20 февраля 2023 года в Общественной палате Российской Федерации прошла дискуссия «Педагогическое наследие Константина Ушинского и проблемы современного образования в России». Организаторами стали Научно-методического совета Российского движения детей и молодежи «Движение первых» при участии Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, Российского общества «Знание».
Открывая заседание, председатель Комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова отметила: «Ряд правильных тезисов поднимает сегодня Российское движение детей и молодежи. Связь и соответствие базиса духовно-нравственных установок, гражданско-политической позиции и текущей деятельности Движения – эти вопросы тревожат и волнуют нашу молодежь, которая, без сомнения, является движущей силой нашей страны. Ну и, конечно, кадры решают все! Как мы подходим к их обучению? Хочется знать, какая информация о нравственных ценностях, о новом движении есть в педагогике, а прежде всего, в методике, в программе, по которой готовят педагогических специалистов».
Наследию
отечественной педагогики и важности его применения в современных условиях в свое выступление посвятила первый заместитель председателя Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Любовь Глебова.
Глебова
Любовь Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики
Она напомнила, что взгляды
основателя российской педагогики Константина Ушинского, 200-летие которого
отмечается в нынешнем году, «не только имеют актуальность на протяжение
стольких лет, но и становится стержневыми для сегодняшней педагогической
деятельности: он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать
научные знания о человеке, исходя из признания, взаимосвязи педагогики с главными
науками».
Константин Ушинский продолжал традицию русского просветительства, которая в том числе «была направлена на поиск педагогических решений социально-политических проблем», что особенно актуально и в наше время, отметила сенатор РФ.
«Любой человек, развитие личности которого поставлено как государственная задача, входит, в первую очередь, в систему социально-общественных, социально-политических отношений, где может проявить себя как результат той образовательной, воспитательной деятельности, в которую он был погружён в разных сферах, в том числе и в образовательном процессе», – подчеркнула спикер.
Она также напомнила, что Константин Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики как науки: «Сущностная цель воспитания жизненно важна для человека. Эта часть практической деятельности легла в основу формирования педагогической мысли Ушинского на сегодняшний день актуальна. Посмотрите, как часто мы задаём друг другу вопрос о мировоззренческом основании тех воспитательных действий, которые мы сегодня предлагаем как инструменты для воспитательной работы. Результатом воспитания в первую очередь становится сформированные мировоззренческие основания. Насколько они будут крепкими, насколько эти базовые понятия будут совпадать с тем, что является основой для развития нашей государственной политики, будет оцениваться эффективностью этой воспитательной деятельности и результативностью того процесса, который происходит как в образовательной среде, так и вне рамок реализации образовательных программ».
Заместитель
председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева
Алтабаева
Екатерина Борисовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя
остановилась на вопросах взаимодействия государства и общества в деле воспитания гражданина и патриота. По ее мнению, система воспитания должна акцентироваться на языке,
патриотизме и коллективизме.
Депутат Государственной Думы Лариса Буранова обратила внимание, что сегодня в России патриотическим воспитанием занимаются многие, но когда дело касается результатов работы, они видны далеко не везде, поэтому происходит «заговаривание» понятия «патриотизм». Но очень важно не забывать о том, какой истинный смысл закладывается в этот термин.
О тактике «захвата»
российского сознания геополитическими противниками рассказала член Комитета
Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита
Павлова
Павлова
Маргарита Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области
. Она отметила, что на протяжении долгого времени российских граждан
понемногу учили ненавидеть или с презрением относиться к своей Родине. Поэтому
сегодня сформировалась общая задача: защитить национальные интересы страны, и в первую очередь, детей и молодежь.
Об опыте использования инструментов просветительской деятельности в патриотическом воспитании говорила начальник отдела по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание» Лариса Даль. Она напомнила основные векторы деятельности общества «Знание» – историческая правда и истории успеха, а также взгляд в будущее, в новые технологии, перспективы разных отраслей.
В ходе обсуждения был представлен опыт общественных организаций по реализации инициатив, нацеленных на воспитание патриота и гражданина. В частности, фонд «Соработничество» сейчас реализует на новых территориях комплексную программу по выстраиванию партнерских духовно-патриотических проектов между регионами Дальнего Востока, Сибири, центральной России, а также субъектов Федерации арктического пояса с представителями государства и общества Донбасса и Новороссии. РИА «Новости» презентовал свой проект «Интерактивная выставка исторических VR-материалов», который дает возможность «попробовать» журналистику наступившего будущего, демонстрирует, каким увлекательным и современным может быть патриотический и исторический контент. Фонд поддержки школьной профессиональной ориентации «Зеленая кисточка» познакомил участников заседания с практикой этой общественной организации по реализации проектов патриотического воспитания в учебных заведениях.
Также
прозвучали выступления представителей Министерства просвещения Российской
Федерации о реализации в школах воспитательных программ, представителей
общественно-государственного Российского движения детей и молодежи «Движение
первых». В заседании приняли участие сенатор Российской Федерации Николай Владимиров
Владимиров
Николай Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики
и другие члены
Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами
гражданского общества.