Сенаторы и эксперты обсудили вопросы повышения эффективности извлечения драгоценных металлов из отходов добычи полезных ископаемых.
Заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков
Широков
Анатолий Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области
провел совещание на тему
«Эксплуатация техногенных россыпей твердых полезных ископаемых в контексте
поступательного развития регионов Дальнего Востока и Арктики». Мероприятие организовано совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете
Федерации.
«Наши северные и дальневосточные территории являются кладовыми полезных ископаемых. При этом там добываются не только энергоресурсы, но и драгоценные металлы, в том числе золото. Его добыча, являясь важнейшей отраслью горного комплекса России, обеспечивает значительную долю доходов федерального бюджета и золотовалютных запасов нашей страны», — подчеркнул Анатолий Широков.
Сенатор отметил, что только в 2022 г. из техногенных ранее отработанных месторождений было добыто без малого 5 тонн золота или более пяти с половиной процентов от добычи россыпного золота по всей стране. По оценке специалистов, в Дальневосточном макрорегионе сосредоточено более 25 млрд кубических метров горной массы с предполагаемыми ресурсами от 2,5 до 3,0 тыс. тонн россыпного золота, пригодными к отработке с извлечением металла. Таким образом, техногенные россыпные месторождения — существенный резерв минерально-сырьевой базы благородных металлов, сказал он.
По словам Анатолия Широкова, Совет Федерации уже обращал внимание на необходимость включения понятия «техногенные россыпи» в законодательство о недрах, но пока оно не определено.
При этом, напомнил парламентарий, с 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон, направленный на вовлечение в промышленное использование отходов недропользования. Им устанавливается, что пользователь недр вправе использовать отходы недропользования, образовавшиеся на предоставленном в пользование участке недр, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования.
Сенатор также отметил, что для стимулирования недропользователей с 1 января 2023 г. при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен нулевой коэффициент при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов.
Вместе с тем, считает Анатолий Широков, принятые меры не в полной мере позволяют решить вопрос вовлечения в промышленное использование отходов недропользования, в том числе техногенных объектов россыпного золота. Так, например, согласно действующей на данный момент нормативно-правой базе, отходы горного производства, которые остались после отработки россыпных месторождений, следует рассматривать как новые месторождения, что требует оформления и согласования документов в Минприроды России. Оно может занять порядка трех лет и является дорогостоящим, поскольку предполагает предварительное проведение геологоразведочных работ, добавил он.
В рамках обсуждения были рассмотрены вопросы повышения эффективности отработки и извлечения драгоценных металлов из отходов добычи полезных ископаемых.
В мероприятии приняли участие заместитель
председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов,
Борисов
Егор Афанасьевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия)
сенаторы
РФ, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, заместитель Министра природных
ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, заместитель
руководителя Федерального агентства по недропользованию Асламбек Гермаханов, представители законодательных и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ, территории которых входят в состав
ДФО и Арктической зоны РФ, а также общественных организаций, научного и экспертного
сообщества.