Круглый стол провел А .Жуков.
Комитет СФ по экономической политике организовал круглый стол по теме «Земельный контроль: правовые и экономические аспекты».
Смотрите также
Член Комитета СФ Александр
Жуков
Жуков
Александр Аркадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия
напомнил в своем вступительном слове, что земельный контроль
осуществляется на федеральном и муниципальном уровнях. Органы исполнительной
власти субъектов РФ (за исключением городов федерального значения) не наделены
полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля (надзора), однако
они могут оказывать поддержку органам местного самоуправления в проведении
муниципального земельного контроля.
Сенатор рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются в регионах при осуществлении муниципального земельного контроля, часть из которых требует законодательного решения.
«Так, например, статья 72 Земельного кодекса не регламентирует порядок действий органов МСУ, осуществляющих муниципальный земельный контроль. Не определены полномочия органов МСУ по предъявлению требований об устранении выявленных, а также о возмещении вреда, причиненного земельным участкам. Кроме того, действующее законодательство не позволяет привлечь недобросовестных собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий различного значения. Также, исходя из судебной практики требует уточнения в законодательстве момент выявления административного правонарушения», — пояснил Александр Жуков.
Участники обсуждения обратили внимание на то, что в настоящее время у муниципальных инспекторов отсутствует возможность предметного рассмотрения обращений (жалоб), поступающих в органы МСУ, поскольку постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. введен мораторий на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом в 2022–2023 годах.
При этом, по сообщениям администраций муниципальных образований, значительное количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований не исполняется, рычаги воздействия отсутствуют. Законодательством не предусмотрено право органа муниципального контроля на обращение в суд с заявлением о понуждении исполнить выданное при осуществлении муниципального земельного контроля предписание. В результате, снижается эффективность муниципального земельного контроля.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий в своем выступлении отметил приоритет профилактических мероприятий в работе ведомства. Так, если в 2020 году их было проведено более 106 тысяч, в 2021 году – более 116 тысяч, в 2022 году – более 187 тысяч.
В мероприятии приняли участие представители Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Генеральной прокуратуры РФ, субъектов Федерации, экспертного и предпринимательского сообщества.
Прозвучавшие в ходе мероприятия предложения будут учтены в работе Комитета СФ по экономической политике.