Документ представил В. Полетаев.
На 544-м заседании сенаторы одобрили Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», внесенный Президентом РФ.
Смотрите также
Документ
представил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев.
Полетаев
Владимир Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай
Федеральный закон направлен на комплексное урегулирование отношений в области гражданства. Устанавливаются основные принципы гражданства, основания его приобретения и прекращения, полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.
Федеральный закон расширяет перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации: по рождению, в результате приема в гражданство РФ, в результате выбора гражданства РФ при изменении Государственной границы России, в соответствии с международными договорами.
В частности, в результате обновления института признания гражданства, ставшего самостоятельным основанием приобретения гражданства, гражданство РФ сможет приобрести более широкий круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории РФ по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Россию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР, военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или России и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГосударств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети.
Также оговаривается, что до дня вступления закона в силу гражданами Российской Федерации могут быть признаны лица без гражданства, а также при определённых условиях их дети, которые ранее получили паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации, но не приобрели гражданство в установленном порядке.
К соискателям гражданства Российской Федерации предъявляются требования о пятилетнем сроке постоянного проживания в Российской Федерации (со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и до дня подачи заявления о приеме в гражданство), владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, а также об отсутствии обстоятельств, являющихся основанием отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. По сравнению с действовавшим законодательством из общих требований исключается необходимость подтверждения соискателем законного источника средств к существованию.
Федеральный закон расширяет полномочия Президента РФ в области гражданства Российской Федерации. Помимо утверждения Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства за Президентом РФ закрепляются полномочия по приему в гражданство в исключительном порядке, по определению категорий лиц, принимаемых в гражданство Российской Федерации не только в гуманитарных (как в настоящее время), но и в иных целях без учета всех или нескольких общих требований, по установлению иных требований и условий приема в гражданство Российской Федерации. В определенных случаях Президент Российской Федерации принимает решения о прекращении гражданства Российской Федерации и согласовывает отдельные решения о прекращении гражданства Российской Федерации, принятые другими уполномоченными органами.
В отношении лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, все решения по вопросам гражданства будет принимать федеральный орган исполнительной власти в сфере международных отношений и дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации.
Исключается институт отмены решений о приеме в гражданство и уточняется институт прекращения гражданства Российской Федерации, устанавливаются его основания и порядок, а также определяются полномочные органы, принимающие решение о прекращении гражданства Российской Федерации.
Помимо добровольного волеизъявления в качестве самостоятельных оснований прекращения гражданства Российской Федерации выделяются: сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство, выразившееся, в том числе, в совершении преступления (приготовления к преступлению или покушению на преступление), а также действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, установление факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о признании гражданства или приема в гражданство.
В частности, в целях противодействия угрозе безопасности Федеральный закон расширяет перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства у лиц, приобретших гражданство России в результате признания гражданином РФ на основании федерального конституционного закона, международного договора или приема в гражданство России. Помимо установленного в законодательстве действующего перечня преступлений террористической направленности в этот перечень включены преступления против половой неприкосновенности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, правосудия, порядка управления, военной службы, мира и безопасности человечества, а также преступления, сопряженные с экстремистской деятельностью.
При этом Федеральный закон не допускает возможность прекращения гражданства России, приобретенного по рождению.
Установлены дополнительные механизмы защиты детей, в том числе, и рожденных от граждан Российской Федерации на территории иностранного государства, в части возможности их приема в гражданство России на основании обращения в уполномоченный орган за пределами территории или на территории РФ с заявлением о приеме в гражданство по упрощенной процедуре одним из родителей (усыновителей), являющимся гражданином Российской Федерации или приобретающим гражданство РФ без соблюдения существующего в настоящее время требования об обязательном согласии второго родителя (усыновителя) – иностранного гражданина.
Еще одним механизмом защиты детей является введение безусловного оформления гражданства России по рождению у тех из них, кто усыновлен гражданами РФ, а также безусловное сохранение гражданства РФ ребенком, усыновленным (удочеренным) иностранным гражданином. Гражданство такого ребенка может быть прекращено по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя в установленном порядке, если это не противоречит интересам ребенка.
В ходе работы над проектом федерального закона в его тексте были учтены поправки, внесенные сенаторами Российской Федерации, отметил Владимир Полетаев.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.