Все новости

А. Терентьев: Сегодня Россия фактически меняет ход истории

О новой геополитике и роли России в мире, особенностях работы сенаторов и востребованности опыта Татарстана на федеральном уровне рассказывает сенатор Российской Федерации от Татарстана Александр Терентьев в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову.


Вы долгое время отвечали за проведение внутренней политики в Татарстане. Насколько изменились задачи и сфера вашей деятельности сегодня, когда вы стали сенатором от Татарстана?

Я бы не стал резко делить работу – на здесь и там. На мой взгляд, деятельность в Совете Федерации является неким логическим продолжением той работы, которой я занимался в Татарстане, возглавляя направление внутренней политики Администрации Президента РТ.

Совет Федерации – верхняя палата парламента РФ, отражающая федеративный характер государственного устройства России. Каждый субъект Федерации представлен здесь двумя сенаторами – от законодательной и исполнительной власти субъекта. Они выражают интересы и чаяния, которыми живет регион. Круг вопросов, рассматриваемых в Совете Федерации, мне близок и понятен, так или иначе он связан с моим предыдущим жизненным и профессиональным опытом. Отличие только в том, что здесь происходит несколько более общее осмысление процессов, происходящих в регионах и стране в целом. К примеру, комплекс вопросов, связанных с межнациональными отношениями, рассматривается и решается в соответствующем Совете при Совете Федерации. Я вошел в его состав и уже подключился к текущей повестке дня с учетом имеющихся наработок. Это важные и актуальные вопросы сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Они были и остаются актуальными.

Сегодня на федеральных площадках обсуждается стратегия государственной национальной политики, в частности звучат мнения о необходимости ее серьезного обновления. Есть мнение, что нужно разработать какие‑то новые подходы. В этом отношении я все‑таки являюсь сторонником более аккуратного отношения к уже существующей стратегии. Этот документ вырабатывался достаточно сложно, формировался с учетом интересов всех действующих сторон: и федерального центра, и субъектов, и ученых, и практиков. Я, в частности, в свое время выступал с предложениями от имени Татарстана на площадке федерального центра, и, что важно, мы были услышаны. В итоге получился компромиссный и реально работающий документ. Поэтому, на мой взгляд, нужно проявлять крайнюю аккуратность и осторожность в части тех или иных новаций в этом направлении. Эту позицию я намерен отстаивать и в Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Совете Федерации. Надеюсь, что мои знания, компетенции в этой сфере будут востребованы на площадке Совета.

Кроме того, Совет Федерации назначил меня своим полномочным представителем в Центральной избирательной комиссии РФ.

 

Какие обязанности возложены на вас в этой должности?

Полномочный представитель осуществляет тесное взаимодействие Совета Федерации с ЦИКом. Дело в том, что Совфед предлагает пять членов Центральной избирательной комиссии. Мы подбираем и работаем с этими кандидатами. Еще одно направление взаимодействия обусловлено порядком формирования верхней палаты парламента: Совет Федерации формируется по итогам избирательных кампаний по выборам законодательных собраний и высших должностных лиц. По закону глава субъекта Федерации, вступая в избирательный процесс, предлагает список из трех человек, один из которых на срок его полномочий будет представлять исполнительную власть субъекта в Совете Федерации. Исходя из этого, отрабатываются все вопросы, связанные с наделением полномочиями сенаторов от регионов.

Буквально в начале марта прошло заседание ЦИК, на котором утвердили председателей центральных избирательных комиссий четырех новых регионов РФ. В этом году там предстоят выборы в законодательные собрания. А сегодня в Совет Федерации уже вошли четыре представителя от исполнительной власти новых субъектов России. По итогам выборов в заксобрания в состав верхней палаты парламента войдут еще четыре человека.

 

Какую роль в системе органов федеральной государственной власти сегодня выполняет Совет Федерации? Как устроена его деятельность?

Совет Федерации Федерального Собрания России образован в соответствии с Конституцией РФ, это верхняя палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне. Как я уже сказал ранее, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.

Учитывая, что высшие должностные лица и законодательные собрания регионов избираются в разные сроки, то и состав Совета Федерации постоянно обновляется.

