Все новости

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ОБРЕЛ РЕАЛЬНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ, СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

Парламентарии, представители государственных и межгосударственных, общественных институтов обсудили перспективы интеграции на постсоветском пространстве.

Перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках Евразийского Союза обсуждены на открывшемся в Совете Федерации заседании «круглого стола». В его работе приняли участие члены палаты Федерального Собрания РФ, представители федеральных органов государственной власти, международных организаций, общественных институтов России, иностранные гости. На их рассмотрение были представлены вопросы углубления партнерских связей между странами Содружества, расширения взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах отношений и формирования объединения суверенных государств.

* * *

С 2012 года предприниматели трех стран Таможенного союза смогут свободно выбирать место регистрации и деятельности своего бизнеса. Руководить процессами экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана будет новый наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия — соответствующий договор будет ратифицирован Советом Федерации на пленарном заседании 24 ноября. Об этом сообщила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании «круглого стола», посвященного интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

Формирование Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана является, по словам главы Совета Федерации, новым этапом интеграции на постсоветском пространстве, который создаст благоприятный режим для развития бизнеса и повышения качества жизни граждан. Сегодня совокупный валовый внутренний продукт стран ТС, где проживает более 170 млн человек, составляет почти 2 триллиона долларов, а к 2015 году, по ожиданиям специалистов, он вырастет на 15%. В январе-сентябре текущего года оборот товаров и услуг между Россией и Белоруссией увеличился на 44%, между РФ и Казахстаном – на 34%.

С января 2012 года заработает Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии, основанное на широкой договорно-правовой базе из 17 законодательных актов. Речь идет о создании общего рынка и свободе передвижения по территории стран ТС товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. «Теперь каждый предприниматель сможет рассчитывать на равный режим доступа на рынки наших трех стран, в том числе доступа к государственным заказам», — подчеркнула В.Матвиенко. Это станет дополнительным стимулом для конкуренции, которая необходима для оздоровления национальных экономик.

Как Председатель Совета МПА СНГ, Валентина Матвиенко намерена координировать усилия парламентариев Содружества по унификации национальных законодательств и синхронизации ратификаций соглашений, принятых главами государств, в первую очередь, в сфере экономической и бюджетно-финансовой политики. Первым шагом в этом направлении стало соглашение стран ТС о макроэкономической политике, по которому с 2013 года стороны будут удерживать бюджетный дефицит, госдолг и уровень инфляции в согласованных параметрах.

Таможенный союз стал реальностью, и это основа для следующего шага — формирования Евразийского Союза. Это уже более глубокая форма интеграции, предполагающая единую банковскую систему, гармонизацию налогового законодательства и переход к единой валюте. Однако речь не идет о возрождении Советского Союза. «Копировать старые образцы бессмысленно. К тому же Евразийский Союз будет основываться, прежде всего, на взаимодействии наших стран в области экономики, и он будет открыт для всех стран СНГ, для присоединения к нему новых членов», — отметила спикер Совета Федерации.

* * *

Член Президиума РАН Евгений Примаков представил анализ предпринимавшихся в минувшие десятилетия попыток интеграции на пространстве бывшего СССР. Остановившись на проблемах, с которыми столкнулось Содружество Независимых Государств, он констатировал нежизнеспособность этого объединения. «Одной из причин этого, — сказал он, — было заложенное в устав СНГ положение о том, что Содружество не обладает наднациональными полномочиями». Объективные и субъективные обстоятельства поставили вопрос о разноскоростной интеграции. Реалистичным в сложившихся условиях выглядел путь выделения среди членов СНГ государств, которые были бы способны углубиться в интеграционные процессы и поэтапно пройти его в оговоренные сроки. «Не без основания считалось и считается, что успех именно такой модели позволит расширить число тех членов СНГ, которые захотят принять участие в разноскоростной интеграции», — заявил он.

Первой реальной возможностью осуществить такие планы, по его словам, стало создание Союзного государства России и Беларуси. Он с сожалением констатировал не достижение поставленной при этом цели. Не удалось найти формы преодоления двух крайностей – включения западного соседа в состав России или полного равноправия двух стран при решении всех без исключения вопросов. Е.Примаков подчеркнул несомненную важность того, что Союз по‑прежнему существует. Однако решение стоящих перед двумя государствами задач сейчас весьма проблематично.

Иная судьба у Таможенного союза, в основу формирования которого был положен прагматичный подход, когда все начиналось не с создания общего государства и даже общего экономического пространства, а с определения общей таможенной политики, сказал Е.Примаков. Оттуда был проложен путь к общему экономическому пространству.

Член Президиума РАН остановился на проблемах, с которыми может столкнуться интеграционный процесс на пространстве бывшего СССР. Для этого он обратился к практике создания Евросоюза. Беды этого объединения, по его словам, начались с «непомерно быстрого» расширения союза. «Считалось, и так же полагали в России, что чем шире будет Европа, тем она будет мощнее». Одной из причин непростой ситуации, в которой сегодня оказалось это объединение, стала разница в уровнях развития между новыми членами ЕС и государствами-основателями. Кроме того, Шенген, ЕВРО пришли в противоречие с сохраняющимся суверенитетом Евросоюза. Возникла ситуация, когда респектабельные члены еврозоны не очень хотят стать донорами новичков в условиях неподконтрольной им суверенной экономической политики. Это экономическое измерение кризиса, заявил он. Есть и другое его измерение – неспособность провести задуманную евроконституцию, в которой была зафиксирована необходимость создания политических и военных структур.

