Сенатор провел круглый стол, посвященный правовому закреплению возможности использования доказательств в электронной форме.
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин
Башкин
Александр Давыдовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
провел круглый стол «Законодательное
закрепление возможности использования доказательств в электронной форме как
перспективное направление цифровизации производства по делам об административных правонарушениях».
Сенатор напомнил, что первые шаги в направлении цифровизации производства по делам об административных правонарушениях и, соответственно, изменения в процессуальной части КоАП РФ были реализованы в 2007 году и касались цифровой фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Александр Башкин обратил внимание на то, что в административно-процессуальном законодательстве, смежных отраслях определения электронного доказательства не содержится.
При этом он указал, что с точки зрения юридической науки принято считать электронными доказательствами сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, выполненные в цифровой, звуковой, видео- или иной форме. «Иными словами, электронное доказательство – это информация, зафиксированная на электронном носителе в виде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная для передачи во времени и пространстве с использованием технических средств».
Принципиально важным, сенатор назвал то, что электронная информация, используемая в качестве доказательства, рассматривается в неразрывной связи с ее реквизитами, позволяющими определить (идентифицировать) данную информацию и ее носитель.
По словам Александра Башкина, в действующем процессуальном законодательстве вопросы использования сведений, зафиксированных с использованием различного вида цифровых технологий регулируются в статьях, посвященных письменным доказательствам: статья 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статья 70 Кодекса административного судопроизводства РФ. При этом, уточнил сенатор, несмотря на тенденцию к унификации гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, в различных кодексах определения письменного доказательства в электронной форме различаются. В частности, АПК РФ гласит, что это могут быть «иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа».
Как отметил парламентарий, современная ситуация с регулированием порядка использования электронных документов в рамках производства по делу об административных правонарушениях может быть сопоставлена с процессом цифровизации сферы рассмотрения обращений граждан. В настоящее время правовое регулирование в этой области является наиболее соответствующим современным цифровым реалиям. Например, в службе судебных приставов ответы на обращения граждан формируются с помощью искусственного интеллекта.
Как считает Александр Башкин, необходимо унифицировать нормы процессуальных кодексов и нормы законодательства, которые допускают создание электронных документов. Унификация этих норм позволит четко определить критерии отнесения потенциальных электронных документов к числу допустимых доказательств, подчеркнул он.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители субъектов РФ, профессионального и экспертного сообщества.