Что касается нашей республики, то Государственный Совет Татарстана в Совете Федерации с 2019 года представляет Геннадий Емельянов. Я наделен полномочиями сенатора Российской Федерации Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым в сентябре 2022 года.

 

Какие вопросы отнесены к компетенции Совфеда РФ?

Прежде всего, это вопросы укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики. Так, в соответствии с Конституцией к ведению Совета Федерации относится изменение границ между субъектами страны, в его полномочия входит принятие решений о введении военного и чрезвычайного положений, о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России, о назначении выборов Президента РФ и отрешении его от должности, о назначении председателей, заместителей и судей Конституционного и Верховного Судов РФ, ряд аналогичных вопросов, касающихся Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, силовых ведомств.

Одно из важнейших полномочий – рассмотрение и одобрение Светом Федерации федеральных законов, принимаемых Государственной Думой.

 

Как бы вы оценили развитие правового поля РФ в прошлом году? Начало специальной военной операции (СВО) и сложная геополитическая ситуация, безусловно, наложили свой отпечаток на законодательный процесс…

Безусловно. Законодательство всегда отражает наиболее значимые изменения, связанные с общественным развитием. Что сегодня диктует, определяет повестку дня? Конечно, все то, что связано со СВО. Она стала неким катализатором процессов, которые происходили до этого. СВО и последующие события подтолкнули к осмыслению многих вопросов, связанных с главными вызовами и рисками.

Мы хорошо помним, что с деяниями преимущественно западных стран связаны рабство и геноцид в колониях, расизм и нацизм, мировые войны и карательные походы, кровавые перевороты и разграбление стран. Богатство западного мира родилось в результате череды преступлений. Человечество за последние столетия принесло слишком большие жертвы в угоду амбициям и рвению отдельных государств и их лидеров. Чего только стоят последствия Второй мировой войны. Для России тема потерь и утрат этой чудовищной войны особенно болезненна.

Страны коллективного Запада фактически присвоили себе право установления правил и роль вершителя судеб мира. И, как ни парадоксально, делается все это – а фактически творится зло – под красивые лозунги привнесения благ цивилизации, демократии, свободы слова и других так называемых либеральных ценностей, по западным лекалам.

В своей новейшей истории Российская Федерация прошла разные стадии отношений со странами коллективного Запада. После развала СССР страну наводнили западные советники и помощники, все ждали чуда быстрого развития, чтобы стало «как там». Но требования займов, условия банковских и торговых организаций все больше вели к поглощению основных активов страны. Стало очевидно, что сильная Россия никому не нужна, все интересы были лишь к ее ресурсам. Причем так было всегда, и странно было бы ожидать чего‑то иного от ее извечных противников.

Вопреки самоуверенным и расслабившимся недругам, России удалось выстоять, подняться с колен и заявить о себе на международной арене как о великой державе. Коллективный Запад, мнивший себя победителем в холодной войне, явно этого не ожидал. Его безнаказанным агрессивным действиям стала противостоять мощь российского государства. Попытки России строить доверительные партнерские отношения бесцеремонно игнорировались. Думаю, многим россиянам на этом этапе претил сам тезис – «наши партнеры», как и не укладывались в голове насаждаемые ценности и представления о свободе. Но об этом было как‑то не принято говорить без того, чтобы не прослыть ретроградом и не вызвать критики западного мира – как принято было считать, «оплота» свободы, демократии, цивилизационных ценностей.

Все российские предложения, которые были сделаны в декабре 2021 года и касались системы создания коллективной безопасности в Европе, они же все были похоронены. Все наши инициативы отметались. И сегодня мы понимаем, почему они отметались. Потому что Украину уже готовили на заклание. И потом выяснилось, что и Минские соглашения, и все остальное – это были лишь фиговые листочки, которыми «партнеры» прикрывали истинные цели и задачи.

Частью реваншистской политики Запада стало планомерное взращивание «антиРоссии» на территории Украины, агрессия против Донбасса, угрозы Крыму, что в результате привело к вхождению в состав России четырех новых субъектов и вынужденному началу спецоперации, предотвратившей готовящееся нападение на Российскую Федерацию.

Сегодня Россия фактически отстаивает свое право на будущее, меняет ход истории, стремясь обеспечить равенство народов и государств в международной политике.

Все маски сброшены. Побеждать Россию собрались США, Германия, Великобритания и примкнувшие страны, которые, по мнению Сергея Лаврова, напоминают гитлеровскую коалицию.

Что произошло и происходит с точки зрения оценок и тенденций, определяющих наше общественное сознание и развитие? Сегодня многие считают, что фактически идет третья мировая война, только формы другие. В информационной сфере она точно идет.

Во‑первых, девальвируются и рушатся международные институты, способные отстаивать суверенные интересы государств. При этом следует отметить, что растет привлекательность России. Сегодня только мы можем открыто говорить о смене условий международного сотрудничества – собственно, нам терять нечего, мы заинтересованы в построении многополярного мира с понятными правилами игры. Десятки стран хотят вступить в БРИКС, а это большая часть населения планеты. Позиция России привлекательна, так как многие страны не могут справиться с давлением Запада и зависимостью от него.

Во‑вторых, нам противостоит блок НАТО, заявивший о стремлении нанести России стратегическое поражение на поле боя. А значит, у нас должна быть сильная армия, мощная оборонная промышленность.

В‑третьих, против страны введено немыслимое количество санкций. Они исчисляются тысячами, кто‑то уже более 10 тысяч насчитал. Нас очень хотят удушить экономически. Заморозили и пытаются изъять финансовые активы, обрушили торговлю, перекрыли импорт по важнейшим позициям, включая технологии. Это заметно ударило по нам, но, к слову, больше пострадала Европа. Значит, нам надо развивать высокотехнологичные отрасли, IT-технологии, космос и самолетостроение, параллельный импорт; стимулировать бизнес, а также развитие инфраструктуры и строительство – как драйверы. Необходимо добиваться самодостаточности в сотрудничестве с дружественными странами.

В‑четвертых, окончательно рухнули декларируемые Западом либеральные ценности, касающиеся духовности, семьи, свободы слова, неприкосновенности частной собственности, и другие, которые представляли лишь их видимость.

Быть ненормальным у них стало нормой, не следовать этому – значит стать изгоем. Большинство стало заложником у части людей с отклонениями, навязывающей свои ценности. А это путь в никуда…

Перед нами стоит задача защиты традиционных ценностей с опорой на богатое историко-культурное наследие наших народов.

Как верно было отмечено в одном из аналитических обзоров, на смену расслабленному, сытому миру, в котором часто нивелировались ключевые понятия, размывались границы между ложью и правдой, необходимым и лишним, смыслом и бессмыслицей, пришло время проверки себя на прочность. Время осознания по‑настоящему ценного, главного в жизни.

Я намеренно подробно остановился на глобальных тенденциях, определяющих сегодня развитие процессов в мире. В России все эти тенденции учитываются и принимаются во внимание. Они являются основополагающими для определения векторов внешней и внутренней политики и, конечно, определяют и главные особенности законодательного процесса. Соответственно, законодательное обеспечение политики нашей страны включало решение вопросов участия России в международных договорах и организациях, о регулировании экономических отношений и укреплении ВПК, о вхождении новых субъектов в Российскую Федерацию, об обеспечении проведения СВО и поддержке участников операции, о принятии широких мер социальной поддержки населения и отстаивании наших духовно-нравственных ценностей.

Перед Россией стоит большой блок вопросов, связанных с ответом на цивилизационные вызовы, с укреплением курса на суверенное развитие страны. В этом плане я бы отметил глубокую, яркую и убежденную речь Президента страны Владимира Путина, который выступил с Посланием к Федеральному Собранию. В его выступлении есть четкая аналитика и ясно поставлены задачи. Растерянности нет, суетливости нет, все четко и понятно. Все существующие вызовы, риски диктуют задачи перед органами государственной власти, в том числе законодательными.

Сегодня очень многие вопросы, которые в другое время, может быть, рассматривались бы долго, решаются в ускоренном режиме. И я бы отметил наличие общегосударственного, общественного консенсуса, свидетельствующего о понимании и поддержке нашими согражданами политики, которую проводит руководство страны. Да, был небольшой слой людей, воспитанных на либеральных ценностях. Они стали заложниками своих заблуждений. Я имею в виду тех, кто уехал из страны. Хуже им никто не сделает, чем они сами себе сделали. Кто‑то принял ошибочное решение, кто‑то, возможно, вернется. Но важно, что произошло некое очищение в мыслях, в образе действий. Это в целом полезно для будущего страны. И я думаю, что люди должны быть уверены в своем будущем. Россия должна защищать себя, она должна быть только сильной.

 

Расскажите о полномочиях и содержании работы Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности?

В его названии раскрываются и функции. Комитет регламентирует деятельность Совета Федерации, его комитетов и комиссий, готовит правила и основные положения их функционирования, осуществляет контроль за принимаемыми решениями. Кроме того, в ведении комитета находятся вопросы контрольно-надзорной деятельности, защиты прав потребителей, взаимодействия с Центральной избирательной комиссией, формирования состава Совета Федерации и обеспечения работы сенаторов. Круг вопросов достаточно широк. Основная задача комитета – способствовать организации эффективной работы верхней палаты парламента.

Работа внутри Совета Федерации носит открытый и гибкий характер. Сенаторы могут работать как в своем комитете, так и активно взаимодействовать с другими комитетами, участвовать в их заседаниях, вносить предложения, выступать с инициативами. И, как правило, когда комитеты проводят какие‑то заседания, слушания, то приглашают коллег, и заинтересованные лица принимают в них участие. Я в этом плане активно взаимодействую с коллегами и участвовал в заседаниях, посвященных организации избирательной кампании, работе с некоммерческими организациями, сохранению историко-культурного наследия, укреплению патриотизма и исторической памяти о Великой Отечественной войне. Участвовал также в заседаниях по развитию транспортного комплекса, развитию самолетостроения. То есть сенатор не обязательно работает только в своем комитете или комиссии.

 

Вы сказали, что Совет Федерации призван отражать интересы регионов: республик, областей и краев. Как сегодня в Совфеде представлена позиция Татарстана? Насколько весом голос сенаторов от нашей республики?

Интересы Татарстана на федеральном уровне представлены достаточно весомо. Все мы неоднократно слышали о «татарской партии» в федеральном центре, кто‑то говорит о лоббистской партии, по‑разному называют. Я бы сформулировал так: на федеральном уровне востребован опыт Татарстана и сильные кадры, сформированные и воспитанные в республике. Некоторое время назад на «Парламентском часе» выступали вице-премьер РФ Марат Хуснуллин и министр строительства РФ Ирек Файзуллин. Честно скажу, мне и коллегам было приятно слышать их компетентные, аргументированные выступления.

В Совете Федерации Татарстан представляют два сенатора – Геннадий Емельянов и я. Таким же образом представлены все субъекты страны. Все равны, никто ни над кем не довлеет.

Особенно хотелось бы отметить роль председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Она обладает большим опытом работы как в регионе, так и на федеральном уровне. Это сочетание знаний и компетенций уникально. Она всегда акцентирует внимание на поддержке интересов субъектов и отстаивает эту позицию при рассмотрении достаточно тонких вопросов, требующих баланса интересов федерального центра и регионов. Она часто озвучивает позицию, заключающуюся в том, что субъекты, которые хорошо работают, должны и хорошо поддерживаться.

У нас действует не совсем, наверное, справедливое правило бюджетирования регионов, когда при коэффициенте бюджетной обеспеченности региона выше единицы он лишается некоторых видов федеральной поддержки. Есть такие вопросы. К примеру, Татарстан в этом году не вошел в программу по софинансированию приобретения общественного транспорта. Все‑таки хотелось бы, чтобы эти вопросы решались несколько иначе. И председатель Совета Федерации неоднократно об этом заявляла: если субъект хорошо работает, добивается весомых результатов, то и отдача должна быть тоже весомой.

В рамках парламентских часов в Совет Федерации приглашаются министры, руководители тех или иных ведомств. Буквально в последнее время выступали министры внутренних дел, здравоохранения, науки и высшего образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, президент ВТБ и другие. Прозвучали содержательные доклады, у сенаторов есть возможность задавать вопросы, вносить предложения.

Кроме того, в Дни регионов на заседаниях выступают руководители исполнительной и законодательной власти субъекта. По итогам принимаются решения в части содействия социально-экономическому развитию данного субъекта РФ. На заседаниях также рассматриваются инициативы сенаторов, представляющих интересы регионов. Все это в комплексе помогает достаточно эффективно отстаивать интересы субъектов Федерации, доносить их позицию до органов федеральной власти.

 

Одной из важных задач, поставленных руководством Татарстана перед нашими сенаторами и депутатами Госдумы, является привлечение в республику федеральных проектов. Какими программами занимаетесь вы?

Депутаты и сенаторы координируют работу по закрепленным направлениям. То есть каждый сосредоточен на государственных программах в определенных сферах. Я возглавляю группу по вопросам развития транспорта и дорожного хозяйства. Работаем во взаимодействии с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ, другими ведомствами и службами. Недавно состоялась итоговая коллегия нашего Минтранса с участием Раиса республики Рустама Минниханова, вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Республике были даны высокие оценки. Было отмечено, что опыт Татарстана нужно тиражировать по стране. И это действительно так. В Татарстане есть полное видение развития отрасли на пять лет вперед, сверстана программа по дорогам федерального, регионального и местного уровней. По сравнению с другими регионами наша республика достаточно успешна. К примеру, показатели приведения дорожной сети до нормативного состояния у нас значительно выше плановых показателей и выше, чем у многих других регионов РФ. В то же время и задачи мы ставим амбициозные. А значит, необходимо использовать все возможности для привлечения дополнительного финансирования в республику.

Немного неожиданно, что вы занялись вопросами развития транспорта и дорог…

Так сложилось. Все направления были уже поделены. Для того чтобы не перераспределять сферы, мне предложили включиться в это направление. Там уже выстроена успешная работа, нужно помогать толкать паровоз вперед. Будем стараться поддерживать эффективную работу отрасли.

 

У вас очень большой опыт работы в политической сфере Татарстана, в частности – вы профессионально занимались национальными, религиозными вопросами, взаимодействовали с партиями и общественными организациями. Насколько этот опыт востребован сейчас в Совете Федерации?

Политические партии не ведут деятельность на площадке Совета Федерации, фракционная и иная работа выстроена в Государственной Думе. В верхней же палате никому не запрещено быть сторонником той или другой партии, работать в партии, но вместе с тем фракции здесь не создаются. Сенаторы работают вне привязки к какой‑либо партии.

Что касается востребованности моего опыта, то думаю, что это обстоятельство принималось во внимание при назначении меня полномочным представителем Совета Федерации в Центральной избирательной комиссии РФ. Это ведь большой блок внутриполитических вопросов.

Нужно сказать, что в текущем году будет избрано 26 высших должностных лиц, пройдут также выборы в законодательные собрания. То есть нам предстоит прожить насыщенный избирательный цикл.

Сегодня есть проекты определенных инициатив, разработанных с ЦИК РФ. Они, в частности, затрагивают вопросы голосования в системе ФСИН, организации голосования на новых территориях страны. В законодательство будут вноситься определенные поправки. Такая работа будет вестись постоянно с учетом реалий, в которых мы сегодня живем.

Безусловно, вопросы национальной политики также находятся в центре нашего внимания. Я уже упоминал про Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Совете Федерации. Кстати, на этой площадке заместителем председателя Совета является Фарид Мухаметшин, спикер Госсовета Татарстана.

 

Какие вопросы в сфере национальной политики приобретают сейчас особую актуальность?

