Американские деловые круги заинтересованы в развитии торгово-экономического сотрудничества с Россией, и этот интерес совпадает с государственной экономической политикой США, заявил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, выступая на XXI российско-американском семинаре в Санкт-Петербургском государственном университете.
Перспективы политики «перезагрузки» в отношениях Москвы и Вашингтона сенатор видит именно в области экономических отношений. «Перезагрузка» началась с договора о СНВ, то есть с разоруженческой тематики, — напомнил он. — Раздавались голоса в поддержку продвижения «перезагрузки» в рамках именно этой составляющей отношений. Но было ясно, что на этом направлении мы столкнемся с трудно преодолимыми барьерами, что и показала ситуация с ЕвроПРО». «Уверен, что, если перезагрузка российско-американских отношений будет продолжаться, то, главным образом, за счет развития торгово-экономических отношений, — подчеркнул М.Маргелов. В наше время экономика в большей степени определяет политику, а не наоборот».
В связи с этим, глава Комитета по международным делам подверг критике нынешний уровень двустороннего сотрудничества в экономической сфере. «Накопленных американских инвестиций в российской экономике — 7 млрд. долларов, а российских инвестиций в США — 7,8 млрд. долларов. Если наши инвестиции за океаном сравнить с инвестициями сопоставимых с Россией экономик, то мы вкладываем в США в 20–30 раз меньше», — констатировал он.
Российская экономика занимает девятое место в рейтинге крупнейших экономик мира. «Это привлекательный рынок для американских компаний, в том числе для сохранения и увеличения рабочих мест в США, — убежден сенатор. — Но об односторонней экспансии не может быть и речи. Россия присоединяется к ВТО, следовательно, полноценно интегрируется в мировой рынок, и ей есть с чем на него выйти».
Присоединение России к ВТО открывает хорошие возможности для увеличения объемов российско-американской торговли и взаимных капиталовложений. Например, экспорт американских товаров и услуг в РФ, по оценке М.Маргелова, «потенциально в ближайшие пять лет может удвоиться». Но эти прогнозы станут реальностью лишь в случае отмены «позорной по нынешним меркам поправки Джексона-Вэника», заметил сенатор. Если же в законодательстве США сохранится режим дискриминационных ограничений по отношению к РФ, то «американские компании, в отличие от компаний из других стран-членов ВТО, не будут защищены от российских тарифов и прочих возможных препятствий, им будет трудно конкурировать». По словам главы Комитета СФ по международным делам, американский бизнес уже осознает этот факт. «В США действует Коалиция за российско-американскую торговлю, в которую входит промышленный и сельскохозяйственный бизнес, а также компании из сферы услуг, — рассказал он. — Это объединение ратует за предоставление России режима постоянных нормальных торговых отношений с США». По мнению сенатора, важно, чтобы решение Вашингтона по этому вопросу не носило односторонний характер. «Нам нужно соглашение о свободной торговле с США, о режиме наибольшего благоприятствования», — пояснил он.
М.Маргелов также обратил внимание, что «правовая база „перезагрузки“ в области торгово-экономических отношений до сих не доработана ни в США, ни в России». «Основные договоренности между нашими странами в этой сфере заключены довольно давно и нуждаются в пересмотре в сторону интересов бизнеса», — полагает сенатор. Несовершенным ему кажется и «правовое поле для взаимной защиты инвестиций».