Государственное финансирование на воспитание сирот должно направляться по месту пребывания детей независимо от формы собственности учреждения – государственный это детский дом или частный приют, считает сенатор Геннадий Савинов.
Правовая база для решения проблем, связанных с социальным сиротством сформирована, но к ней у тех благотворительных организаций, кто работает в данной сфере, есть серьезные замечания. Прежде всего, речь идет о государственном подходе к системе финансирования. Заместитель председателя Комитета СФ по образованию и науке Геннадий Савинов предложил ввести принцип «деньги следуют за ребенком» и передавать средства на содержание сирот в установленном государством объеме негосударственным благотворительным учреждениям, где воспитывается ребенок.
«Государство должно принимать финансовое участие в воспитании сирот, даже если они растут в благотворительных, церковных детских приютах. Положено ребенку в обычном детском доме содержание в размере, например, десяти тысяч рублей, значит эту сумму надо передать благотворительному учреждению, где воспитывается ребенок- сирота. Воспитатели вкладывают силы и душу в ребенка, а государство должно помогать финансово. В этой части нам надо посмотреть, как скорректировать законодательство», — пояснил Г.Савинов.
При этом сенатор заметил, что частные детдома и приюты, получающие госфинансирование на детей, должны проходить лицензирование и получать по установленной государством процедуре право на воспитание детей-сирот.
Об этом сенатор сказал, комментируя итоги «круглого стола» по проблемам медико-социальной помощи сиротам. Организован «круглый стол» был Временной комиссией Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, занимающейся вопросами благотворительной деятельности. Заседание состоялось на базе реабилитационного центра и детского дома Марфо-Мариинской обители.
Социальное сиротство – проблема, которая достигла в России масштабов социального явления и требует консолидации усилий государства и общества. Детей-сирот сегодня в России больше, чем после окончания Великой Отечественной войны, — около 800 тысяч по данным статистики. А по не официальным данным, в нашей стране около 1,5 миллионов брошенных детей. Ежегодно выявляется по России примерно сто тысяч детей, нуждающихся в опеке, и это дети не только лишившиеся родителей, но и, как отметил сенатор Савинов, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными или безвестно отсутствующими.
«После войны в приютах были сироты — дети героев, погибших за Родину. Сегодня же сиротство, увы, другого рода, когда дети становятся беспризорными при живых родителях – пьяницах, наркоманах. Детей из такой неблагополучной среды трудно вырвать и адаптировать к нормальной жизни, социализировать», — подчеркнул Г.Савинов.
В ходе «круглого стола» отмечалась большая роль благотворительных организаций в решении актуальных социальных проблем. «Одному государству с этой бедой не справиться. Проблемы детей-сирот и сокращения социального сиротства мы сможем в России решить только сообща – усилиями государства, общественных благотворительных организаций, а также религиозных. Прекрасный пример в этой связи — работа, которая ведется с сиротами в Марфо-Мариинской обители», — подчеркнул сенатор Геннадий Савинов.
Участники «круглого стола» отмечали, что законодательство, регулирующее вопросы благотворительной деятельности, в целом требует серьезного анализа и совершенствования. Так, до сих пор не принят базовый федеральный закон в этой сфере, и это одна из причин того, что потенциал благотворительных общественных организаций используется в России далеко не в полной мере.