Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности сенатор РФ Сергей Перминов ответил 5 декабря в эфире телеканала «Вместе-РФ» на вопросы о перспективах глобального энергетического рынка в свете антироссийских санкций, в т. ч. попыток устанавливать «потолки цен» на нефть.
«Коллеги в ОПЕК+ проанализировали в минувшие выходные факторы, которые оказывают давление на установление ценовых коридоров. И приняли решение не вводить дополнительные квоты по сокращению добычи, потому что текущая ситуация видится коллегам как вполне соответствующая их интересам. Это ожидаемое решение», – отметил сенатор РФ. По его словам, сокращение срока между встречами министров энергетики стран объединения ОПЕК+ связано с тем, что «мир столкнулся с невиданным явлением, когда сформирован консорциум покупателей нефти, то есть покупатели решили политическими методами устанавливать «потолок цен». Это чрезвычайная ситуация, и производители-экспортеры нефти решили ее обсудить, чтобы оценить комплексно, насколько и как это может влиять. Также, так понимаю, что это «платье», которое шьют России, ограничивая ее в ценах, примеряют на себя и другие участники ОПЕК, и это тоже предмет для обсуждения, предмет для реакции».
Отвечая
на вопрос о факторах, которые будут влиять на последующие решения ОПЕК+ по квотам на добычу «черного золота», Сергей
Перминов
Перминов
Сергей Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области
констатировал, что «санкционные ограничения, введенные в отношении
«верхнего потолка» цен, носят динамический характер: на уровне минус 5% от рыночной стоимости. А факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование цены, которые обсуждали коллеги, насчитывается четыре: инфляция,
суверенный долг, монетарная политика государств-покупателей нефти и фактор
«нулевой толерантности» по коронавирусу в Китае, являющемся одним из доминантных рынков. Если те самые характеристики установленного динамического
«потолка цен» будут пересмотрены, то коллеги будут собираться, оценивать
перспективы и ценовые коридоры, принимать соответствующие решения. То есть это
будет постоянная такая борьба щита и меча, покупателя и продавца, и мы с вами
сейчас входим в весьма интересный период, когда эта динамика будет постоянной».
«Мы перенаправляем свои энергетические потоки, занимаемся вопросами построения логистики именно морских поставок, в течение уже полугода. Потому что те ограничения, которые сейчас введены, были озвучены еще в июне. Наш ориентир – это Юго-Восточная Азия. Наши основные покупатели в поставляемой морем нефти – это Индия, Китай, ряд других государств. Эти вновь построенные логистические маршруты достаточно подробного проработаны представителями и шиппинговых компаний, и нашими производителями нефти. Поэтому, у нас новые ориентиры, – сказал сенатор. – Нефтепродукты под санкционные ограничения не попали, и эмбарго на морские поставки введены только в отношении рынка Европы. Нефть, переработанная в третьих странах, может поставляться, и даже переработанная в России нефть не является предметом тех самых санкционных ограничений. Это очень интересный вопрос еще и потому, что ряд аналитических агентств опубликовали буквально в последний месяц свои отчеты и доклады о том, что сформирован так называемый сумеречный или теневой флот, который состоит примерно из 400 танкеров различных классов (три основных – VLCC, Suezmax, Aframax). Такие «сумеречные флотилии» готовы работать, не давая отчет санкционным регуляторам. И последние (США и европейские государства) теперь начинают размышлять над тем, как к этому относиться. Это такое новое явление, которое мы с вами будем изучать в дальнейшем. Поэтому, полагаю, нефтепродукты – не под угрозой, а что касается доставки нефти – это тоже предмет рассмотрения».
Комментируя ожидания по нефтяным котировкам в предстоящие дни, Сергей Перминов напомнил, что «мы поставляем на мировой рынок, до последнего времени, порядка 6 млн баррелей нефти морем. Morgan Stanley подсчитали, что если единомоментно изъять весь этот объем с мировых рынков, то цена «уйдет» в периоде, в потолке, до 380 долларов за баррель. То есть, это катастрофа просто («все сложилось»). Что мы видим с вами последние дни – это рост стоимости котировок на нефтяные сорта Brent и Urals где‑то на 2–3%. В этих коридорах мы, собственно, и будем наблюдать за развитием событий. Если не случится рецессия, о которой экономисты предупреждают, если не случится глобальная структурная перестройка мировой экономики, что будет охлаждать спрос на нефть и нефтепродукты. Тогда другая картина».
