Уже три года Архангельскую область в Совете Федерации представляет Николай Львов. Само географическое положение нашего региона определило и направление работы сенатора: коллеги избрали его первым заместителем председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народов, членом Комиссии по национальной морской политике.
Просьба охарактеризовать работу Комитета.
Если говорить о Комитете в целом, то его задача целенаправленно отстаивать интересы и специфику северных регионов при формировании законодательства Российской Федерации.
Наша страна на 70 процентов северная, и именно на этих территориях добывается 85 процентов природных российских богатств. А еще можно сказать, что третья часть экологически чистой территории всего земного шара это тоже наш российский Север. Так что вся работа Комитета определяется одной главной мыслью Север требует к себе особого отношения. И наша область тоже.
В Архангельске «арктический вектор» в последнее время стал заметнее открыт федеральный Арктический университет, состоялся Международный Арктический форум Видимо, эта активность связана с перспективами освоения арктических запасов углеводородов. Насколько это важно для нас?
В Арктике сошлось много интересов, и перспективы освоения богатств Арктического шельфа лишь часть этого клубка, хотя и весомая. А есть еще тесно связанные с экономикой проблемы демографии северян. И наша законотворческая деятельность ориентирована в основном на их решение. Это не какие‑то отвлеченные вопросы, а вполне жизненные, волнующие многих. Энергообеспечение, состояние автомобильных дорог и транспорта, медицинское обслуживание, северный завоз, экология, подготовка кадров и закрепление молодежи на Севере, социальные гарантии северян, жизнь малочисленных народов
В этом году наш Комитет организовал выездное заседание в Архангельске на тему «Законодательное обеспечение охраны окружающей среды, сохранения и использования природных ресурсов, развитие туризма в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Всё это на примере Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Николай Питиримович, что в законодательной работе вызывает неудовлетворенность?
Государственная машина все еще работает медленно, и порой принимаемые решения опаздывают на год или даже два. Совет Федерации это лишь одна из ступеней в длительном и сложном процессе согласований и утверждений законопроекта. Предложения и резолюции, которые мы принимаем и направляем правительству, не во всех случаях обретают силу закона.
А что огорчает?
Не может не волновать отток населения из Архангельской области, да и вообще с Севера. Каждый год в другие регионы и страны уезжают тысячи человек. Не секрет, что уровень и качество жизни в большинстве районов Севера ниже, чем в среднем по России. И на этом фоне постоянно предпринимаются попытки пересмотреть границы северных территорий, сэкономить на компенсациях и выплатах. Это недопустимо.
Много остается нерешенных вопросов в отношении пенсионного обеспечения северян, и мы регулярно получаем обращения по этому поводу. Наш комитет выступил с инициативой устанавливать пенсии с учетом фактически получаемого, централизованно установленного районного коэффициента независимо от места проживания пенсионера. Кроме того, мы предлагаем удваивать базовый размер страховой части пенсии не с 80, а уже с 70 лет. Эти предложения направлены в правительство Российской Федерации, и, будем надеяться, там их поддержат, как ранее приняли предложение разрешить врачам и фельдшерам розничную продажу лекарственных средств населению в сельской местности.
Еще одна грань вашей работы политика в отношении малочисленных народов. Представители поморских общин постоянно говорят о том, что статус малочисленного народа необходим жителям побережья Белого моря для возможности ловить рыбу и бить морского зверя
Я принимал участие в недавнем съезде поморов в Архангельске, где эту тему, конечно, не обошли вниманием. Действительно, ситуация с обеспечением их прав на использование природных ресурсов в последнее время обострилась, и поморы тут не одиноки. Во всех отраслях природопользования широко внедряются элементы рыночных отношений плата за использование природных ресурсов, квоты, аукционы на распределение промысловых участков и угодий.
Понятно, что общины не могут на равных с крупными добывающими компаниями конкурировать за эти ресурсы. Государство дает им преференции, но от этого ситуация порой становится только запутаннее. Как найти тонкую грань между промыслом для пропитания и чисто коммерческим использованием природных ресурсов? Как не допустить злоупотреблений, когда под видом традиционного промысла скрывается обычное браконьерство? Совет Федерации за последние два с половиной года внес в Госдуму три законопроекта по вопросам использования участков земли, охоты и добычи водных ресурсов представителями малочисленных народов.
Общий смысл состоит в том, что необходимо выделить территории традиционного природопользования по типу национальных парков и определить, на каких правах члены общин малочисленных народов будут использовать природные ресурсы.
Николай Питиримович, на работу в родной области время остается?
Встречи и заседания в Москве требуют много времени, но дома, в Архангельске и области, стараюсь бывать регулярно. Когда приезжаю, провожу много встреч. Часто приглашают на различные мероприятия, но скорее не как сенатора, а по многолетним связям. А вообще постоянно нахожусь на связи с Архангельском.
Более подробно с интервью можно ознакомиться на Интернет-сайте газеты «Правда Севера» (г. Архангельск).