Попытки искусственно ускорить перемены, тем более насильственным путем, только отбрасывают назад – Валентина Матвиенко.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела урок истории в московской гимназии № 1543, посвященный реформам императора Александра II. Спикер предложила учащимся 10 «Г» класса четвертой в столичном рейтинге школы посмотреть на этот предмет не только как на изучение событий прошлого, но и как на основу для понимания современности, воспитания социальной и политической зрелости, формирования гражданской позиции в обществе.
«Только через изучение отечественной истории можно стать полноценным гражданином своей страны. Только приобщение к ней рождает чувство любви к Отечеству, гордости за него, желание внести свой вклад в процветание страны», — сказала глава палаты. Она указала на важность знаний как о достижениях, так и неудачах, в прошлом для современного развития страны, укрепления ее авторитета. «История – это не только знание прошлого, но и умение извлекать из него уроки для настоящего и будущего», — подчеркнула В.Матвиенко.
Именно под этим углом зрения она проанализировала преобразования императора Александра II. Спикер СФ, отметив, что накануне отмены крепостного права 23 из 65 миллионов (то есть порядка 40 процентов) населения России находились в крепостной зависимости, обратила внимание школьников, что эта реформа позволила раскрыть огромный потенциал страны. Было обеспечено ускорение социально-политического и экономического развития России на длительную перспективу. В.Матвиенко подчеркнула, насколько важна личная и экономическая свобода для прогресса страны. Тем самым, освобождение крестьян действительно стало политической и социальной реформой исторического масштаба. Однако тот факт, что крестьян освобождали в основном без земли, не позволил создать новый класс собственников–фермеров. Это в конечном итоге стало одной из основных причин революции, отметила спикер СФ. По ее мнению, и сегодня создание фермерских хозяйств необходимо для развития аграрной отрасли.
Говоря о земской реформе, В.Матвиенко сопоставила ситуацию во второй половине XIX века с нынешним положением на местах, когда из‑за отсутствия должного финансирования, необходимого для решения местных проблем, замедляется социально-экономическое развитие территорий. При этом она напомнила, что после земской реформы началось динамичное обустройство российских территорий – строительство школ, больниц, дорог. Спикер СФ рассказала школьникам, что руководство России сегодня как раз продумывает механизм децентрализации власти — передачи в регионы более широких полномочий, но обязательно подкрепленных источниками финансирования. В итоге класс пришел к выводу, что успешная земская реформа 150-летней давности может служить примером для современной России.
В.Матвиенко указала на передовой характер судебной реформы, вследствие которой в России появилась состязательность сторон, суд присяжных, мировой суд, адвокатура. «Российское судопроизводство того времени было одним из самых передовых в мире», — заметила она. «Сегодня тоже надо много сделать для развития судебной системы, — признала В.Матвиенко. — Суды должны вызывать доверие у населения, быть гуманными, профессиональными».
Спикер СФ также обратила внимание школьников на эффективность реформы Александра II в сфере народного просвещения. Принятые меры позволили в короткие сроки подготовить необходимое число высококвалифицированных специалистов для основных, в том числе, новейших отраслей российской экономики, сказала она. «В конце XIX века русские инженеры-путейцы считались вторыми в Европе по квалификации после бельгийцев. Это было результатом реформы, создавшей предпосылки для создания технических университетов, институтов, мотивировавшей молодежь на необходимые для экономики специальности», — пояснила спикер СФ. Она напомнила учащимся, что сегодня в стране идет активное обсуждение путей совершенствования отечественной системы образования, в парламенте находится проект нового закона «Об образовании в РФ». «И сейчас реформа образования должна быть направлена на то, чтобы появлялись специалисты, которые могут реализовать программу модернизации страны», — убеждена глава палаты.
Общий вывод из проведенного спикером вместе с учениками анализа реформ XIX века В.Матвиенко сформулировала следующим образом: «Реформы должны быть продуманными, понятными обществу, постепенными и неуклонными, последовательными. Главный враг реформ – экстремизм любого толка и терроризм как его крайнее проявление. Попытки искусственно ускорить перемены, тем более насильственным путем, только отбрасывают назад, приводят к разрушению достигнутого».
* * *
Проведение школьного урока истории продолжает серию мероприятий в рамках Года истории в России, в которых участвует спикер Совета Федерации. Ранее она встретилась с преподавателями истории общеобразовательных школ и учеными-историками. Учитель истории московской гимназии № 1543 Леонид Кацва был среди них и пригласил спикера СФ провести открытый урок его классу.