Также в интервью были затронуты поставки российского газа и подоплека иска германской компании Uniper к российскому «Газпром»: «Это очень интересный вопрос. Uniper – это, до последнего времени, дочерняя компания финской энергетической компании Fortum. Летом текущего года Uniper из‑за того, что произошел разрыв по контрактным поставкам, вынуждена была компенсировать недостающие, выпадающие объемы покупками на внешних рынках СПГ по высоким ценам. Когда стал копиться убыток, Fortum отказалась от Uniper, вышла из капитала. В этот момент времени германское правительство приняло решение, по сути, о национализации. Вхождение в капитал Uniper германского правительства завершится буквально в середине декабря. Что происходит дальше? Между «Газпром» и Uniper, отвечающей за 40% внутреннего рынка Германии по поставке на всякие коммунальные и иные нужды подписаны контракты по швейцарскому праву. И рассмотрение иска должно состояться в Стокгольмском арбитраже. Uniper, по сути, германское правительство, декларирует 40-миллиардный убыток. То есть, это первый иск в отношении «Газпром».
«Между тем «Газпром» говорит: давайте смотреть за хронологией развития ситуации. Первое – украинская газотранспортная система отказывается принимать наши объемы газа на перекачивающей станции «Сохрановка». Второе – вводятся санкционные ограничения. Третье – происходит уничтожение в результате диверсионных актов трансбалтийских газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Введенные санкционные ограничения не позволяют нам обслуживать газоперекачивающие станции в полном объеме. «Газпром» заявляет о том, что наступили обстоятельства форс-мажора, то есть обстоятельства непреодолимой силы. И теперь германское правительство, вместе с компанией Uniper, пытаются переложить с больной головы на здоровую. Сами создали ситуацию, когда ритмичная поставка, исполнение контрактов «Газпром», оказалась невозможна, и теперь они пытаются в стенах суда решить этот вопрос. Что будет означать это для «Газпром»? Как я полагаю, основная цель, которую преследует германское правительство, – это навесить такие гири на ноги нашего газового монополиста для того, чтобы он был неповоротлив, чтобы ему было некомфортно при работе на внешних рынках. То есть, это еще одна попытка ограничений. Вот что происходит.
Комментируя сообщения, что «Газпром» намерен законсервировать оборудование на компрессорных станциях «Портовая» и «Славянская», которые обслуживают «Северные потоки», вопросы о сложностях процесса и сроках возвращения станций в эксплуатацию, сенатор сообщил, что «разговаривал с коллегами из компании Nord Stream 2. Они говорят, что на изготовление инженерного проекта – а это очень сложный проект – уйдет где‑то до полугода. Опыта консервации подобного рода объектов, наверное, нет ни у кого в мире. Соответственно, это инженерный проект. Дальше – принятые технические и технологические решения. И дальше, если речь будет идти о расконсервации, это тоже большой промежуток времени. То есть, это очень сложная задача».
Отвечая на вопросы об идее «Тройственного газового союза» (Россия, Казахстан и Узбекистан), сенатор РФ отметил, что «это несколько целей, которые преследуют стороны. Первое – обеспечение внутренних потребностей Казахстана и Узбекистана. Несмотря на то, что есть мощные разведанные запасы на территории этих государств, это трудноизвлекаемый или попутный газ. Второе – «Газпром», Россия, пересматривает свою концепцию, отношение к восточным рынкам. Если раньше мы говорили с вами о проектах «Сила Сибири – 1», «Сила Сибири – 2», то теперь «Газпром» говорит о Восточной газовой системе, которая должна, с одной стороны, обеспечить близлежащие дружественные страны необходимым сырьем, а с другой стороны, должна совместно с этими странами проложить транзитные маршруты на территорию Китая. Потому что у китайских компаний и у газовых компаний Казахстана есть прямые контракты, и по ним должен поставляться газ. А дебет этого газа постоянно снижается, и внутренняя потребность Казахстана растет в потреблении «голубого топлива». Аналогичная ситуация происходит и на территории Узбекистана. Параметров не скажу, потому что они только начинают обсуждаться, это первый подход к этому предмету. Но абсолютно точно, что в рамках взгляда «Газпром» и России на Восток как большую газотранспортную систему, которая обеспечивает и наши Дальний Восток и Сибирь, и ближайшие государства, это по сути одно еще из новых слов в этой газовой глобальной политике, нашей газовой политике».
С полной версией интервью Сергея Перминова программе «Сказано в Сенате» парламентского телевидения «Вместе-РФ» можно ознакомиться по ссылке: https://vmeste-rf.tv/programs/skazano-v-senate/skazano-v-senate-sergey-perminov-vliyanie-mirovykh-so…