В Совете Федерации обсудили вопросы создания социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья.
Член Комитета
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Александр Высокинский
Высокинский
Александр Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области
провел заседание
круглого стола на тему «Актуальные вопросы строительства объектов социальной
инфраструктуры в рамках реализации проектов строительства жилья».
Как напомнил сенатор, перед строительной отраслью сегодня с учетом определенных Президентом страны национальных целей стоит задача по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год, а также улучшению качества городской среды в полтора раза. Так, за период с 2021 по 2030 год должно быть построено более 1 млрд квадратных метров жилья.
При этом он отметил, что количество вводимого жилья ежегодно растет. В 2022 году был установлен абсолютный рекорд – введено более 100 млн квадратных метров. (В 2021 году ввод жилья составил 92,6 млн квадратных метров). «Активно идущие процессы жилищного строительства влекут за собой необходимость решения вопросов обеспечения соответствующих территорий объектами социальной инфраструктуры. В первую очередь, это касается детских садов, школ и поликлиник. Наличие в шаговой доступности этих объектов во многом обеспечивает должный уровень качества городской среды», — считает парламентарий.
По его словам, в настоящее время сформированы и действуют нормативные требования к обеспеченности жилой застройки объектами социальной инфраструктуры, а также их доступности населению. Они подлежат применению при проектировании новых жилых комплексов и при комплексной реконструкции сложившейся застройки микрорайона.
Вместе с тем, подчеркнул Александр Высокинский, в настоящее время наблюдается определенный дисбаланс между объемами возводимого жилья и строительством объектов социальной инфраструктуры. Это, в первую очередь, вызвано малой привлекательностью объектов социальной инфраструктуры для застройщиков, а также ограниченностью возможностей финансирования их создания из бюджетов регионов и муниципалитетов.
Сенатор обратил внимание на то, что также имеет место нехватка необходимых под размещение объектов социальной инфраструктуры земельных участков. «Эта проблема особенно характерна при реконструкции уже сложившейся застройки. В таких случаях требуются дополнительные затраты для высвобождения необходимой территории».
Александр Высокинский напомнил, что законом о комплексном развитии территорий предусматривается возможность возложения обязанности по строительству объектов социальной инфраструктуры на застройщиков с последующей безвозмездной передачей таких объектов в государственную или муниципальную собственность. При этом застройщики имеют право в текущем налоговом периоде оформить инвестиционный налоговый вычет на понесенные на создание объектов социальной инфраструктуры расходы до 80 проц. «Но здесь имеется ряд процедурных проблем. В частности, не регламентирован порядок и сроки передачи таких объектов на баланс соответствующим органам власти, что на практике зачастую приводит к существенному затягиванию данного процесса», – уточнил законодатель.
С другой стороны, отметил он, имеют место случаи недостаточного контроля органов государственной власти за застройщиками, которые зачастую вводят в эксплуатацию значительные по площади жилые комплексы, не обеспечив жителей необходимыми объектами социальной инфраструктуры. «Конечно, здесь важно установить определенный баланс интересов. Понятно, что застройщик согласно действующему законодательству не может получить проектное финансирование на строительство объектов социальной инфраструктуры. Это требует вложения его собственных средств и, в конечном счете, существенно влияет на увеличение всей себестоимости строительства».
Сенатор считает, что для регионов здесь большим подспорьем является реализация входящих в состав федерального проекта «Инфраструктурное меню» таких финансовых инструментов, как инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации. Их использование предполагает привлечение в реализацию проектов внебюджетных инвестиций. В частности, в рамках использования механизма инфраструктурных облигаций Президиумом Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ уже одобрена реализация в регионах 17 проектов по строительству социальной инфраструктуры на сумму займа в 31 миллиард рублей. Из 930 объектов, на реализацию которых предоставлены инфраструктурные бюджетные кредиты, 80 объектов – это объекты социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, указал Александр Высокинский, уже сейчас спрос на ИБК превышает предложение. Как известно, средства инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 1 триллиона рублей на период 2021 – 2025 гг. уже распределены между 83 субъектами Российской Федерации.
Сенатор полагает важным дальнейшее развитие института государственного (муниципального) частного партнерства и в целях его более широкого внедрения – совершенствование законодательства о комплексном развитии территорий. Он также считает необходимым проработать дополнительные меры поддержки застройщиков, реализующих проекты комплексного развития территорий, в части строительства ими объектов социальной инфраструктуры.
В мероприятии приняли участие первый
заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий,
Городецкий
Владимир Филипповичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Новосибирской области
первый заместитель
председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Сергей
Мартынов,
Мартынов
Сергей Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Марий Эл
сенаторы РФ, первый заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин, аудитор
Счетной палаты РФ Наталья Трунова,
президент Ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков, представители субъектов РФ, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного
общества «ДОМ.РФ», профессионального сообщества.