Сенатор
провел круглый стол о законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ.
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин
Цепкин
Олег Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области
провел круглый стол о законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках
СНГ. В дискуссии участвовали сенаторы РФ, представители МИД РФ, ЦИК России,
Общественной палаты, МПА СНГ и научного сообщества.
По словам Олега Цепкина, законодательное обеспечение электоральных процессов
в СНГ является значимым направлением деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ
и её органов. Так, напомнил он, в рамках работы МПА СНГ в 2022 году было
принято решение продолжить развитие модельной законодательной базы
демократических выборов, уделив особое внимание вопросам обеспечения и защиты
электорального суверенитета государства и постепенного внедрения подходов
«цифровой демократии» в электоральный процесс.
По мнению Олега Цепкина, в современных условиях важно обеспечить защиту
электорального суверенитета, четко определив ее правовые контуры. Сенатор отметил,
что в принятых на 57-м пленарном заседании МПА СНГ Рекомендациях по обеспечению
и защите электорального суверенитета государства закреплено понятие
«электорального суверенитета». В документе также дается определение таким
терминам, как «иностранное вмешательство в выборы и референдумы», «иностранное
(международное) влияние на выборы и референдум». «В целом Рекомендации
направлены на сближение выборного законодательства государств-участников Содружества,
а также на содействие сотрудничеству и обмену лучшими практиками в этой сфере».
Первый заместитель председателя Комитета
СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов акцентировал внимание на отдельных вопросах
становления модельного электорального законодательства. «В снискавших
заслуженный авторитет электоральных традициях и передовом позитивном
практическом опыте России заинтересованы все большее число государств, так же
стремящихся к защите электорального суверенитета. Факторами развития диалога в дружественном ключе выступают «отсутствие условий» и готовность предоставить
технологическое сопровождение», — отметил сенатор.
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
1 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
3 из 32
Александр Терентьев
4 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
6 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
7 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
8 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
9 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
10 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
11 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
12 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
13 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
14 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
15 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
16 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
17 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
18 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
20 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
21 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
22 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
23 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
24 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
25 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
26 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
27 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
28 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
29 из 32
Александр Терентьев
30 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
31 из 32
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «О законодательном обеспечении электоральных процессов в государствах-участниках СНГ»
32 из 32
Он предложил рассмотреть выработку
программ действий и инструментов для развития диалога и кооперации. В частности, сенатор указал на важность формирования свода модельного
законодательства, подготовки линейки «упакованных» технологических решений, активизацию
межпартийного обмена опытом, создание института международного наблюдения за выборами, а также унификацию подходов и стандартов наблюдения с выходом на создание «динамического ранжира» открытости и актуальности избирательных
систем.
Сергей
Перминов
указал, что такой подход призван содействовать становлению постоянно
действующей альтернативы нескрываемо ангажированному взгляду БДИПЧ ОБСЕ,
дискредитировавшему себя политизированными оценками электоральной ситуации.
Председатель Постоянной комиссии Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному
строительству, местному самоуправлению и регламенту, председатель Постоянной комиссии
МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного
самоуправления Валентин Семеняко
рассказал о белорусском опыте в обеспечении электорального процесса. В частности, он обратил внимание на изменения, внесенные в Избирательный кодекс
Республики Беларусь в 2023 году. «Изменения затронули все этапы
избирательного процесса. В Республике Беларусь сформированы законодательные
основы для организации электоральных кампаний в соответствии с принципами
международного права», — сказал он.
Также Валентин Семеняко сообщил об этапах проведения выборов Президента
Республики Беларусь 26 января 2025 года.
О влиянии модельного законотворчества
МПА СНГ на совершенствование электоральных процессов в странах Содружества
сообщил заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ – директор
Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД
МПА СНГ) Иван Мушкет.
Участники дискуссии отметили значимость
дальнейшей работы по разработке модельных актов в рамках МПА СНГ и обсудили актуальные
вопросы законодательного обеспечения избирательных процедур в странах Содружества.