Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, сенатор РФ от Ленинградской области Сергей Перминов ответил 30 мая в эфире телеканала «Вместе-РФ» на вопросы журналистов о настоящем и будущем национальных проектов России.
ВОПРОС: Прежде чем говорить о новых национальных проектах, давайте вспомним результаты тех, что были запущены раньше. Какие главные достижения нацпроектов Вы могли бы выделить? И как россияне воспользовались результатами, то есть – интересно узнать Ваше мнение, как изменилась жизнь простых россиян благодаря нацпроектам, которые, насколько помнится, начали работать с 2019 года?
ОТВЕТ: Так и есть. В 2018 году Президент об этом сказал, был сформирован пакет «майских указов», в 2019–2020 годах они были детализированы, насыщены национальными проектами, которые были декомпозированы в более конкретные проекты, которые модерировались по направлению того или иного министерства и каждого из субъектов, региональные правительства этим занимались очень и очень плотно.
Если Вы помните, в фокусе внимания были и дороги, и объекты образования, и сама система образования и здравоохранения. Очень много было сделано для демографических решений, демографических задач, были построены перинатальные центры. В фокусе внимания регионов и федеральных министерств были и первичное звено здравоохранения, и реновация и строительство школ.
На самом деле результаты реализации этих проектов впечатляют. Они очень существенные, речь идет о тысячах сданных объектов, огромном объеме инвестиций. Но, как Вы верно заметили, Президент всего считает, что цели должны быть достигнуты, а самое главное, чтобы люди чувствовали улучшения. Вот эти улучшения, они ощущаются буквально каждым из нас.
Скажу на примере Ленинградской области: мы ведь когда запускали реализацию национальных проектов, мы посмотрели и на автомобильные дороги, и Федерация взяла на себя ту часть дорог, за которую отвечает Российская Федерация, а мы взяли межрегиональные и межмуниципальные дороги. И так очень планомерно и системно занимались их реконструкцией. Первичное звено – ФАПы, те самые лечебные учреждения, которые ближе всего к нашим жителям находятся. Это система образования, школы.
То есть каждый житель Ленинградской области совершенно четко на себе ощутил результаты реализации этих национальных проектов. В разрезе каждого из регионов произошло улучшения. И совершенно точно эти улучшения, как я полагаю, почувствовал каждый житель нашей страны. Это абсолютно так.
ВОПРОС: Теперь давайте разберемся по ключевым задачам, которые решают национальные проекты в ближайшей перспективе. Главное – семья и проблемы демографии, это признали практически все участники совещания. Но эти цели тесно связаны не столько с социальной политикой – на это влияет целый ряд факторов в разных сферах жизни людей. И главное, конечно же, – это новое жилье. А если учесть, что в малых городах России проживает порядка 40 млн человек, а там практически новое жилье не строится, как мы знаем, то как же решить поставленные задачи? Вы видите пути решения? Они предлагаются сейчас в исполнительной и законодательной ветвях власти?
ОТВЕТ: Вы знаете, я с Вами не соглашусь в том, что в малых городах не строится жилье. На примере Ленинградской области – а мы один из лидеров, чемпионов нашей страны по вводу квадратных метров жилья на жителя региона, буквально «в тройке» лидеров находимся, – жилье строится не только в предместьях Петербурга, но и в малых городах, привлекательно которых возрастает по мере реализации проектов «Комфортная городская среда».
Мы создаем сотни, тысячи объектов, за которые проголосовали наши жители, и благоустраиваем и малые города, их центральные площади, и отдельные деревеньки, восстанавливаем исторические фасады и облики наших прославленных городов, таких как, например, Новая и Старая Ладога. И везде потихонечку подтягивается бизнес, который инвестирует в строительство и малоэтажного жилья, и в создание, по отдельным государственным программам, жилья многоквартирного.
Поэтому, скажем, это не совсем так. То, что касается новых механизмов привлечения, то, конечно же, над этим работают региональные программы, которые в фокусе своего внимания держат многодетные семьи, которым выдаются и земельные участки, предусмотрена программа выдачи сертификатов, которые поддерживают строительство индивидуального жилья. Поэтому, по совокупности этих решений, в каждом субъекте происходят и до настраиваются отдельные проекты, которые в фокусе своего внимания держат семью.
Вы правильно заметили, что демография – это задача, которая не может решаться линейно. Она решается комплексно. Это и образование, и среда жизни, это здравоохранение, это и культура, и многие-многие другие проекты, которые в целом, в комплексе строят вокруг человека среду, которая его развивает и которая его подталкивает к тому, чтобы он смотрел далеко за горизонт, в будущее, планировал жизнь не только себя, но и своих детей, своих внуков, последующих поколений.
Поэтому вот эта комплексность в реализации, стратегическом планировании, которое сейчас принято Президентом, на самом деле, и должна помочь нам решить ту задачу, которую сформулировал Президент. Это увеличение коэффициента рождаемости до 2030 года, если мне память не изменяет, до 1,6, а до 2036 года – до 1,8 на каждую семью. Поэтому нам необходимо, как нации, как народу, понять, что вот именно этими очень серьезными усилиями и региональных властей, и федерального центра мы должны создать ту атмосферу, которая позволит нам решить основную, коренную задачу – народосбережения, продолжительности жизни, и, конечно же, того, чтобы нас становилось больше. Эта задача весьма актуальная. И она является основной. Я ее так тоже вижу.
