Сенатор стал соавтором проекта федерального закона.
Заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
, сенаторы РФ Мухарбий Ульбашев
Ульбашев
Мухарбий Магомедовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
, Алексей Синицын
Синицын
Алексей Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса
,
Александр Шендерюк-Жидков
Шендерюк-Жидков
Александр Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калининградской области
, Артем Шейкин
Шейкин
Артем Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
и депутаты Государственной Думы вносят законопроект «О внесении
изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20
Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в связи с внедрением
цифрового рубля».
Николай Журавлев отметил, что в 2023 г. внесены комплексные изменения в федеральное законодательство, направленные на внедрение в оборот цифрового рубля. Банком России в пилотном режиме была запущена платформа цифрового рубля.
Вместе с тем, сформированные ранее правовые основы функционирования платформы не предусматривают исполнение антиотмывочных требований при совершении операций с цифровыми рублями, сказал сенатор.
«В этой связи законопроектом предлагаются изменения
в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с целью
распространения его требований на кредитные организации — участников платформы
и оператора платформы — Банк России», — сообщил вице-спикер СФ.
Предусматривается многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований, предполагающая вовлечение как кредитных организаций, так и непосредственно Банка России.
В частности, за Банком России закрепляются обязанности на постоянной основе реализовывать меры, предусмотренные политикой платформы цифрового рубля — специальным внутренним документом, регламентирующим «противолегализационную» политику на платформе.
Эти меры включают, в том числе, назначение должностного лица, ответственного за реализацию политики платформы цифрового рубля, оценку уровня риска совершения подозрительных операций пользователями платформы, а также в случае необходимости — замораживание (блокирование) денежных средств.
Одновременно Банк России наделяется правом отказаться в определенных случаях от заключения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы, отменить совершение операции в случае, если у работников оператора платформы возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Кроме того, продолжил вице-спикер СФ, за участниками платформы (кредитными организациями) сохраняется требование о проведении идентификации клиентов — пользователей платформы и закрепляется обязанность передавать их идентификационные данные оператору платформы.
Также законопроектом предусматривается новый вид обязательного контроля для кредитных организаций, обусловленный совершением операций по зачислению или списанию денежных средств со счета цифрового рубля и соответственно списанием или зачислением указанных средств на банковский счет или электронный кошелек клиента.