Все новости

В новую редакцию Гражданского кодекса нужно включить требование раскрывать конечного бенефициара оффшорных компаний, считает Александр Савенков

В новую редакцию Гражданского кодекса нужно включить требование раскрывать конечного бенефициара оффшорных компаний, считает Александр Савенков.


Российские парламентарии активно обсуждают меры, повышающие прозрачность вывоза капитала из РФ. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Александр Савенков на встрече с делегацией Стортинга Королевства Норвегия во главе с председателем Контрольно-конституционного комитета Андерсом Анундсеном.

Сенатор констатировал, что показатели оттока капитала из РФ остаются достаточно высокими и потому необходимо повышать прозрачность финансовых потоков. «Сейчас рассматривается новая редакция Гражданского кодекса, и идет дискуссия о том, целесообразно ли включать в нее положение об обязательном раскрытии конечного бенефициара – физического или юридического лица», — отметил А.Савенков. По его мнению, эффективно строить экономику в отсутствие этого требования невозможно. Работающий в оффшорах российский бизнес прибегает к услугам иностранных юридических компаний, и зачастую за рубежом о его деятельности, включая конкретные банковские счета и наименования юрлиц, знают больше, чем в России, отметил заместитель председателя Комитета СФ.

«А мы можем получить эту информацию только в случае возбуждения уголовного дела и запуска соответствующей судебной процедуры. Это неправильно: государство должно понимать, что в российском бизнесе действительно принадлежит гражданам РФ, а что только имеет русское название», — добавил сенатор.

Вместе с тем, он признал, что пока нет единого мнения в поддержку введения этой нормы. «В настоящее время в Государственной Думе находятся на рассмотрении два проекта закона, предусматривающих запрет госслужащим иметь вклады и собственность за рубежом. Если в итоге будет принят более жесткий вариант, то не исключено, что впоследствии будет принята и более жесткая редакция Гражданского кодекса», — полагает А.Савенков.

Сенатор также выступил за разработку «кодекса корпоративной этики». «Подавляющее число крупных мошенничеств и экономических преступлений, в том числе, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, невозможно совершить без участия в преступной группе опытных юристов и финансистов. Конечно, обеспечить безупречность всего юридического сообщества невозможно. Поэтому важно, в первую очередь, сосредоточиться на юристах, работающих в госсекторе – правоохранительном блоке, парламенте, министерствах и ведомствах, госпредприятиях», сказал А.Савенков.

Говоря об уже принятых на законодательном уровне мерах по противодействию коррупции, сенатор заметил, что «основной массив специального законодательства в этой сфере начал формироваться в России в последнее десятилетие». «Нормы, препятствующие совершению мошенничества и экономических преступлений, существовали и в советский период. Но как отдельное социальное явление коррупция прежде не рассматривались», — пояснил он.

А.Савенков обратил внимание, что сегодня все российские госслужащие обязаны отчитываться о своих доходах. «Рассчитываем до конца года принять закон о контроле над расходами всех чиновников», — сообщил он. «Кроме того, российский парламент последовательно расширяет функции контрольных органов. В частности, за последнее время значительно возросла роль и статус Счетной палаты России», — отметил сенатор. При этом он подчеркнул, что законы в этой области принимаются с учетом мнения общественности, профессионального сообщества и регионов РФ.

Помимо развития внутреннего антикоррупционного законодательства Россия активно присоединяется к международным механизмам борьбы с коррупцией. По словам А.Савенкова, уже ратифицированы все международные конвенции в этой области, идет интенсивное сотрудничество с Группой стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), выполнены почти все процедуры, связанные с присоединением РФ к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, Россия продолжает оставаться в середине второй сотни в рейтинге стран по транспарентности экономики, подчеркнул заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. «Нас не может удовлетворять восприятие инвестиционного климата и правового положения в России, которое активно тиражируется на международной арене», — добавил он. В этой связи сенатор призвал норвежских коллег строить отношения с РФ на основе доверия и понимания.