ВОПРОС: Другой важный вопрос, который должен найти свое отражении в доработанных национальных проектах – это, конечно же, здравоохранение. И особенно – детское здравоохранение. С одной стороны, мы наблюдаем как открываются новые и оснащенные поликлиники, детские больницы. Но, с другой стороны, там не хватает врачей, особенно в небогатых регионах, которые не могут предложить финансовые стимулы, как говорится. Это ведь тоже больная тема сегодняшнего дня? Как она будет решаться, есть пути решения?
ОТВЕТ: Есть пути решения, есть наработанные практики. Не секрет – я сейчас нахожусь в командировке на территории Сахалинской области – это один из лучших примеров того, как решить проблему, о которой Вы сказали, нехватки врачей, используя современные методы организации здравоохранения, телеметрических систем, больших данных, обработки этих больших данных, и нейросетевых решений.
Сахалинцы, когда поняли, что им непросто решить задачу по привлечению кадров, они просто посмотрели вглубь этой задачи и переформулировали ее, использовали новые технологии, создав дистанционные возможности для того, чтобы высокотехнологичные методы исследования пришли буквально в каждый, даже отдаленный район, отдаленный от Южно-Сахалинска.
И вот те практики, которые я здесь, находясь в командировке, изучаю, они абсолютно точно указывают на то, что даже в условиях дефицита врачебных кадров, используя современные технологии, используя анализ больших данных, обучая искусственный интеллект, можно компенсировать недостаток врачей. И, перестроив систему организации записи, приема, создав мобильные бригады, которые компенсируют в отдаленных районах недостающих врачей по отдельным профилям, ведя вот это наблюдение за большими статистическими рядами, можно находить решения, которые будут современными, своевременными. И самое главное – они обеспечивают практически 100%-ную доступность каждому жителю, в данном случае Сахалинской области, к медицинским услугам. Это абсолютно так.
Поэтому решения есть. Я полагаю, что эти решения на федеральном уровне постоянно обобщаются, создается новый банк данных, современных решений. И конечно же, они будут применяться на территории всей страны. Но это не отменяет задачи по воспитанию новых поколений наших доблестных медиков, врачей. В профессию должны идти ребята. Это профессия, устремленная в будущее, которое с использованием высоких технологий позволяет сделать медицинскую помощь доступной каждому россиянину, в том числе и маленьким деткам.
Я уже упомянул – по инициативе Президента была построена сеть перинатальных центров, и мы вышли в отдельных регионах, да, наверное, и в целом уже по стране, на показатели детской смертности, которые благоприятнее аналогичных показателей стран Европы и стран других континентов. Поэтому здесь у нас есть очень серьезные заделы, есть очень серьезные наработки. И, как я полагаю, мы стоим на верном пути.
ВОПРОС: Президент сделал акцент на народосбережении во время совещания. Значит ли это, что могут быть разработаны новые меры поддержки для семей с детьми и молодежи? И какие вообще изменения Вы ожидаете в этой области?
ОТВЕТ: Вы знаете, у нас в Российской Федерации, в регионах уже накоплены достаточно серьезные системные решения и по созданию социальных стандартов региональных, и по принятию Социальных кодексов, которые эти стандарты устанавливают. То есть, когда в Российской Федерации федеральный и региональные бюджеты совмещают свои возможности и создают систему, которая окружает каждого человека, каждую семью, в том числе людей, которые входят в жизнь, взрослую жизнь, необходимыми мерами поддержки.
Это связано и с вопросами медицинского обеспечения. Это связано и с вопросами, которые позволяют ребятам выбирать свой путь и получать профильное образование. Это связано с созданием платформ, которые позволяют ребятам заниматься трудоустройством. А из этого уже следует, конечно, следующим шагом создание семьи и возможность обратиться к государственным программам, которые позволяют получать жилье.
Есть огромное количество региональных проектов: Дальневосточный гектар, в Ленинградской области у нас есть Ленинградский гектар, есть отдельные проекты по строительству и софинансированию строительства малоэтажного жилья для жителей отдаленных территорий, районов, сельских территорий. Есть специальные проекты, которые поддерживают представителей малого и среднего бизнеса, фермерские хозяйства.
Страна, на самом деле, нарабатывает вот этот банк успешных проектов. Страна нарабатывает и анализирует эти успешные решения. И я так полагаю, что каждое министерство в сфере своего направления и своей ответственности создает и будет создавать реестр лучших практик, которые можно будет брать и совершенно бесшовно интегрировать на территорию тех регионов, где они еще пока не применяются.
Поэтому вот мы сейчас с вами входим в эру, в эпоху системных решений. Которые позволят решать те непростые задачи, которые стоят перед каждым регионом, перед нашей страной в целом, ну и перед каждым из нас. И заметьте, как очень четко сформулировал Президент свою задачу к тем, кто работает во власти, вне зависимости от ее ветви: мы должны работать так же, как ребята на линии боевого соприкосновения, работать над решением задачи нашей Победы.
Вот поэтому каждому из нас, по сути, дано поручение о том, чтобы мы, каждый на своем месте, каждый в сфере своей ответственности, очень последовательно добивались решения тех задач, которые стоят перед регионами и перед страной в целом.
С видеозаписью выпуска программы «Сказано в Сенате»
телеканала «Вместе-РФ» с комментариями Сергея Перминова можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/video717863660_456239309.