В Совете Федерации обсудили перспективы развития этого рынка жилья в стране.
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Перспективы
развития рынка арендного жилья в Российской Федерации». Провел мероприятие
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
.
«Развитие данного сегмента рынка, в первую очередь, необходимо рассматривать в качестве одного из механизмов обеспечения граждан доступным жильем. В настоящее время основным способом решения жилищного вопроса для граждан является ипотека. Вместе с тем, все мы прекрасно знаем, что у нас значительная доля населения (по разным подсчетам от 30 до 40 процентов семей) ни при какой ставке не может воспользоваться данным механизмом. Поэтому нужно активно развивать альтернативные покупке жилья инструменты, в том числе арендное жилье», — подчеркнул парламентарий.
По его словам, на текущий момент в арендном жилье проживает порядка 13 проц. всех семей. Между тем, по статистическим данным, каждая пятая семья рассматривает аренду как долгосрочное решение жилищного вопроса. Это свидетельствует о высоком интересе к такому жилью.
Не случайно, в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года формирование доступного рынка арендного жилья является одной из стратегических целей развития строительной отрасли на ближайшую перспективу. Достижение указанной цели предполагает строительство арендного жилья в объеме до 5 млн квадратных метров в год.
«Развитый рынок арендного жилья решит жилищный вопрос для значительного количества граждан, а также обеспечит трудовую и жилищную мобильность, позволит привлекать в регионы необходимых специалистов и сформирует для застройщиков и инвесторов новый вид бизнеса со стабильным доходом», — считает Андрей Шевченко.
Вместе с тем, добавил глава Комитета СФ, текущие реалии таковы, что сегодня за редким исключением практически все проекты по строительству арендного жилья некоммерческого использования реализуются при участии средств федерального бюджета. В частности, по поручению Президента РФ реализуется программа «Доступное арендное жилье в Дальневосточном федеральном округе», а также программа предоставления работникам организаций оборонно-промышленного комплекса наемного жилья на льготных условиях.
Сенатор отметил, что наиболее успешно развитием арендного жилья сегодня в стране занимается акционерное общество «ДОМ.РФ» как единый институт развития в жилищной сфере. С его участием реализуются проекты коммерческой, корпоративной, студенческой, льготной аренды. Также ДОМ.РФ является оператором Программы по развитию доступного арендного жилья в Дальневосточном федеральном округе.
Как проинформировал глава Комитета СФ, в рамках подготовки к мероприятию был проведен мониторинг практики строительства в субъектах арендного жилья, в котором принял участие 71 субъект Федерации. «Анализ информации показывает, к сожалению, крайне незначительные объемы возводимого в субъектах арендного жилья. Также регионы отмечают ряд барьеров, препятствующих развитию данного сегмента рынка. Главная проблема – это недостаточность средств региональных бюджетов для самостоятельного развития рынка арендного жилья некоммерческого и социального использования», — подчеркнул Андрей Шевченко.
По его словам, субъекты РФ отмечают также отсутствие системных мер поддержки застройщиков, осуществляющих строительство арендного жилья. Это ведет к отсутствию у них мотивации на строительство такого жилья в связи с длительными сроками окупаемости проектов (примерная окупаемость арендного жилья социального использования составляет более 30 лет, коммерческого использования – 5–6 лет). А получить льготные условия кредитования в целях строительства арендного жилья очень сложно, пояснил сенатор. К сдерживающим факторам, уточнил он, относится также высокая ставка налога на имущество для владельцев недвижимости, предоставляющих жилые помещения в долгосрочную аренду.
Андрей Шевченко обратил внимание на то, что регионы указывают на ряд законодательных барьеров. Так, нормы Жилищного кодекса не позволяют строить и в дальнейшем использовать в качестве арендного жилья не целый дом, а один или несколько подъездов в нем. Кроме того, наемный дом не может находиться в собственности нескольких лиц, что логично в случае коллективного финансирования его строительства. Есть и ряд иных проблем. «С учетом озвученных мною сложностей становится очевидным, что развитие в регионах рынка некоммерческой и социальной аренды невозможно без федеральной поддержки».
В этой связи парламентарий считает необходимым разработать на федеральном уровне программу или комплекс мер по формированию рынка доступного арендного жилья. Прежде всего, нужно предусмотреть поддержку как для застройщиков, так и для граждан-нанимателей. «Для застройщиков это может быть софинансирование проектов, налоговые льготы, субсидирование ставки по кредитам, а также выпадающих доходов. А для граждан-нанимателей – предоставление адресных субсидий на аренду жилья гражданам с низким доходом».
По словам Андрея Шевченко, требует отдельной проработки вопрос создания действенных механизмов проектного кредитования застройщиков в целях строительства ими арендного жилья, а также их последующего ипотечного кредитования для погашения проектного кредита или приобретения арендного дома. Кроме того, сенатор считает возможным рассмотреть направление корректировки положений жилищного законодательства по формированию более гибких условий строительства и последующей эксплуатации арендного жилья.
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин рассказал о ситуации в отрасли и перспективах развития такого направления, как арендное жилье.
«В регионах наблюдается отсутствие маневренного фонда. По сути, некоммерческий наём и наём жилья в целом – это тот инструмент, который может позволить сформировать такой вид наёмного жилья без права приватизации, который можно было бы в случае чрезвычайных ситуаций использовать как маневренный фонд. По‑другому его сформировать сложно», — сказал Никита Стасишин.
Заместитель главы Минстроя отметил, что подобный фонд также важен для тех, кто по разным причинам не может позволить себе жилье по любой ипотечной ставке, а также для граждан, имеющих накопленные финансовые обязательства. Говоря о причинах, которые тормозят указанные процессы, он отметил источники финансирования при создании такого жилья и обеспечение его инфраструктурой.
В ходе заседания его участники обсудили развитие в стране рынка арендного жилья, в том числе таких его форм, как коммерческая, корпоративная, студенческая и льготная аренда, исполнение поручений Президента Российской Федерации по строительству арендного жилья, а также совершенствование законодательного регулирования данного сегмента рынка.
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства промышленности и торговли РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заместитель Генерального директора «Дом.РФ» Денис Филиппов, президент ассоциации «Нострой» Антон Глушков, институтов развития, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества.