В Совете Федерации обсудили вопросы совершенствования контроля за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Первый заместитель Председателя Совета
Федерации Андрей Турчак
Турчак
Андрей АнатольевичГлава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
провел заседание
Совета по местному самоуправлению при СФ совместно с Комиссией по мониторингу
законодательства России в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Участники обсудили вопросы совершенствования контроля
(надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных
учреждений.
Первый вице-спикер СФ напомнил, что в апреле на заседании Президентского Совета по МСУ глава государства дал ряд поручений, прежде всего, направленных на расширение практики профилактических мер. По словам Андрея Турчака, за последние годы проведена большая работа по ограничению пределов и детализации механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в отношении МСУ. «Сейчас Правительство подготовило проект Концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. Ключевая новация документа в том, что он закрепляет ответственность контролеров не только за качество надзора и безопасность, но также за экономическое развитие и рост муниципальных образований».
Вместе с тем, добавил Андрей Турчак, от муниципалитетов продолжают поступать жалобы на засилье предписаний, запросов, установление сжатых сроков для ответов, непосильную «штрафную» нагрузку на местные бюджеты.
Первый вице-спикер СФ предложил внести ряд изменений. «Надо законодательно прописать весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса, и выстроить постоянное рабочее взаимодействие контрольно-надзорных органов и муниципалитетов». В частности, речь идет о совместной подготовке «дорожных карт» по устранению нарушений без применения принудительных или карательных мер.
Андрей Турчак обратил внимание, что действующие нормы Бюджетного кодекса чётко регламентируют порядок исполнения судебных актов о взыскании средств: исполнительные документы поступают сразу в финансовый орган, который их централизованно исполняет. «Однако зачастую суд напрямую не взыскивает деньги, а обязывает муниципалитет выполнить конкретные действия, например, предоставить жилое помещение, отремонтировать дорогу, обустроить уличное освещение. При этом порядок исполнения таких решений в Бюджетном кодексе не раскрыт. Обязанность финансового органа обеспечить учет и исполнение этих актов не закреплена», — пояснил сенатор, отметив необходимость предусмотреть такие положения.
Он предложил усилить защиту муниципальных должностных лиц от ответственности, если сразу исполнить возложенные полномочия или требования у них не получается по уважительным причинам, а также с учетом непростой кадровой ситуации на местах смягчать подходы к наложению дисциплинарных и материальных мер ответственности по актам реагирования.
Первый заместитель Председателя СФ подчеркнул важность выстроить эффективное взаимодействие контрольно-надзорных органов и МСУ. «Оно должно быть направлено не на наказание и штрафы, а на совместную работу по устранению проблем и рисков, влияющих на качество жизни людей».
Председатель Комитета Совета Федерации
по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Комиссии
СФ по мониторингу законодательства России в сфере государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля Вячеслав
Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
обратил внимание на работу по снижению административной нагрузки
на контролируемые лица. Сенатор добавил, что в отношении муниципального
контроля, который находится в сфере действия Федерального закона № 248-ФЗ о контрольно-надзорной деятельности, распространяются все преимущества «умного»
контроля.
Вячеслав Тимченко проинформировал, что взаимодействие с Правительством, представителями Минэкономразвития, который является регулятором контрольно-надзорной деятельности, помогает донастроить новую систему контроля. Он отметил, что на ряд видов контроля, в том числе публичный, не распространяются новые подходы контрольно-надзорной деятельности. По его словам, в базовом 131-ФЗ закреплено 16 полномочий муниципалитетов, за которые они несут ответственность, и контроль их исполнения должен осуществляться в полном объеме. «Однако системный анализ федерального законодательства показывает, что в еще более 170 отраслевых законах записан свыше 200 «довесков» полномочий, на исполнение которых у муниципалитетов не рассчитаны средства. И при этом надзорные органы зачастую руководствуются нормами именно отраслевых законов». Сенатор предложил провести ревизию всех полномочий МСУ, заложенных в отраслевом законодательстве.«С учетом предложений местных органов было принято решение заменить плановые проверки в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов на обязательные профилактические визиты. Поступали предложения о введении аналогичного механизма в отношении других социальных объектов. Если это будет учтено, то, практически, все учреждения социальной сферы будут охвачены необременительным обязательным профвизитом, срок проведения которого, обращаю внимание, не более 1 дня, вместо плановых проверок», — сказал сенатор.Глава Комитета СФ считает, что нужно поддержать предложение законодательно закрепить распространение нового порядка контроля и на публичный контроль в отношении органов МСУ. «Прежде всего, это введение риск-ориентированного подхода, приоритета профилактики, внедрение системы досудебного обжалования решений контролеров».Вячеслав Тимченко выступил с предложением провести расширенное совещание под руководством Генерального прокурора РФ Игоря Краснова с участием представителей общественных организаций, руководителей муниципальных и региональных властей для обсуждения актуальных предложений.
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
рассказал
о предложениях, основанных на информации из регионов. В частности, при
вынесении контрольными органами требований, установлении штрафов и сроков в обязательном порядке необходимо учитывать фактические возможности
муниципалитетов, их финансовые, кадровые и другие ресурсы. «Также мы
рекомендуем оптимизировать работу по запросам о получении информации
госорганами. Многие муниципалитеты указывают на то, что на постоянной основе
запрашивается информация, которая размещена в официальных источниках и является
общедоступной».
Кроме того, сенатор полагает необходимым расширять применение электронного документооборота при взаимодействии контрольно-надзорных органов с муниципалитетам. По его словам, необходимо подумать и над созданием единого реестра предписаний, выносимых в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц.
«Следует ориентировать регулирование контроля и надзора на предупреждение привлечения органов местного самоуправления к ответственности и активизировать проведение органами контроля профилактических мероприятий», — сказал Андрей Шевченко.
Говоря об оценке работы контрольных органов, сенатор подчеркнул необходимость исключить увязку результатов такой деятельности с количеством выявленных нарушений и вынесенных по ним мер реагирования. При этом Андрей Шевченко сообщил об эффективности создания в регионах межведомственных рабочих групп. По его словам, такая практика позволяет вырабатывать согласованные подходы к устранению выявленных нарушений и предупреждению совершения новых.
В обсуждении предложений участвовали статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель Руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, представители Министерства финансов РФ, Генеральной прокуратуры РФ, региональных и муниципальных властей.