Все новости

ПОДЪЕМ УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА НАНЕСЕТ КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ, ПРИВЕДЕТ К УТРАТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров недопустимо, убежден Александр Вайнберг.

Об этом заявил член Совета Федерации Александр Вайнберг на встрече с журналистами в рамках информационного проекта «Диалог с сенатором». Сенатор напомнил представителям СМИ о том, что главной задачей Чебоксарской ГЭС, строительство которой начато в 1969 году, было обеспечение сквозного судоходства по реке Волга путем заполнения гарантированных глубин. Заполнение водохранилища до отметки 63 м. было осуществлено в 1981 году с проектным повышением уровня до отметки 68 м. Однако достичь данной отметки не удалось из‑за неподготовленности земли к затоплению. Работы были приостановлены на уровне 63 м. Вместе с тем, как сообщил сенатор, за истекший период произошли значительные изменения в застройке Нижнего Новгорода – города «миллионника». Уже сегодня, при отметке 63 м., в зоне влияния водохранилища на территории Нижегородской области находится 5 районов, 3 города, 14 населенных пунктов, 7 сельскохозяйственных низин. В случае дальнейшего поднятия уровня водохранилища в зоне подтопления могут оказаться жилые микрорайоны мегаполиса с численностью более 400 тысяч человек и около 90 тыс. гектаров площадей Нижегородской области. В этой связи, предлагаемый ОАО «РусГидро» подъем уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м., Александр Вайнберг считает недопустимым. По его мнению, реализация данного проекта приведет к масштабной и необратимой экологической катастрофе не только на территории Нижегородской области и Республики Марий Эл, но также обернется тяжелыми последствиями для населения всего Приволжского федерального округа. Кроме того, под угрозой окажутся культурные и исторические памятники Центральной России.

Говоря о доводах, приводимых для обоснования целесообразности подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м., законодатель назвал их «несостоятельными и не выдерживающими никакой критики». В частности, по его словам, обосновывая экономическую целесообразность поднятия уровня водохранилища до отметки 68 м. были в разы занижены финансовые затраты, которые придется понести федеральному бюджету в связи с ликвидацией негативных последствий от реализации проекта. Одновременно с этим, как отметил сенатор, предусмотрены колоссальные средства на финансирование инженерных защит территорий, прилегающих к водохранилищу, при сохранении существующего уровня на отметке 63 м. «Это выглядит, по меньшей мере, абсурдно и может привести к нерациональному расходованию средств федерального бюджета. Развитие гидроэнергетики не должно нарушать функционирование и развитие существующих урбанистических и хозяйственных комплексов. Потери от затопления дополнительных территорий и повышения уровня грунтовых вод могут существенно превысить прибыль от выхода Чебоксарской ГЭС на запланированный уровень рентабельности», — подчеркнул Александр Вайнберг.

По мнению законодателя, альтернативным вариантом решения всего комплекса проблем является реализация проекта строительства низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом на реке Волге выше Нижнего Новгорода. Это, уверен законодатель, позволит не только значительно снизить бюджетные затраты по сравнению с раздельным строительством плотины и моста, исключить необходимость повышения уровня Чебоксарского водохранилища, но и будет способствовать оздоровлению экологической обстановки в областном мегаполисе. Сенатор отметил также, что Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» решит проблему создания единого глубоководного пути, исключая необходимость повышения уровня Чебоксарского водохранилища.

Завершая встречу, Александр Вайнберг подчеркнул, что полностью поддерживает позицию законодательного (представительного) органа государственной власти Нижегородской области, который он представляет в Совете Федерации, а также Правительства области, общественности о недопустимости завершения строительства Чебоксарского гидроузла с поднятием уровня водохранилища до отметки 68 метров.

* * *

Напомним, строительство Чебоксарской ГЭС было начато в 1969 году на основании проектного задания, утвержденного распоряжением Совета Министров СССР, со следующими показателями: расчетный напор – 15 метров, отметка верхнего бьефа – 68 метров. Все работы по подготовке зоны затопления Чебоксарского водохранилища проводились на основании постановления Совета Министров СССР. Существующая в настоящее время отметка уровня водохранилища 63 метра установлена распоряжением Правительства РФ в 1992 г. Но поскольку в этом распоряжении, а затем и в Указе Президента Российской Федерации, содержалось поручение Минтопэнерго России подготовить и представить проектные обоснования заполнения водохранилища до промежуточной отметки 65 метров — вышеназванная отметка 63 м., как и отметка 65 м., пока, к сожалению, не может считаться окончательно установленной.

Чебоксарское водохранилище расположено на территории трех субъектов Российской Федерации – Нижегородской области, Республики Чувашия и Республики Марий Эл – и на протяжении более 25 лет является для них «яблоком раздора». Проблемным остается вопрос подъема уровня воды до отметки 68 метров. Республика Чувашия вместе с энергетиками выступает за подъем уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор. Марий Эл и Нижегородская область против повышения ввиду затопления территорий. Марий Эл потеряет третью часть своих территорий, а Нижегородская область получит подъем грунтовых вод и множество проблем, в частности, с обеспечением питьевой водой. Встречный ветер будет без труда загонять канализационные стоки с Артемовских лугов в Окские водозаборы.