обучения они, как правило, остаются там работать, усиливая дефицит кадров в регионах».

 «Действительно, крупные агломерации вытягивают большое количество талантливых детей, а справедливая система ЕГЭ позволяет подавать даже удалённо заявки не менее чем в пять вузов по пяти специальностям. Тем не менее, за последние годы субъекты Российской Федерации сделали серьезные шаги по формированию контрольных цифр приема в соответствии с потребностями рынка», — ответил Дмитрий Чернышенко.

По мнению вице-премьера, стимулировать абитуриентов к поступлению в региональные вузы может более тесная привязка образования к гарантированным рабочим местам, и в этом смысле огромная ответственность лежит на региональных властях, которые должны выстроить кооперацию руководителей вузов с квалифицированными заказчиками. «Автоматически это будет повышать качество образования и удерживать не только студентов, но и преподавателей по различным специальностям подготовки, которые нужны в областях». Он отметил, что среднее профессиональное образование уже доказало свою эффективность именно за счет связки предприятий с колледжами.

«До 2030 года в проект «Профессионалитет» войдут 940 колледжей. Это даст возможность 3,7 миллионам человек получать такое образование. По расчётам, этой цифры должно хватить. Если нужно будет расширять, мы этот вопрос обязательно рассмотрим», — сказал вице-премьер, отвечая на вопрос первого заместителя председателя Комитета СФ по экономической политике Ивана Абрамова Абрамов
Иван Николаевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
Абрамов Иван Николаевич
о нехватке представителей рабочих специальностей на рынке труда.

Дмитрий Чернышенко поблагодарил Председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко и сенаторов за внимание к системе образования и готовность решать вопросы совместными усилиями.

Сенаторы приняли за основу проект постановления Совета Федерации «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов». По этому вопросу выступила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Гумерова
Лилия Салаватовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
Гумерова Лилия Салаватовна