Вопросы национальной политики всегда актуальны. Я уже говорил выше, что есть инициатива разработки и принятия новой стратегии. Якобы действующая стратегия утратила свою силу, наступило другое время, нужно ее менять и т. д. Я считаю это некорректным, потому что стратегия вырабатывалась как некий компромиссный документ, который устраивает всех участников системы реализации государственной национальной политики. В ней заложены все механизмы решения существующих проблем. А попытки выстроить всё везде по единообразной схеме были и раньше. Так исторически сложилось, что сегодня в субъектах РФ функционируют уже устоявшиеся на протяжении долгого времени организационные формы, через которые проводится национальная политика. Они везде разные, но они приносят результат. Мы видим, что граждане страны позитивно оценивают состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в частности в Татарстане, во многих других регионах. Если где‑то есть какие‑то проблемы, то нужно их рассматривать точечно и решать на уровне субъектов РФ.

Не ставя под вопрос работу системы в целом…

Обобщить и передать какому‑то одному органу все вопросы национальной политики невозможно. Национальная политика охватывает очень широкий круг тем. Блок вопросов входит в сферу культуры, вся языковая политика входит в сферу образования. Есть вопросы, включающие туризм и этнотуризм. Если говорить о противодействии экстремизму, терроризму – здесь уже сфера компетенции силовых органов. Есть религиозная тематика. Развитие традиционных промыслов относится к полномочиям Минпромторга. Отобрать у всех полномочия и «упаковать» все это в одно ведомство – это просто похоронить национальную политику. Это сегодня невозможно сделать. Да, безусловно, должен быть координирующий центр – центр ответственности за реализацию государственной национальной политики. Но все должны заниматься своим делом.

Гарантом конституционных прав и свобод граждан в субъекте РФ является высшее должностное лицо. Данный руководитель отвечает за состояние межнациональных, межконфессиональных отношений в регионе. Соответственно, он определяет то, каким образом выстраивается данная политика: делегируются полномочия министерствам, ведомствам или создаются самостоятельные подразделения. При всем разнообразии организационных форм в каждом регионе проводится целостная и единая государственная национальная политика. Она включает решение трех взаимосвязанных задач: первая – сохранение и развитие языков и культур народов; вторая – укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений, включая взаимоотношения с мигрантами. Третье – борьба с экстремистами. Если кто‑то не хочет жить в согласии с людьми другой веры, другой национальности и придерживается экстремистских взглядов, нам с ним не по пути. Государство в этом случае должно применять по отношению к ним самые жесткие меры. Решение этих задач в совокупности, в тесной связи друг с другом формирует общероссийскую гражданскую идентичность.

 

Как строится ваше взаимодействие с республикой: с госструктурами, общественными организациями, гражданами? По каким вопросам обращаются жители? Наверное, с учетом изменившейся общественно-политической обстановки меняются и вопросы, беспокоящие людей?

На федеральном уровне проходит достаточно большое количество различных мероприятий с участием министерств, ведомств. Среди них – парламентские слушания, парламентские часы, другие мероприятия с участием первых лиц. Готовясь к ним, мы обязательно собираем от наших республиканских министерств и ведомств вопросы, чтобы получить по ним ответы. Как в устном, так и в письменном виде. Мне достаточно легко взаимодействовать с министерствами, поскольку я неплохо знаю всех руководителей. Плюс к этому отслеживаются обращения республики в различные федеральные министерства и ведомства.

Что касается приема граждан, то люди поднимают самые разные жизненные вопросы. Понятно, что иногда обращаются не совсем по адресу с точки зрения проблем, рассматриваемых на уровне Совета Федерации. Но стараюсь откликаться и на них, подключать республиканские, местные органы власти, поскольку эти вопросы важны для людей и требуют своего решения.

К обычной повестке добавились, конечно, вопросы, связанные со СВО. Есть обращения по транспорту, по поводу обеспечения жильем, граждан волнуют вопросы жилищно-коммунального хозяйства и другие.

Были вопросы, связанные с помощью мобилизованным и их семьям. Например, жены мобилизованных объединялись и по своей инициативе помогали мужьям. Естественно, у них появлялись некие затраты, и они обратились в Общественную приемную. Был сформирован список необходимого, его «раскидали» между депутатами и сенаторами. Каждый принял личное участие. Каждый участвует в этой помощи по‑своему, безучастных людей практически нет.

Смотрите также