Сенаторы обсудили итоги экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты РФ в сфере теплоснабжения.
В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в рамках которого был рассмотрен вопрос «Об итогах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации, направленного на анализ факторов, влияющих на увеличение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований при выполнении отдельных полномочий в сфере теплоснабжения».
Провел мероприятие председатель Комитета СФ Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
.
Как отметил сенатор, профильным Комитетом СФ налажено конструктивное взаимодействие со Счетной палатой. «Наша встреча проходит в новом формате. Вопросы государственной жилищной политики и модернизации коммунальной инфраструктуры находятся в зоне постоянного внимания нашего Комитета, они часто выносятся для обсуждения в рамках проведения в Совете Федерации Дней субъектов», — отметил законодатель.
«Достижение целей в сфере жилищного строительства неразрывно связано с необходимостью строительства новых или модернизацией имеющихся объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов теплоснабжения. Субъекты РФ обращают внимание на то, что высокий износ основных производственных фондов и эксплуатация устаревшего технологического оборудования приводят к потерям и высокой себестоимости производства тепловой энергии. Все это ложится тяжелым бременем на бюджеты регионов и требует финансовой поддержки за счет федерального бюджета», — подчеркнул Андрей Шевченко.
Аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова рассказала об основных результатах проделанной работы. Среди существующих проблем она указала на то, что в настоящее время законодательно не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за координацию деятельности органов исполнительной власти, участвующих в реализации госполитики в сфере теплоснабжения. Кроме того, каждый из органов публичной власти ответствен только за отдельный сектор этой сферы. Например, за органами МСУ закреплено полномочие по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов с численностью населения менее 500 тыс. человек, при этом установление тарифов относится к полномочиям федеральных и региональных органов власти. В результате отсутствует взаимоувязка схем теплоснабжения и финансовой части инвестиционных проектов, источники финансирования которых зависят от величины установленного тарифа.
Также Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов МСУ отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов. Вместе с тем, не определены понятие «организация обеспечения надежного теплоснабжения» и конкретный состав мероприятий по реализации этого полномочия. В результате отсутствуют единые подходы к осуществлению органами МСУ указанного полномочия.
Счетная палата РФ предлагает рассмотреть вопрос о закреплении на законодательном уровне понятия «организация обеспечения надежного теплоснабжения», а также состава мероприятий, направленных на реализацию полномочия органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения.
В ходе заседания также был рассмотрен принятый Государственной Думой 12 июля текущего года Федеральный закон о внесении изменений в статьи 57 и 166 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Этот документ направлен на решение отдельных проблем предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также проблем организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – объектах культурного наследия. В частности, вносится изменение, согласно которому по решению органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть предоставлено жилое помещение в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования при наличии согласия таких граждан в письменной форме. Таким образом, наряду с действующим положением о праве граждан на предоставление жилого помещения в ином населенном пункте в случаях их переселения из аварийного жилищного фонда аналогичная возможность устанавливается и для граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Введение этой новации позволит ускорить получение жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма, а также позволит органам публичной власти повысить эффективность планирования деятельности по строительству жилья и жилищному обеспечению граждан.
Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендовал Совету Федерации одобрить указанный Федеральный закон.
В мероприятии приняли участие представители Счетной палаты РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, профильных министерств и ведомств .