Все новости

Л. Глебова: У нас есть законодательные основания для понимания того, что такое просветительская деятельность в образовательных организациях

В Международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» 4 сентября состоялся круглый стол «Просветительская деятельность России XXI века».


В России сформирована система воспитания с широкими возможностями, отметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание» Любовь Глебова Глебова
Любовь Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики
Глебова Любовь Николаевна
. Эта деятельность приносит множество результатов: формирует гражданскую и политическую позицию, углубляет знания и развивает личность. Сейчас активно функционируют региональные отделения Российского общества «Знание», а его деятельность проникает в интернет-пространство и молодежную культуру.

Смотрите также

«Просветительская деятельность не ограничена рамками образовательных программ. Это означает отсутствие строгих регламентов с точки зрения условий реализации и требований. Это стало возможным благодаря изменениям в законе об образовании. Мы провели сложную работу в течение года, и я благодарна Общественной палате за создание рабочей группы, которая мониторила правила ведения просветительской деятельности. На сегодняшний день у нас есть законодательные основания для понимания того, что такое просветительская деятельность в образовательных организациях. Будем думать о законе о просветительской деятельности, такая инициатива в ближайшее время может поступить», – заявила сенатор Российской Федерации.

Любовь Глебова приняла участие в круглом столе «Просветительская деятельность России XXI века»
Любовь Глебова приняла участие в круглом столе «Просветительская деятельность России XXI века»

Для достижения всех целей национального развития, изложенных Президентом, необходимо создать систему комплексной поддержки и сопровождения детей и молодежи, включающую образование, просвещение, воспитание и профориентацию. На это, в частности, направлен создаваемый сейчас нацпроект «Молодежь и дети», отметила председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Наталья Кравченко.

«В рамках мероприятий нового нацпроекта «Молодежь и дети», как и в рамках всей системы развития образования, заложены и, надеюсь, будут поддержаны предложения по созданию необходимых условий для развития детей и молодежи: получения знаний, а также возможности для детей раскрыть свои способности в творчестве, науке и спорте», – сказала Наталья Кравченко.

Для всех возрастов меры разные, продолжила эксперт. Для детей предусмотрены познавательные программы, профпробы, возможность проявить себя через конкурс «Большие вызовы» или командные инженерные соревнования такие, как Национальная технологическая олимпиада. Для студентов и тех, кто уже выбрал свой профессиональный путь, не менее важно чувствовать и понимать, что они выбрали свой путь верно, что они будут востребованы как профессионалы, что смогут приносить пользу стране, решая актуальные проблемы.

«Важнейшей задачей для развития системы образования становится воспитание деятельного, созидательного патриота – формирования внутренней установки «что я хочу и могу сделать для своей страны, города, людей, семьи». Именно такие программы и в рамках нацпроекта, и в системе образования сегодня получают максимально широкую поддержку», – подчеркнула Наталья Кравченко.

Важно не только учить, но и вдохновлять, заметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков. Сегодня просветительская деятельность представляет собой не только публичное выступление человека перед аудиторией, но и другие форматы.

«Важно среди практиков, среди просветителей видеть профессионалов в своей деятельности, и важно их учить вовлекать аудиторию в свою деятельность. Этому сегодня мы в том числе учим в Центре знаний «Машук». Также важно в эту деятельность вовлекать и участников специальной военной операции, которые патриотично настроены, но важно, чтобы они правильно подходили к аудитории, правильно расставляли акценты в своем выступлении», – уверен Антон Сериков.

Наша страна – во многом «законодатель мод» в сфере просветительской деятельности, рассказал докторант Института философии СПбГУ, член научно-методического совета РДДМ «Движение первых» Арсений Майоров. В России многообразие организаций, участвующих в этом процессе: вузы, РДДМ «Движение первых», Российское общество «Знание», Росмолодежь и другие структуры – активно работают над формированием гражданской идентичности молодежи.

«Нужно поддерживать механику многостороннего взаимодействия, чтобы акторы просветительской деятельности не игнорировали возможность взаимодействия со всеми площадками. Нужны формальные механизмы и инструменты, которые позволили бы всем быстро создавать сцепки, реализовывать различные проекты с минимумом барьеров. Мы отходим от догматики — мы воспитываем. Наши основные глаголы: вдохновлять, мотивировать», – отметил Арсений Майоров.

Гражданское просвещение и воспитание становятся вектором государственной политики, интегрируется в классическую систему образования с целью формирования единого патриотического каркаса у подрастающего поколения, отметила политолог, член экспертного клуба «Дигория» Марта Лесюк.

Политолог подчеркнула: Президент акцентирует внимание на государственной молодежной и образовательной политике. По его инициативе введены уроки «Разговор о важном», которые формируют у обучающихся достоверное представление о России, способствуют личностному самоопределению и помогают выстраивать ценностные ориентиры. Эти уроки развивают гражданско-патриотические чувства и интерес к социально-значимой деятельности. 2 сентября Владимир Путин провел такой урок в СШ №20 в Кызыле, открыто обсуждая перспективы и проблемы региона, подчеркивая важность мнения каждого гражданина, независимо от возраста и места проживания.

Любая страна, стремящаяся к сохранению полноты своего культурного и гуманитарного суверенитета, неизбежно будет развивать гражданско-патриотическое просвещение. Россия – яркий пример в данном процессе, считает политолог, кандидат исторических наук, эксперт ЭИСИ Александр Рудаков.

«Россия не гонится за западными стереотипами, мы создаем свою систему — эффективную и качественную. Для будущего успеха и воспитания будущего нужны общие усилия и приверженность общим ценностям. Россия как уникальная страна-цивилизация всегда будет в авангарде этого процесса», – сказал эксперт.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в России созданы все условия для ведения просветительской деятельности, привлекаются профессионалы и внедряются современные формы и методики в образовательный процесс. Президент уделяет особое внимание государственной молодежной политике. Российская модель просвещения призвана консолидировать общество, и наша страна не гонится за западными стереотипами, создавая свою систему просвещения – эффективную и качественную.