В Совете Федерации озабочены качеством преподавания исторических дисциплин.
Пути решения проблем, накопившихся в школьном историческом образовании, обсудила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с преподавателями истории общеобразовательных учреждений и учёными – историками.
«В российском обществе явственно ощущается дефицит духовности и потребность в обретении прочных нравственных ориентиров, — констатировала спикер. — Наука история, дисциплина история – ничем незаменимый инструмент решения этой задачи». Однако в современной школе мировоззренческий, духовный, воспитательный заряд исторических дисциплин заметно слабеет. «Такой подход не отвечает интересам развития России, — убеждена глава палаты. — Люди, которые плохо знают отечественную историю, не ощущают связи с ней, никогда не станут качественным ресурсом развития своей страны».
«Нужны конкретные действия, направленные на изменение ситуации, — подчеркнула В.Матвиенко. — Совет Федерации готов поддержать предложения, направленные на усиление гуманитарной, духовной составляющей в школьном образовании». Недооценка роли истории в образовании не в традициях российской школы, которые всегда базировались на понимании важной миссии этого предмета как «источника национального самосознания, гражданственности, патриотизма».
Проблемы исторического образования в России не ограничиваются недостатками методологии преподавания. В настоящее время не менее остро стоит вопрос качества учебников по истории, взаимодействия школьного исторического образования и исторической науки. «После 1991 года в школы поступило несколько сот учебников истории, в числе которых очень большое количество весьма спорного содержания, — отметила В.Матвиенко. – Речь идет и о фактических ошибках, и о явных искажениях». С 2005 года все учебники истории проходят экспертизу РАН, тем не менее, сегодня только Министерство образования рекомендовало для общеобразовательных школ 103 разных учебника по истории. «Эта цифра поражает, — подчеркнула спикер. — Не могут быть все 103 одинаково хорошими, качественными». В этом контексте она задалась вопросом, что мешает сделать базовыми 10–15 наиболее объективных и взвешенных в оценках учебников.
По мнению главы Совета Федерации, вопрос качества учебных пособий критически важен потому, что «в стране с многонациональным населением, миллионами граждан, принадлежащими к различным религиям, очень сложными историческими процессами и событиями он имеет еще и чётко выраженный политический аспект». «Историческое образование в целом и, в первую очередь, в школах должно способствовать консолидации общества, — указала В.Матвиенко. — Стране нужна общая платформа политических, культурных, нравственных ценностей. И это должно быть отражено, в том числе, в школьных программах». Совет Федерации «не стоит в стороне от решения этой задачи, наши представители участвует в работе по её решению», заверила глава палаты.
Она также обозначила важность модернизации обучения, внедрения инновационных технологий преподавания. «Этого требует быстро растущий объём информации во всех областях, который необходимо включать в школьное образование, — пояснила спикер. — Но модернизация должна быть сбалансированной».
В беседе приняли участие Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, директор Лицея №1535 города Москва Михаил Мокринский, директор Историко-Архивного Института РГГУ, доктор исторических наук Александр Безбородов, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин, руководитель пермского отделения Ассоциации «За гражданское образование», профессор Пермского Государственного университета Ирина Долинина, председатель Комитета СФ науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, а также преподаватели истории, представители науки и культуры.
* * *
Указом Президента России Дмитрия Медведева 2012 год объявлен Годом российской истории. В этот период усилия специалистов, общества в целом направлены на осмысление пройденного страной пути, перспектив её развития.