Мероприятие провели М. Ахмадов и Е. Писарева.
Заместитель председателя Комитета СФ по социальной
политике Мохмад Ахмадов
Ахмадов
Мохмад Исаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чеченской Республики
и член
Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева
Писарева
Елена Владимировнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области
провели круглый
стол на тему «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная
переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Как отметила во вступительном слове Елена Писарева, для работы с детьми данной категории нужен особый подход. «Педагог, обучая ребенка с ОВЗ или инвалидностью, должен понимать: сколько бы он ни изучал методик, с кем бы раньше ни работал, нужно быть готовым к индивидуальному подходу к каждому ребенку».
Образовательные учреждения должны быть готовы подстраиваться под особенности каждого ребенка, и обязательно работать с родителями
По мнению сенатора, при этом нужно менять существующий уклад школы, расписание занятий, не просто создавать доступную среду: пандусы и лифты, но и культивировать правильную психологическую обстановку. «Образовательные учреждения должны быть готовы подстраиваться под особенности каждого ребенка, и обязательно работать с родителями», — считает Елена Писарева.
Мохмад Ахмадов в своем выступлении рассказал, что в настоящий момент по программам общего образования в рамках инклюзии обучается более 1 млн детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом право выбора формы образования ребенка предоставляется родителям. «Разработана модель инклюзивной образовательной организации. Для детей с ОВЗ готовятся адаптированные образовательные программы», — отметил сенатор.
В то же время, по словам парламентария, практика инклюзии вызывает много дискуссий в педагогических, научных и общественных кругах. «Развитие современного подхода в инклюзивном образовании сталкивается, прежде всего, с проблемами неподготовленности системы общего образования к внедрению инклюзии, отсутствием специальных условий для обучения детей с ОВЗ. Существуют трудности с обеспечением школ необходимым оборудованием, сохраняется высокая численность обучающихся на дому», — добавил Мохмад Ахмадов.
Директор профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» Ирина Дрозденко в ходе круглого стола рассказала о профиле и особенностях работы учреждения.
Заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Константин Богоносов отметил, что приоритетом Министерства является обеспечение равного доступа к высшему образованию всех граждан, и создание соответствующих условий для людей с инвалидностью и ОВЗ. «Для этого ведется работа по таким направлениям, как повышение качества и доступности среды, обучение персонала организаций высшего образования, разработка адаптационных модулей и онлайн-курсов, социализации студентов с инвалидностью и содействие их трудоустройству».
Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская проинформировала о ключевых направлениях деятельности ведомства, в том числе по созданию и развитию кадров для получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ. Она представила системный анализ проблем и необходимых мер по их решению, рассказала об отработке механизмов прогнозирования кадровой потребности в специалистах и расширении практики целевого обучения.
Участники дискуссии предложили актуализировать комплекс мер, направленных на модернизацию системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В этих целях предусмотреть утверждение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», принять комплексные меры по преодолению дефицита высококвалифицированных кадров в государственном секторе системы образования и психолого-педагогической реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в сельских школах, труднодоступных населённых пунктах. Также предлагается разработать экономические и социальные меры поддержки учителей-дефектологов и учителей-логопедов.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования.
В обсуждении приняли участие сенаторы РФ Наталия Косихина,
Косихина
Наталия Владимировнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ярославской области
Анастасия Жукова,
Жукова
Анастасия Геннадьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чукотского автономного округа
Анна Отке,
Отке
Анна Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского автономного округа
директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Надежда Мазурова, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического
спектра МГППУ Артур Хаустов,
директор Ресурсного учебно-методического центра МГППУ Гузель Саитгалиева, директор Института коррекционной педагогики РАО
Татьяна Соловьева, проректор
по учебно-методической работе МГГЭУ Елена
Сахарчук, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному
образованию Дина Макеева, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МПГУ Анна Алмазова, директор Общественного
объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель, директор Центра инклюзивного
образования Новгородской области Мила
Волынчук.