Все новости

Т. Гигель: Для переезда учителей из города в село не должно быть сдерживающих факторов

Сенатор ознакомилась с реализацией федеральной программы «Земский учитель» на примере Майминского района.


Представитель в Совете Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай Татьяна Гигель Гигель
Татьяна Анатольевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай
Гигель Татьяна Анатольевна
в ходе рабочей командировки по региону познакомилась с реализацией федеральной программы «Земский учитель» на примере Майминского района, которая стартовала в регионе в 2020 году.

Принятая программа позволяет переехавшему в сельскую местность учителю получить 1 миллион рублей подъемных. И эти деньги он вправе потратить на собственные нужды.

По словам сенатора, отмеченный в ходе реализации программы конкурс на замещение педагогических вакансий показывает, что программа в принципе заинтересовала молодых специалистов. Обнадеживает и настрой учителей непременно отработать определенный контрактом срок в пять лет.

В Манжерокской школе уже третий год в рамках программы «Земский учитель» работает молодой преподаватель английского языка. Сенатор согласилась с директором Альбиной Кульковой, что темпы внедрения программы не позволяют надеяться на скорое решение кадровой проблемы в сельских школах: только в Манжерокской сегодня не хватает 12 специалистов. При этом за три года работы программы в республике в общей сложности было закрыто лишь 35 вакансий. В том числе в 2020 году – 13 вакансий, в 2021-м — 12, а в прошлом году – 10.

Татьяна Гигель в ходе рабочей командировки по региону познакомилась с реализацией федеральной программы «Земский учитель» на примере Майминского района
Татьяна Гигель в ходе рабочей командировки по региону познакомилась с реализацией федеральной программы «Земский учитель» на примере Майминского района

По мнению парламентария, процессу быстрой адаптации молодого специалиста Арины Меркидовой в коллективе способствовало то, что учителя вместе с директором убедились: с приходом молодого педагога школьники наконец‑то получили возможность учить иностранный язык. Соответственно теперь можно рассчитывать, что отпадет последующий шлейф проблем, с которыми выпускники школы сталкиваются в последнее время: поступая в вузы, они вынуждены с нуля начинать изучение языка. К тому же появилась надежда, что педагогу удастся заинтересовать детей предметом так, что кто‑то захочет вернуться в родную школу с дипломом преподавателя иностранного языка.

Парламентарий с пониманием отнеслась к высказанной директором проблеме, которая обозначилась в процессе реализации программы. Для комфортной работы молодому педагогу требуется жилье. В туристическом поселке Манжерок, где стоимость одного лишь участка под строительство доходит до 4–5 миллионов рублей, на предусмотренный программой миллион рублей купить его нереально. Нет таких средств и у школы, и у поселения, и у муниципального образования.

Сенатор отнесла позицию директора школы и молодого специалиста в отношении администрации туристического комплекса ГЛК «Манжерок» к числу правильных. Действительно, формальных претензий к ГЛК «Манжерок» у них быть не должно. На первых порах администрация туркомплекса откликнулась на просьбу директора школы и выделила для молодого педагога комнату с центральным отоплением в общежитии ГЛК за символическую плату. Но на туркомплексе развернулась большая стройка, и помещение понадобилось для приезжающих с разных мест рабочих.

На ее взгляд, плохо другое: скромная учительская зарплата не позволяет молодому специалисту снимать жилье в «самом туристическом селе». И теперь педагог вынуждена жить в Майме, где купила в ипотеку квартиру–студию на полученные по программе средства, и ей приходится ежедневно ездить из райцентра в Манжерок. Это крайне неудобно, к тому же ограниченность автобусного сообщения не позволяет педагогу вести дополнительные занятия, которые очень необходимы одаренным школьникам.

Сенатор с большим вниманием отнеслась к выстраданному предложению директора школы — на отмежеванном теперь уже бывшем пришкольном участке в 20 соток возвести многоквартирный дом. И предоставлять квартиры под социальное жилье прибывающим в школу молодым специалистам.

По мнению сенатора, в этом предложении есть рациональное зерно. Возведение многоквартирного дома со всеми удобствами позволит школе решить кадровый вопрос и закрыть 12 имеющихся вакансий. К тому же будет снята перегрузка с учителей, вынужденных работать на полторы или две ставки. «В ином случае есть вероятность, что преподавать в замечательной школе, имеющей славные традиции, очень скоро будет просто некому, если исходить из ситуации, что средний возраст педагогического коллектива Манжерокской школы составляет сейчас 48 лет», – заметила законодатель.

В ходе разговора с директором была обохначена еще одна проблема. С закрытием Горно-Алтайского педагогического института и открытием на его база классического университета вуз перестал готовить нужных Республике педагогов. И если молодой специалист все‑таки решается после его окончания идти в школу, то у него возникают трудности по методике преподавания предмета.