Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда, сказал Министр.
На 569-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» на тему «О совершенствовании системы высшего образования» выступил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Смотрите также
Как отметил Министр, в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» в 2023/24 – 2025/26 учебных годах реализуется пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования. В нем принимают участие шесть образовательных организаций высшего образования. Проект реализуется по 113 специальностям и направлениям подготовки, из которых 54 — уровня базового высшего образования 18 — уровня специализированного высшего образования (магистратуры), 41 — уровня профессионального образования (аспирантуры) и так далее.
По словам Валерия Фалькова, отобранные для пилотного проекта специальности и направления подготовки являются приоритетными и относятся, в том числе к математическим и естественным наукам, инженерному делу, технологиям и техническим наукам, наукам об обществе, образованию и педагогическим наукам. Правила реализации пилотного проекта, перечень специальностей и направлений подготовки, научных специальностей, по которым осуществляется реализация пилотного проекта, и критерии эффективности образовательного процесса при реализации пилотного проекта установлены Постановлением Правительства РФ «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования».
Главы Минобрнауки подчеркнул, что студентам нужно дать возможность формировать индивидуальные траектории обучения и получения ими дополнительных квалификаций в ходе обучения. «Например, студент, изучив модуль или курс по химическому анализу, мог бы сразу получить соответствующую квалификацию, признаваемую работодателем, и начать работать по профилю своего образования, получая реальный практический опыт», — сказал Валерий Фальков. Сейчас, по его словам, это возможно только после получения диплома о высшем образовании. «Здесь назрели изменения. Мы понимаем, что надо сделать, и в этом вопросе нам необходима ваша поддержка», — отметил Валерий Фальков.
По его мнению, высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда. Для этого нужно обеспечить гибкость образовательных программ в зависимости от отрасли, профессии и запроса на тех или иных специалистов. «У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, их знаниям умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации», — сказал глава ведомства.
При этом, обсуждая основные направления совершенствования системы высшего образования, Министр указал на главный вызов в этой области. Таковым для вузов и учредителей в настоящее время является острый дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики и социальной сферы.
В рамках «правительственного часа» Валерий Фальков ответил на вопросы сенаторов, которые касались аграрного образования, укрепления фундаментальных дисциплин, обучения в аспирантурах, а также необходимости увеличения вузов в стране.
Сенаторы приняли за основу проект постановления Совета Федерации «О совершенствовании системы высшего образования».
По этому вопросу выступила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Гумерова
Лилия Салаватовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан