Круглый стол по теме
провела И. Рукавишникова.
Комитет
СФ по конституционному законодательству и государственному строительству совместно
с Советом по развитию цифровой экономики при СФ провел круглый стол на тему «Правовое
регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в Российской Федерации:
вектор развития законодательства».
Модератором
дискуссии выступила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству и государственному строительству
Ирина Рукавишникова
Рукавишникова
Ирина Валерьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
.
«Современный
этап научно-технологического развития в нашей стране и в мире очень плотно связан с технологиями искусственного интеллекта (ИИ),
которые год от года становятся все совершеннее», — сказала сенатор.
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
1 из 35
Ирина Рукавишникова
2 из 35
Николай Семисотов
3 из 35
Наталья Никонорова
4 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
5 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
6 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
7 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
8 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
9 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
10 из 35
ККруглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
11 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
12 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
13 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
14 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
15 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
16 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
17 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
18 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
19 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
20 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
21 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
22 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
23 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
24 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
25 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
26 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
27 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
28 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
29 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
30 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
31 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
32 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
33 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
34 из 35
Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при СФ «Правовое регулирование функционирования систем искусственного интеллекта в РФ: вектор развития законодательства»
35 из 35
По мнению парламентария, обоснованными являются опасения экспертов по поводу
рисков, которые влечет бесконтрольное использование технологий ИИ. «В первую
очередь они связаны с обеспечением цифрового и информационного суверенитета
нашей страны, а также с необходимостью контроля за решениями, принимаемыми алгоритмами,
которые затрагивают права и интересы граждан. Искусственный интеллект, как и любой другой инструмент, может быть использован в противоправных целях».
«В таких условиях ключевой задачей органов государственной власти является
формирование понятных, прозрачных и эффективных правил развития и использования
технологии искусственного интеллекта, которые с одной стороны, не будут
тормозить развитие высокотехнологичных сфер экономики, а с другой – смогут
обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также безопасность
государства», — подчеркнула Ирина
Рукавишникова.
По словам парламентария, российское законодательство, регулирующее использование
технологий искусственного интеллекта, начало формироваться относительно недавно – с Указа Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года «О развитии
искусственного интеллекта в Российской Федерации».
«Работа
по развитию законодательства в сфере ИИ должна быть продолжена. Необходим
комплексный подход, охватывающий все аспекты применения данных технологий», —
подчеркнула сенатор.
«Прежде
всего, перед нами стоят задачи по разработке правовых механизмов, направленных
на стимулирование отечественных разработчиков систем искусственного интеллекта.
Кроме того, ключевым вопросом является обеспечение системы ограничений для
бесконтрольного использования технологий ИИ в наиболее чувствительных сферах — медицине,
образовании, функционировании критической инфраструктуры — где применение таких цифровых инструментов
должно быть строго регламентировано или вообще недопустимо», — считает Ирина Рукавишникова.
По ее мнению, эти задачи могут быть реализованы в рамках Цифрового кодекса
Российской Федерации, разрабатываемого Министерством цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций РФ. «Работа над этим документом была начата в прошлом
году. С этой целью сформирована Межведомственная рабочая группа по подготовке
концепции федерального закона «Цифровой кодекс Российской Федерации», куда
вошли представители уполномоченных органов государственной власти. В мае на площадке нашего Комитета состоялось первое публичное обсуждение концепции
Кодекса», — напомнила сенатор.
Заместитель
Министра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев рассказал о правовых аспектах применения ИИ в здравоохранении. «Здравоохранение – одна из наиболее чувствительных сфер с точки зрения применения цифровых технологий и любых инноваций. Именно в здравоохранении эти инновации может почувствовать на себе максимальное число
людей, и сама отрасль может эффективно развиваться на их основе».
Павел Пугачев отметил ключевые
аспекты этики использования ИИ в здравоохранении. «Принятие решения об окончательном диагнозе остается за человеком, за врачом», — подчеркнул он.
Директор
Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения
Российской Федерации Андрей Горобец
рассказал о роли искусственного интеллекта в образовании. По его словам, в этой
сфере ИИ является и объектом изучения, и средством повышения эффективности
процесса обучения. «Учителя ничто не заменит. Живое общение, человек – это главное, и в образовании в первую очередь», — отметил он.
В заседании приняли участие сенаторы РФ Сергей
Перминов
Перминов
Сергей Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области
, Александр Савин
Савин
Александр Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области
, Александр Шендерюк-Жидков
Шендерюк-Жидков
Александр Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калининградской области
, Наталья Никонорова
Никонорова
Наталья Юрьевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Донецкой Народной Республики
, Александр Русаков
Русаков
Александр Ильичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ярославской области
, Вадим Соколов
Соколов
Вадим Вячеславовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Орловской области
, представители федеральных органов государственной
власти, субъектов Российской Федерации, научно-экспертного и профессионального
сообществ.