Из сказанного применительно для России Е.Примаков сделал два вывода. Нельзя торопиться с расширением объединений — в нашем случае Таможенного союза, «который является базой Евразийского экономического союза», сказал он. По его словам, все потенциальные участники объединения должны отвечать определенным критериям, наработанным до, а не в процессе вступления.

Кроме того, военная интеграция может и должна не ограничиваться рамками трех государств – России, Белоруссии и Казахстана. «Существует объективная потребность не просто в военном сотрудничестве на региональном уровне, а в развитии Организации Договора о коллективной безопасности. Развитие ОДКБ несовместимо с примиренческим подходом к странам Договора, остающимся в стороне от решения задач, которые стоят перед организацией. Чем плотнее состав участников, тем более он боеспособен», — завершил он.

В свою очередь генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко привлек внимание участников дискуссии к проблеме общности информационного пространства. Он высказался за необходимость формирования в СНГ углубленного понимания происходящих процессов и указал на имеющиеся резервы.

Со своей стороны, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев указал на опасения бизнеса-сообщества в связи с планами дальнейшей интеграции. Он отметил важность тщательного анализа ситуации на рынках государств-участников, вовлеченных в процесс интеграции, и необходимость сделать акцент на открывающихся возможностях. Все это, по его мнению, позволило бы повысить степень доверия и свести к минимуму возможные экономические риски.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Андрей Кобяков указал на первостепенность задачи по созданию экономического базиса создаваемого объединения, который в перспективе позволит выйти на формирование социально-политических надстроек, а в дальнейшем, может, и введение единой валюты.

О важности расширения гуманитарных связей заявил спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Вместе с тем он обратил внимание на непреложный факт: за минувшие двадцать лет страны Содружества прошли большой путь, и сегодня они позиционируют себя как суверенные субъекты международного права.

Опыт ЕврАзЭС заседанию представил генеральный секретарь организации Таир Мансуров. В частности, он констатировал: интеграция приносит очевидную выгоду всем. Но единое экономическое пространство, по его словам, создает лишь предпосылки для дальнейшего сближения – политического.

Обсуждаемый новый интеграционный проект потребует осмысленного солидарного поведения элит, заявил заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Александр Дзасохов. По его словам, он позволяет рассчитывать на то, что уровень согласия может быть обеспечен по принципиальным направлениям.

Впервые за двадцать лет перед независимыми государствами открылось «окно возможностей», заявил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Но важнее экономики, по его мнению, все же социокультурные ценности – идеи, которые сплачивают народы. Рассуждая об опыте последних десятилетий и месте России в новейшей истории той территории, которую занимал бывший Советский Союз, он обратил внимание на то, что к нашей стране соседи присматриваются и очень чутко реагируют на ее действия.

С предложением организовать при Совете Федерации постоянно действующую дискуссионную площадку для обмена мнениями по различным направлениям интеграционных процессов выступил Ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан Абдулатипов.

Интеграция постсоветских республик – не столько экономическая проблема, сколько вопрос выживания государств в ХХ1 и последующем веках, заявил президент Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

Убеждение в существовании перспектив у интеграции высказал исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев. Он указал на распространенность стремлений различных социальных и возрастных групп в странах Содружества к сохранению и укреплению общности народов бывшего СССР.

В свою очередь член Комитета СФ по делам СНГ Вадим Густов высказался за необходимость усиления роли парламента в процессе интеграции.

К вопросам расширения и необходимости дальнейшего углубления молодежных контактов на пространстве Содружества привлекла внимание участников заседания член Общественной палаты РФ Ирина Плещеева.

Совет Федерации готов стать той площадкой, где будут вырабатываться законодательные предложения по формированию будущего Евразийского Союза, заявила, завершая дискуссию, Председатель СФ. Она поддержала идею создания при Совете Федерации постоянно действующего интеграционного клуба, который мог бы стать эффективным инструментом в этой работе. «Такой клуб позволил бы рассматривать и обсуждать актуальные для интеграции на постсоветском пространстве проблемы, новые идеи, вырабатывать конкретные предложения», — отметила В.Матвиенко.

* * *

«Интеграция объективно необходима и взаимовыгодна — выживать в глобальном мире каждой отдельной стране невозможно. Понимание этого есть на постсоветском пространстве и у граждан, и у лидеров наших стран», — заявила В.Матвиенко на брифинге.

На «круглом столе» отмечалось, что усилия руководства России, Казахстана, Белоруссии и других государств по объединительным процессам дали положительные результаты. Так, для создания Таможенного союза понадобилось несколько лет, но теперь он работает и оказывает позитивное влияние на национальные экономики. Таможенный союз, как и Единое экономическое пространство, убеждена В.Матвиенко, будет привлекательным и для других стран на постсоветском пространстве.