Сенатор приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза».
Российская
академия образования провела Всероссийскую научно-практическую конференцию
«Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза».
В пленарном заседании приняла участие первый заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству Любовь Глебова.
Глебова
Любовь Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики
«Мы достаточно привычно в своем сознании связываем слова «воспитание» и «школа» или «вуз», но современные требования, сформированные Конституцией Российской Федерации и другими законодательными и нормативно-правовыми актами, определяют, что сегодня за воспитательные результаты в полной мере отвечают и другие акторы», — сказала сенатор.
По мнению Любови Глебовой, достижение воспитательных результатов является задачей не только образовательной политики, но и разных других государственных политик – молодёжной, культурной, политики конфессионального развития, политики семейной, корпоративной политики в развитии бизнеса.
Перечисляя возможных акторов в сфере воспитательной работы, сенатор упомянула, помимо образовательных организаций, семью, религиозные общины, молодёжные и детские общественные организации, а также активных граждан и их сообщества, деятельность которых поддерживается государством через систему грантов, выделяемых на конкурсной основе. «Включённым в задачу достижения воспитательных результатов также можно назвать бизнес с его корпоративными программами, направленными на определенные сегменты подрастающего поколения. Ещё один субъект, имеющий отношение в теме воспитания, – это средства массовой информации», — добавила Любовь Глебова.
«Признавая
всех их акторами воспитательного пространства, мы тем самым обозначаем для тех,
кто занимается образовательной деятельностью, задачу, связанную с определением
нового места образовательных организаций в данной системе отношений,
направленных на формирование воспитательных результатов. И это является очень
важным в современной практике», — подчеркнула сенатор.
«Много разных людей, групп, организаций сегодня включено в процесс воспитательной деятельности, все они проявляют активность в меру своих как профессиональных, так и гражданской позиций, прилагают собственные усилия по достижению этого результата. Но, как правило, все их усилия замыкаются на образовательные организации, на которые тем самым обрушивается огромный поток предложений в области просветительской деятельности, много разных событий, проходящих на федеральном и других уровнях. Тем самым в вузах или школах ответственными становятся педагоги и преподаватели. Избыточная деятельность с неотрегулированными взаимоотношениями между акторами не просто снижает эффективность предлагаемых решений, но и порой мешает системной работе образовательных организаций», — продолжила первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.
Общественно-государственный характер воспитательного процесса предполагает включение государственных институтов (школ, вузов, органов власти и разных институтов, которые учреждены государством), общественных организаций (в том числе НКО и объединений активных граждан), широкого слоя общественно-государственных некоммерческих организаций, которых на сегодня насчитывается в стране более восьмидесяти.
Любовь Глебова предложила упорядочить взаимоотношения между акторами, которые влияют на воспитательную деятельность, и собственно образовательными организациями: «Проблема заключается в том, что нормативно-правовое регулирование в отношениях между этими акторами на данный момент не сформировано, и поэтому очень трудно сказать, как все они могут увязать свою деятельность друг с другом, упорядочить ее для того, чтобы появился результат, чтобы взаимодействие было эффективным».
В связи с этим сенатор подчеркнула необходимость осмысления современного состояния воспитательной деятельности, на основе чего может формироваться законодательное и нормативно-правовое регулирование её реализации. «Для решения данной проблемы важен научный подход, в том числе анализ того, что в настоящий момент представляют из себя воспитательная система и воспитательное пространство, кто какие задачи решает в воспитательной деятельности, каковы ее современное содержание, кадровый потенциал, система ее оценки, какие формы и методы в данный момент активизируются для реализации этого содержания», — отметила Любовь Глебова.
В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества и общественных организаций, педагоги, а также проректоры вузов по воспитательной работе и работники, курирующие воспитательную работу в вузе.
С приветствиями к участникам обратились президент Российской академии образования Ольга Васильева и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.